...выживший сын Саула Иевофсей царствовал над остальным Израилем. И в результате этой ситуации случилась довольно долгая вялотекущая война со многими жертвами, в том числе - и самим Иевофсеем, и многими выдающимися людьми того времени. Все они погибли разнообразными смертями, и царь Давид каждого оплакал в трогательных стихах, исполненных высокого поэтического достоинства. Когда наконец всех поубивали и родник, питавший литературные таланты Давида, временно иссяк, то все колена (за неимением другой кандидатуры) присягнули Давиду. И поскольку стал теперь Давид не просто вождем одного колена, а всеизраильским царем, то, дабы избежать упрека в поблажке собственному племени, решил он перенести столицу из родимого Хеврона в нейтральное место. Оно нашлось на границе между территориями колена Иегуды и колена Вениамина. Маленький занюханный городишко, стоявший на водоразделе на краю пустыни. Зато в центре страны, как раз на пересечении различных торговых путей. Правда, небольшая закавыка там все же была, ибо жили в этом городе иевусеи - народец такой. И поскольку добровольно свой город они покидать не хотели, а другого подходящего места для столицы не было и не предвиделось, то у царя Давида не оставалось никакого другого выхода, как этот город захватить. Что он и сделал. И город этот назывался - Иерусалим.
И. Губерман, А. Окунь
«Путеводитель по стране сионских мудрецов»
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Удивительное дело: наиболее узнаваемым символом Иерусалима при первом взгляде на него является мусульманский храм. Сейчас, конечно, все образованные читатели скажут, что Иерусалим - город трёх религий и я зря мучу воду. Но религий-то три, а вот с Масличной горы видны атрибуты только одной. Золотой купол на всех панорамах - это т.н. Куббат ас-Сахра (Купол Скалы или Купол над Скалой). Стоит он действительно на одном из самых важных мест для иудаизма, но пока не подойдёшь у нему поближе, доминирует именно мусульманский храм.
А пока все смотрят издалека, с Масличной горы, откуда начинается подавляющее большинство прогулок по Иерусалиму. Начало, в общем, правильное. Ибо это, наверное, единственное место, откуда Иерусалим виден целиком. Войдя в город, моментально теряешься в узких улицах, где виден только кусочек неба и ориентирование крайне непросто.
Менее примечательное (но не менее увлекательное) место, прекрасно видимое с Масличной горы - это Геенна. Ну да, та самая. Через которую надо будет перебираться, если верить легенде. Вон та яма за кладбищем - это она и есть. Так что в кои-то веки время можно сменить на будущее: это будет здесь. Тут, правда, надо признать, что в кои-то веки у евреев не хватило фантазии и легенду о Геенне они нахально (а иначе и нельзя: с религиозными атрибутами вообще чем смелее - тем лучше; и побоку достоверность, но это уже другой вопрос) спёрли у язычников. Именно язычники в этом месте жгли костры и приносили человеческие жертвы. Ну а где костры и человеки, там и... Ну вы поняли...
Кстати, с кладбищем тоже замечательная история. То кладбище, которое видно на переднем плане - еврейское. Самое пафосное из всех еврейских кладбищ. Гораздо круче всех остальных, включая Пер-Лашезы и прочие разные Арлингтоны с Ваганьковыми. Там лежат только самые проверенные евреи и ждут. Ибо когда-нибудь именно отсюда в Иерусалим второй раз войдёт Иисус (это будет тут, ну вы поняли). Поэтому те, кто лежит тут, увидят его первыми. Мусульмане, которые тоже ждут, место занять не успели. Но тоже очень хотят быть поближе. Поэтому с чисто еврейской хитростью они заняли под своё кладбище противоположную стену ямы. И объявили, что пусть евреи и увидят раньше, но зато им придётся перебираться через Геенну. А там как знать... Кто дойдёт, а кто и не очень... Зато мусульманам не придётся топать через этот кошмар и все будут целы. Диалектика, однако!
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Ну и раз уж мы заговорили о пришествии, то с ним тоже всё не просто. То и дело объявляются сметливые граждане на осликах (говорят, в последнее время даже и без оных попадаются), которые претендуют на то, что это они и есть. Поначалу их как-то принимали с опасением. Ну мало ли: один раз уже облажались, не поверили... Но когда количество перешло все разумные пределы, даже в самые заблудшие души закралось сомнение. Короче сейчас их отлавливают на ура. Как вы поняли, это происходит здесь.
А что же касается настоящего приходящего, то его ждут... Ну вдруг в самом деле... Но на всякий случай, чтобы не снова не попасть впросак, ворота, через которые он и должен войти, заложили камнями. Отличная идея, мне кажется. Кому надо - решит этот вопрос. А остальным и не надо. В пророчестве сказано, что он войдёт, а про то, что ворота не надо закладывать кирпичами на растворе M100 ничего не сказано. Вон они эти «ворота» в центре фотографии. И пока очередной пророк не пройдёт через них (пока никому не удавалось), он считается фальшивкой.
В целом же Масличная гора - это одно из немногих мест, откуда можно попытаться составить общее представление о городе. Выглядит он вот так. И именно туда мы и направляемся.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Первое, что встречает посетителей (уже три с лишним тысячи лет всё одно и то же) - стена. Это её преодолевал Давид. (Да, и уж тут он тоже непременно был.) А поскольку толком преодолеть не мог, то, говорят, проник в город хитростью. От хитрости слегка попахивало нечистотами, но деньги и победы, как известно, не пахнут. Да и найденные остатки канализации как минимум на две сотни лет младше давидовых похождений, но, боже мой, кто думает о подобных мелочах?..
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Сосредоточенный мужчина на переднем плане готовится к походу к Стене Плача. Поэтому у него такой странный инвентарь. Но про неё отдельно и слегка позже.
То и дело попадаются пещеры неясного анамнеза. Гиды смело врут, что это жилища древних евреев, но верится слабо: селиться в пещерке под такими стенами... Зачем?
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Зато на подходе ко входу сразу понимаешь, что без сумрачного еврейского гения тут не обошлось. Иначе зачем при наличии множества ворот устраивать вход через специально прорубленное отверстие? Да ещё и штукатурить его...
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
И сама стена изнутри выглядит весьма странно. Кто её так стёр (выгрыз?)? И зачем?
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Какие исторические передряги придали ей такую форму? Если в Масаде видна линия восстановления, то тут я, как ни старался, ничего подобного не нашёл. На вытертость не похоже... Строили наверняка единообразно. В общем, очередная историческая загадка. Может, кто знает?
Короче говоря, стены тут стоят свидетелями небывалых исторических драм. Кто уж под их стенами кого не бил и какие исторические передряги не доводилось наблюдать этим стенам... Я вот думаю, что когда изобретут возможность видеть то, что происходило в том или ином месте (ну фантасты же постоянно о таком пишут), то этим камням будет о чём поведать миру. Выглядят они много повидавшими...
Но я отвлёкся. А тем временем, гуляя вдоль стены изнутри, можно не только дойти до прямой видимости мечети Аль-Акса, но и до вида Масличной горы, где мы совсем недавно стояли.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Немного погодя, толпа технично делится на две неравные части, ибо отсюда все идут к Стене Плача. А туда мужчины и женщины входят по разным коридорам. Я же стену покажу потом, а сейчас перенесусь во времени сразу к улице имени героя классических историй. Хотя, может, это и не про него всё...
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
И отсюда тоже видна Масличная гора и даже многочисленные туристические автобусы.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Мы же идём к могиле царя Давида.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Сама она спрятана за этой конструкцией в нише. И-таки да, это только половина помещения. Как вы правильно угадали, вторая половина предназначена для женщин. Им тоже есть что у него попросить.
И всё это находится в здании, которое некоторое время было мечетью, поэтому на стенах - украшения по мусульманским канонам:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
И, чтобы два раза не вставать, в этом же здании по легенде, проходил один из самых известных ужинов в мире...
На самом деле здание выглядит вот так:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Так что с окружающей обстановкой Леонардо... Ну, мягко говоря, слукавил...
Снаружи - это совершенно непримечательное здание, кроме того, что на его крыше стоит минарет. Вот такое вот взаимное проникновение религий...
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Ну и дворик у него замечательный:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
На выходе, как напоминание всему сущему... Вы же помните вечное:
- Евреи, у меня для вас две новости: хорошая и плохая...
- Давай хорошую!
- Сошлись на десяти.
- А плохая?
- Прелюбодеяние вошло...
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Вот это они и есть. В современной версии, конечно.
Дальше и дальше в город, где напрочь теряется всякая возможность ориентироваться... Я же говорил... И это ещё широко и хорошо:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
По большей части улицы примерно такие:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Вообще евреи довольно жизнерадостная публика. Мне вообще симпатичны народы, которую умеют смеяться над собой.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
При этом всё это совершенно не в ущерб безопасности. То и дело по улицам проходят подобные пары:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
А между тем за поворотом вполне может открываться настоящая римская улица. Именно так выглядел город много лет назад. Оцените, кстати, насколько даже здесь, среди исторических каменюк, поднялся культурный слой.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
При всём этом в городе идет жизнь. Откуда-то пахнет плюшками, кто-то стирает бельё, мальчишки носятся с мячом. По-моему, это правильно. Иначе музей музеем. А тут такой повод постучать в стеночку с каким-нибудь историческим артефактом...
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Тут я сделаю ещё один скачок во времени и пропущу Храм Гроба Господня. Он довольно неожиданно возникает за очередным поворотом и на его обход уходит достаточно много времени.
Как человеку не религиозному, мне лично он был интересен исключительно с исторической точки зрения. Хотя надо признать, что подавляющее большинство туристов впадают в религиозное волнение при входе. Единственная причина пропустить его сейчас - это количество фотографий. Я и так вас ими уже утомил, поэтому испытывать терпение считаю излишним. Буду сворачиваться. :)
После всей этой кутерьмы и суматохи полупустые окраинные улицы вызывают исключительный позитив.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Мы выходим за ворота, недалеко от которых висит загадочное сооружение сумрачного весёлого еврейского архитектурного гения:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Что это за нарост на стене я так и не смог узнать. Почему-то мне кажется, что в лучших местных традициях - это туалет. Феерической древности. Жутко исторический какой-нибудь. Из него можно невозбранно гадить на врагов или просто за пределы города.
Сейчас, конечно, всё чисто и только местные арабские жители торгуют за бесценок удивительной вкусноты выпечкой. То ли два, то ли три шекеля стоит огромадный плоский бублик-мутант, который после всего сегодняшнего похода так и просится в рот. И действительно вкусно. То ли после того, как набегавшиеся туристы провели целый день в историческом экстазе, то ли и правда вкусно - не знаю. Но факт остаётся фактом: бублик - вещь!
Потом наши друзья специально спрашивали как нам понравилась Иерусалимская выпечка. Мы сказали, что если это она и есть, то прекрасно. А другой мы не видели.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
А вот и сами ворота... Сейчас прямо за ними проходит автодорога, но почему-то это совершенно не мешает ощущениям.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Перерыв!