С тех пор, как все произошло, произошло столько всего. Сказали бы год назад - у виска бы пальцем покрутил. Социальные сети, знаете ли - всего лишь социальные сети, но сейчас не только. Сейчас это СМИ в самом кондовом, прямом смысле этого слова. Дезинформации они содержат столько же, сколько официальные и профессиональные, но тут есть это raw quality, неотфильтрованность. Ты читаешь не про то, что происходит, а то, что отражается, или точнее преломляется в головах. Преломленный свет может отсвечивать, как настоящий, и если он выполняет свою функцию - никого не волнует реальный источник.
Все в итоге превратились в сотрудников аналитического отдела какого-нибудь центрального или главного или единственного разведывательного управления. Мастера фильтрации. Представляете, если вы работаете в канализационном коллекторе, и вам сказали - найдите колье королевы Анны, она уронила его в унитаз, и теперь вам надлежит все собрать по крупицам. В смысле по камушкам, по жемчужинкам. И вы со всем вашим отделом и ресурсами ныряете. А потом выясняется, что она вообще не в унитаз уронила, а скажем в графском парке в черный пруд...
Ну ладно. Это лирическое предисловие. Про что я хотел. Про Крым.
Так вот. С тех пор, как это произошло - после вопроса "что с нами со всеми будет" и еще нескольких десятков подобных же, наступает очередь оного про собственно обитателей спорной зоны. "Судьба его волнует зрителей"(с). Нет, не подумайте неправильно - они на самом деле мало кого интересуют. Ни возмущенных жителей Украины, ни торжествующих жителей России, ни русскоязычных жителей США, Германии, Канады и Израиля. Их (дискутирующих на эту тему) большей частью интересует предлог для подтверждения своей гражданской позиции. Но что там, в Крыму, на самом деле происходит - тайна великая, и читать любую напечатанную информацию про это - дело неблагодарное. Читать российские СМИ - сразу отметаем, там гордость за спасенных людей, которых красиво освободили. Читать какое-нибудь юаинфо - аналогично, там рассказывают про то, как там, в Крыму все ужасно, а также про то, что Россия всей мощью вторгнется завтра, а послезавтра режим Путина падет, и заграница нам поможет.
Вот только родственников своих эти несчастные-счастливые всё-таки волнуют. От родственников и доносятся крохи. Смутные. "У меня там родственники, они счастливы" - слышишь довольно часто.
До меня тоже доносится, и я с интересом слушаю, и так же, как и все, пытаюсь фильтровать. Собственно чего фильтровать, это игра в "верю-не верю". И тут уже зависит от того, чему хочешь верить, что выглядит достоверно.
Например, у друга моих родителей родственники в Крыму. В тот момент, когда там все происходило, он сильно беспокоился - невозможно было ни деньги перевести, ни получить перевод. Этому верю.
Но когда мама его спрашивала несколько раз - ну как они там? что они говорят? - он неизменно говорит - они счастливы. Они, говорит, страшно рады, что их освободили, потому что они ненавидели ту власть, и боялись бандеровцев. И у них там все заебись хорошо.
Я этому верю вполне. Что они счастливы были в момент освобождения - верю. Что они ненавидели ту власть - так ее не только жители Крыма ненавидели, в Киеве ее ненавидели еще больше. Что они боялись бандеровцев - тоже верю, а кто их не боится, особенно если не видел никогда. В то, что у них были основания ненавидеть ту власть больше, чем советскую, или какую другую (собственно, ничем они не отличались) - не верю. В притеснения тоже не верю - обворовывали, да, отнимали что могли, от налогов до предприятий - да. Но притесняли - не. Ну и вообще люди обычно склонны радоваться переменам, когда со знаменами и радостью. Не все конечно, но большинство склонно.
Или вот я знакомую спросил, она ездила в Крым. Недавно совсем. Как дела там? - Да в общем, как и было. Я у ребят там была в Гурзуфе, замечательные совершенно ребята. А так - ничего нового. Ну плакаты ужасающие, но в целом тихо. Ах да, еще пляжи пустые.
Я этому тоже верю. И ребята что замечательные - верю, я когда в Крым ездил 25 лет назад в Ялту на троллейбусе на местные фестивали - чудесные ребята. И набережная. И виноград этот великолепный осенью. И горы с осенним, начинающим рыжеть, лесом.
Про то, что ничего нового - ну а что нового может быть. Надписи там были на русском, остались на русском. Верю. Про плакаты тоже верю. И про пляжи очень достоверно. В спорную зону всегда желающих отдохнуть меньше.
А вот сегодня я случайно познакомился с одной бывшей крымчанкой. Она совершенно непохожа на либеральную оппозицию или украинскую патриотку. Обычная себе такая девочка-бухгалтер. Она оттуда, родители там.
И я ее осторожно спрашиваю. Ну как там, счастливы твои? она говорит - да нет. Никто не счастлив. - Почему?
- ... Приват банк закрыли. Все деньги, которые родители имели, они потеряли.
- и что, никто не компенсирует? - Да какое там. Маме на операцию надо ложиться, а денег нет, сбережений нет. Вот я сейчас тут впахиваю на двух работах, ей помогаю. Зарплаты, пенсии не увеличились, просто перевели в рубли, а цены уже дороже тех которые были раза в три. Граница на замке. Поезд, входящий или выходящий из Крыма, держат 8 часов на границе. Лето, в поезде кондиционера нет...
Вот этому я верю больше, чем всем остальным сообщениям. Поезд без кондиционера, шестьсот веселый какой-нибудь, стоит на границе жарким летом, и его шерстят. А может и не шерстят, просто бюрократическая процедура, пока этот пограничник почешется. Тут на границе США-Канада поезд или автобус могут держать довольно долго. Ну то есть не то, чтобы сильно долго, но они не торопятся там на границе, их служба и опасна и трудна, ошибиться нельзя, они не торопятся. А кондиционера в поезде нет, и лето. Жаркое крымское лето, степи Джанкоя, запах Сиваша...
И про деньги верю. Все имеет последствия. То есть территория уже другой страны, банк закончил работу, денежку с собой забрал. Я конечно не знаю тонкости, может быть можно получить их в другом отделении банка. Но это я мыслю нормальными категориями, а какая же тут нормальность. Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, не прячьте ваши денежки, иначе быть беде (с).
- И зачем это все? - как то даже растерянно спросил я. - А ни зачем, - сказала она со злостью. - Просто Путин долбоеб.
Клянусь, она так и сказала, я не наводил ее на эту мысль, я сейчас очень осторожно с людьми разговариваю. Я видел пару раз то, что сейчас называют индуцированным психозом, это очень страшно. У человека буквально останавливается взгляд и он начинает кричать (я не преувеличиваю) цитатами из прессы и пересказывать содержание песни "Враги сожгли родную хату" или "Хотят ли русские войны". Потом оно проходит, он опять становится нормальным. Вменяемым. Можно с ним разговаривать про воспитание детей или про хорошую поэзию там. Ну, у некоторых не останавливается. Некоторые уже отстреляли всех своих знакомых-друзей за неправильную позицию. Я одному такому даже сказал - когда от тебя женщина очередная уйдет, или несчастье случится, тебе пусть Родина позвонит, справится как дела, посочувствует. То есть нет, я не сказал, я подумал. Конечно не сказал, что это изменит...
И я никакого злорадства не испытываю, когда я слышу, что там плохо. Жалко. Их жалко. Нас жалко. Нас всех жалко - здесь анализирующих и скрывающих за этим анализом свой страх, тех кто боится там - что завтра прилетит самолет и разбомбит. В одном месте боятся российских самолетов, в другом - украинских. А в России боятся американских. Всерьез боятся. Я думал, они шутят так, но они совершенно всерьез боятся. А я в итоге боюсь разговаривать с ними. А на Донбассе самолеты летают и бомбят всерьез, а им всерьез отвечают танки и реактивные минометы. Или наоборот - едут и стреляют танки и минометы, а самолеты им отвечают. Акцент важен - в зависимости от того, кого ты поддерживаешь.
Ничего нового - отобрать собственность или территорию, нагнуть одних, ограбить других, вывести оболваненную толпу на площадь. Откуда-то - где они были все это время? неужели в лесах скрывались в тренировочных лагерях? - появляется вся эта урла с безумными глазами и оружием, "купленным в военторге". Все это "Гуляй-Поле" с романтиками в пыльных шлемах камуфляже. И они не шутят.
Нет, я хочу конечно сказать - моя сторона правая. Что позыв, импульс - выгнать плохих, назначить хороших, отказаться от старого и мерзкого и повернуться к хорошему и светлому - дорогого стоит, даже если это и кажется безнадежной попыткой.
Но вот я представил.
Я представил, что сейчас Крым взяли и вернули. И даже извинились. Войска вывели. Или по соглашениям вернули на базы. И юрисдикция прежняя.
Приходят старые новые ребятки, и тут же у кого-то что-то отнимают, вешают лозунги, идет охота на ведьм - нет, наверное, я надеюсь, не с расстрелами и концлагерями, а эта самая люстрация. Которая не будет разбирать кто там взяточник мерзавец, а кто просто честно верил не в то, и проиграл, или просто под руку попался, или кто-то уже давно претендовал на его место. Этих освободить, тех посадить. Уволить там, из школы, например, или из милиции. Памятники одни снести, другие поставить. С тем же весельем, блеском в глазах и абсолютным сознанием своей правоты. Маятник. Интересные времена, передел собственности, территории, планеты.
А дороги те же. И киоски те же. Пыльный асфальт, лепестки акации на нём. Сбербанки, почта, военкомат, больницы, поликлиники, собес, ЖЭК, полиция-милиция. ГАИ. Безумные цены на место в конуре в курортный сезон. И местный рынок.
И горы, спуск к морю, солнце, галька на диком пляже, листья дикого винограда, запах Крыма.
... И зачем это все?