Кен и Барби защитят наше будущее! Если оно вам нужно, конечно, такое будущее.
Красивый, как с картинки, Каспер Ван Дин, Дениз Ричардс и Нил Патрик Харрис в саркастической научной фантастике от Пола Верховена, который в 1987 потряс мир «Робокопом», а через десять лет снял очень схожий во многом и такой же прекрасный фильм «Звездный десант». И снова он наполнил свою работу как тонкими намёками, так и откровенно издевательской сатирой, бьющими по больному месту американской демократии.
«Свобода выбирать самому - это единственная свобода, которая у нас есть».
Каким-то образом критики умудрились упустить абсолютно очевидное послание режиссёра, которое он лишь для видимости и чтобы охватить как можно большую аудиторию прикрыл яркой обёрткой. А ведь у работ Пола Верховена много достоинств, но назвать их изысканными сложно. Свои идеи кинодел доносит очень толково и ясно, но всё же огромное количество как простых зрителей, так и журналистов увидели только глупый блокбастер с громкими «бум» и постоянной улыбкой Дениз Ричардс.
«Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки».
С одной стороны, всё просто: на планету напал агрессор, человечество объединяется в едином порыве её защитить. И мы проходим путь вместе с героем от его обучения в армии до первых поражений и побед. Но перевернув с ног на голову милитаристический роман Р. Хайнлайна, режиссёр рассказывает совсем о другом: о том, как легко манипулировать общественным мнением, как сильно мы подвержены пропаганде и как легко мы прыгаем по нужной команде. Население Буэнос-Айреса состоит из высоких статных арийцев, по всему фильму идут рекламные ролики с навязчивой идеологической обработкой, а если и этого зрителю будет мало, под конец Верховен выводит героя Нила Патрика Харриса, униформа которого намекает на происходящее максимально чётко.
«Насекомых хватит на всех!»
Сцена в душевой демонстрирует размер тестикул Пола Верховена очень наглядно. Любопытный курсант рассказывает, что хочет быть писателем, и расспрашивает остальных, зачем они записались в пехоту. Красивые полуголые молодые люди обоих полов рассказывают, что плевать они хотели на высшие идеалы, и армию они используют для своих целей: кто-то хочет податься в политику, а для платформы надо отслужить, кто-то просто сбежал из дома, потому что дома было хуже, у кого-то нет денег на учёбу. 1997 год, блокбастеры ещё не стали слишком политкорректными, слишком трусливыми, но это последний раз, когда Верховен был настолько откровенен с массовым зрителем.
«Кто-то говорит, что жуки были спровоцированы вторжением людей в их естественную среду обитания, что политика «живи и дай жить другим» предпочтительнее войны с жуками».
Вообще-то это прекрасно сделанный фильм, с отличной картинкой, великолепными спецэффектами, которые и сегодня смотрятся очень неплохо. Но ещё это фильм о том, что война бессмыслена по своей природе. Ряд за рядом дохнут пехотинцы в обычном бою, ведь это единственное на что они годятся, а когда особо припечёт, в расход пойдёт и флот, бездумно выполняя команды свыше. И Верховен горько отмечает, что война ни к чему не ведёт, что единственной наградой в ней становится следующая битва. Да и кто бы захотел жить вечно или хотя бы отведённое ему время, действительно, лучше сдохнуть по команде тех, кто дёргает тебя за верёвочки.
«Мобильная пехота сделала меня тем, кто я есть сегодня». (Клерк в приёмной с протезом руки и без ног).
В ряды фашистов набирают юных рвущихся в бой подростков и отправляют истреблять врага, о котором они ничего не знают. И если вы действительно внимательно смотрите фильм, от количества насилия вам физически станет нехорошо, также как и от «специального» исследовательского отдела, который призывает убивать жуков только потому, что они мыслят не так, как люди. Почему же Верховен изначально старается вызвать у зрителя симпатию к героям, которые в свою очередь олицетворяют всё человечество? Мы оказываемся увлечены армейской начинкой среди хорошеньких стриженых детишек, которые «борются за свободу», мы прощаем им то, что они творят, фактически уничтожая целую расу. А ведь будь на месте главного героя неприятный плюгавенький хлипкий слюнтяй, а инопланетяне были бы изящными эльфоподобными созданиями, и расклад мог бы получиться совсем другой. Единственное, на что рассчитывает Верховен, это на то, что зритель сумеет очнуться и ужаснётся самому себе. Ведь мы так легко позволяет себя обманывать красивыми лозунгами красивой рекламы с красивыми людьми, что готовы во имя неё творить всё что угодно. И было бы проще, конечно, если бы режиссёр остановился и поменял две противоборствующие стороны местами, показал бы людей отвратительными монстрами до конца, но тогда бы он сделал выбор за зрителя.
Весь смысл фильма в том, чтобы мы учились смотреть сквозь обёртку пропаганды и думать своей головой. Далеко не всем это по силам.
9/10
(Будь на месте Кена и Барби другие актёры и я бы пересматривала его раз за разом, но Дениз Ричардс - это очень не мой тип, как и Каспер Ван Дин. Может быть всё-таки Верховен зря взял на роли безмозглых красавцев совсем уже безмозглых актёров, образы им идут, как влитые, но иногда и играть вообще-то нужно).
Верховен экранизировал Старкрафт до Старкрафта, проходил за людей зачем-то