(no subject)

Apr 04, 2010 00:15

Сотрясение моз воздуха, или о ненависти.

Несколько дней назад я, как это бывает со многими, встрял в нехорошую дискуссию с одной из своих бывших френдесс. Мне это вообще-то не очень свойственно, я не хожу по чужим блогам с целью зацепиться и поругаться, а потом пожаловаться у себя, как меня обидели. Собственно говоря, речь не о конкретной сваре, а о том, чем она была - с моей стороны - вызвана. В конце концов - это мои проблемы, мало ли какие взгляды люди исповедуют, иди мимо, не читай, расфренживай в крайнем случае. Эксцессы такого рода со мной обычно случаются, когда я вступаю в разговор с человеком, как мне казалось, вменяемым - не в смысле душевного здоровья, а по сходству взглядов на мироустройство. Когда же выясняется грандиозная их (взглядов) полярность - ты не успеваешь отскочить, ну и получи фашист гранату. Поделом.
Я не хочу обсуждать здесь ни пост, в котором я зацепился, ни даму, которая продолжила обсуждение в моем собственном блоге, и как ни старалась (у себя-то она весьма раскрепощена и откровенна), но в конце все же сделала выводы о моей личности (разумеется, негативные) - она решила убрать все, что она у меня написала, ну и я поступил точно так же. Так что те, кто не успел прочитать мой предыдущий пост, насладиться расследованием, кто же из нас прав, не смогут. Ну разве, если очень постараются. Рекламу ей делать смысла не вижу.
Но захотелось написать, потому что достало очень. Не конкретные взгляды моей собеседницы, а то, как часто я с ними сталкиваюсь, общаясь с довольно большим количеством людей, считающих себя цивилизованными. Поэтому я хочу поговорить с теми, кто меня читает - о вещах, глубоко меня волнующих. О том, к чему я отношусь с глубочайшими ненавистью и отвращением. Заранее прошу прощения, если информации будет много и она не будет систематизирована. Так же понимаю, что скорее всего задену за живое многих.

Лет мне было 14. Поехал я в Москву к своим родственникам - чудесным людям, которые водили меня по Москве. Во время одной из прогулок, стоя на остановке, я увидел, как из автобуса вышло несколько человек характерной восточной внешности. Смотря на них, сказал - совершенно без какого-либо отношения, и честно говоря, даже не понимая, зачем (до сих пор не понимаю, честно) - слово "чучмеки". Реакция моей тети была немедленной. "Не говори, Алик, - сказала она - этого слова никогда. Это тоже самое, что слово "жид". Ты ведь слышал это слово."

Слово "жид" я, разумеется, слышал, в том числе и в свой адрес. Как, скорее всего, большинство еврейских детей в бывшем Советском Союзе - хотя иногда мне говорят, что за Уралом, на Дальнем Востоке и в Сибири есть места, где этого слова не знают. Правда те, кто говорят - сами евреями не являются. Впрочем это отступление. Как всякий ребенок, который в первый раз услышал нечто подобное - я спросил у родителей, что сие означает. Объяснение было стандартным - да, Алик, ты еврей, но на самом деле этим надо гордиться (ага, погордись. во дворе погордись, в какой-нибудь местности, где твоих товарищей "по несчастью нет", например в каком-нибудь детском санатории на Западной Украине. погордись.), потому что - евреев хоть все ненавидят и истребляли (в качестве аргумента - немцы во время войны вызывали - "жиды и коммунисты - выходи". приравняли к коммунистам, а это значит хорошо), но они (мы, евреи т.е.) на самом деле подарили миру выдающихся ученых, музыкантов, изобретателей. И так далее. В принципе в подобных ситуациях родительские реакции разнообразием не отличались - месседж был следующий: ты должен этим гордиться, но светить это не стоит - в целях самосохранения. Взаимоисключающий такой совет. Варианты - да какой ты еврей, ты обыкновенный советский мальчик, или же - да, гордись и иди бей морду любому, кто произнесет в твоем присутствии слово "жид" или просто "еврей" - были пожалуй, в меньшинстве.

Вывод я из этого сделал следующий - и он, кстати, вполне кореллировал с идеологией, принятой в СССР (декларативно, но тем не менее): дискриминация по национальному признаку есть вещь отвратительная; неважно, в чей адрес: еврей, армянин, татарин и т.д.
У меня развилась резко негативная реакция по отношению к любому, кто высказывает гадости в адрес любой группы людей по национально/этническому признаку. И я думал, что как минимум у своих соотечественников, воспитанных в этом же ключе, не говоря уже об одноплеменниках - это в порядке нормы. Я был наивен.

Когда я приехал в США, почти первое, что я услышал от многих эмигрантов, в том числе и от родственников - не беспокойся, Алик, мол, ты здесь поживешь немного - и станешь расистом, таким же как и мы. Речь шла о негритянском, или "черном" или "афроамериканском" населении города Нью-Йорка. "На юге они другие" - сообщали мне мои бывшие соотечественники - "помнят..."

Вот вам пример. Интеллигентная женщина жалуется на нашего общего знакомого - он ей сказал, мол, я у тебя в доме видел черного. Не понимаю, мол, как можно так жить (сам он живет в хорошем доме в Нью-Джерси, разумеется своем). Я тоже возмущаюсь: какая гнусность, в самом деле. Выяснилось впрочем, что ее возмутили не столько расистские взгляды товарища, сколько то, что он кичится своим благополучием. А так да, на самом деле - нет дыма без огня, вон известная (называется имя известное всей еврейской диаспоре) писательница недавно сказала, что она теперь боится ходить по черному району, хотя всю жизнь не боялась, и она всю жизнь ратовала за либерализм. И в таком духе. Так что, конечно нельзя всех под одну гребенку (женщина интеллигентная, повторяю), но все-таки... все-таки... (нет, на самом-то деле я действительно не советую ходить в некоторые районы, особенно ночью - по соображениям безопасности).

На самом деле я не настолько идиот, чтобы желать всеобщего или всемирного братства. Люди разные. Культуры разные. Иногда они взаимоисключающие. Иногда это взаимоисключение приводит к трагедиям. Вон например в Индонезии живет племя, промышляющее охотой на свиней. А ниже по реке живет племя, принявшее мусульманство. У тех удачная охота, они мяса добыли, а отходы в реку. А тем в итоге пить нельзя. Начинается война. Экстремальный пример, впрочем об этом еще речь зайдет, сейчас я о другом. О том, что на самом деле я могу понять - как минимум на уровне причины - отчуждение одного племени от другого, культуры от культуры, желание обособленности, и как результат - настороженность и нелюбовь к представителям другой группы. Это на интеллигентском языке называется ксенофобия. "Не люблю евреев (татар, грузин, армян, негров, китайцев... далее по списку)".

Это неприятно. В особенности если это по отношению к тебе. Но - повторяю - понять это можно, в особенности если человек и находится на уровне общинного развития, не является образованным, не называет себя цивилизованным и т.д. Не любит и не любит. Это честно. То, что приводит меня в состояние бешенства - и иногда создает проблемы в общении - когда эта ксенофобия начинает обосновываться различного рода "примерами", выкладками "ученых востоковедов" и всевозможными статистическими данными - посмотри, Алик на статистику: в американских тюрьмах - большинство черных, а в Израиле евреи превратили страну в цветущий сад, а арабы как жили в грязи так и живут, это у них в крови, они все такие, у них такая ментальность. Таким образом "интеллигентные" люди получают возможность оправдывать эту гнусность - мол, мы бы рады так не считать, и вообще среди "них" есть конечно неплохие люди, но в целом... статистика, нет дыма без огня, ученые востоковеды, да ты посмотри телевизор, почитай газеты...
Про "ментальность" тоже был интересный случай. Мы с моей бывшей женой летели в Доминиканскую республику. Самолет был почти пустой. Мы сели, мимо нас прошло семейство компатриотов опять же, муж, жена, капризничающий ребенок и, видимо, теща. Пройдя мимо нас, они сели за нами, и я слышу речь главы семейства - а ну, давай, гони этих америкосов с наших мест, а то обнаглели совсем (самолет, повторяю, полупустой). Теща (или свекровь) встала и на ломаном английском попыталась нам объяснить, что мы заняли не свои места, а на ряд дальше. Так и оказалось, я извинился за недоразумение, а в конце прибавил на русском, чтобы они были осторожнее, их могут правильно понять. Возник конфуз. Под конец глава семейства подошел с заискивающими глазами извиняться, пытался пожать руку (не получилось) и сказал - ну мы же обознались, я же не про вас, я про их "менталити"... (ну да, их "менталити" заключается в том, чтобы этого ублюдка принять в качестве беженца, дать ему возможность посидеть на госпособии, найти работу, чтобы он мог летать на их же самолете на карибские курорты...)

И больше всего меня выбивает из равновесия, когда вот этой дрянью страдают люди, которые всю жизнь жаловались, что их притесняли как евреев. Которые шли на интервью в посольство США, чтобы получить статус беженца, и говорили, как им не дают хода на работе (потому что евреи), как их не принимали в вузы (потому что евреи), как им страшно жить, слыша речи типа "евреи, убирайтесь в Израиль". Теперь в дружеских беседах многие из них, возмущаясь поведением черного населения, говорят: "А пусть они едут к себе в Африку". (Про тосты "смерть арабам" я уже где-то писал, это вообще отдельная история).

Самое интересное (нет, не интересное - характерное), что практически все эти речи, разговоры про "их ментальность" продиктованы прежде всего невежеством. Во вторую очередь страхом - той самой ксенофобией, но в первую очередь - эти люди никогда не бывали ни в негритянских, ни в испанских, ни в каких бы то ни было еще кварталах. То есть в кварталах они бывали, но совершенно не в курсе, что эти люди, которых они зачисляют в недочеловеки, живут теми же радостями и проблемами.

Это трюизм. Совершенно непонятно, зачем я об этом говорю здесь - настолько банальным это выглядит для меня. Но столкновений с проявлениями расизма и ненависти - по причине или без - по отношению к другим этническим или социальным группам, в последнее время у меня накопилось так много, что я решил поделиться именно этим (да, достало) - может быть для того, чтобы высказаться; хоть несколько сотен френдов прочтет (мою оппонентшу, как она сама хвастается, читают 6-7 тысяч). Может кто-то отфрендит - for good.

Собственно говоря, нет дыма без огня. Это действительно так. Несколько лет подряд я изучал (очень подробно) историю геноцида, за модель взяв Холокост, а также религиозные войны во Франции в 16 веке (в частности резню в день св.Варфоломея), плюс история в Руанде в 94 году. Поведение жертв, поведение тех, кто это делал, поведение свидетелей и обывателей, поведение тех, кто мог помочь и не помог. Сходство практически везде - разительное по очень многим пунктам. Выводы о том, что представляет собой человечество в такие времена - более чем удручающие, и тем более они удручают, что все начинается с постепенно усиливающейся раскрутки обобщений и раскрутки негативных стереотипов по принципу "все такие".

Я обязательно поделюсь прочитанным и узнанным. Продолжение следует.

important text, всяческая психология

Previous post Next post
Up