Вторая горсть закарпатских изюминок: Ужгород и его окрестности

Feb 08, 2013 11:43

Как принято писать в серьезных литературных произведениях, мы оставили героя нашего рассказа рождественским вечером 6 января в автобусе примерно на полпути из Мукачево в Ужгород… Герой рассказа - это я :) А в такое время и в таком месте я оказался благодаря тому, что утром того дня отправился из Львова в экскурсионный тур по Закарпатью. К вечеру мы успели перевалить через Карпатские горы, осмотрели Чинадиевский и Мукачевский замки, а также город Мукачево, услышали много интересных историй о давних событиях и людях, которые в этих событиях участвовали.

В автобусе, сразу после того как мы выехали из Мукачево, нам поставили для просмотра по телевизору фильм о Тарасе Бульбе. Полтора года назад в автобусном туре по Европе во время долгих переездов между городами (из Берлина в Амстердам, из Брюсселя в Париж, и т. д.) мы успевали полностью посмотреть какой-нибудь художественный фильм, который наш гид каждый раз выбирала в зависимости от страны за окном. Так, в Амстердам мы прибыли со свежими впечатлениями от фильма о знаменитом голландском художнике, а залитые дождем парижские улицы можно было при желании сравнить с местом действия только что увиденной французской комедии.

В этом смысле выбор для показа нам фильма о Тарасе Бульбе тоже вполне соответствовал национальной принадлежности окружающих пейзажей. Но короткое расстояние поездки между закарпатскими городами позволило увидеть лишь самое начало фильма. Тарас с сыновьями на экране еще были все вместе, живы-здоровы, и только собирались с запорожскими казаками отправиться в поход на Польшу. А у нас за окнами уже начали мелькать редкие огни окраины Ужгорода - пора было возвращаться мыслями в современность, готовиться к выходу из автобуса и поселению в гостиницу.

Фильм о Тарасе Бульбе - яркие иллюстрации к украинской истории
На ближайшие три дня нашим временным домом должен был стать отель «Унгварский». Кстати, Унгвар - такое венгерское название было у города, куда мы приехали, почти тысячу лет его истории вплоть до окончания Первой мировой войны. И только в 1918 году, когда после распада Австро-Венгерской империи территория Закарпатья оказалась частью Чехословакии, на картах появилось новое название «Ужгород». Придуманное славянское имя города должно было подчеркнуть его новый статус центра автономной территории, большинство жителей которой считали, что они не украинцы, и не русские, а особый народ - русины. Даже было провозглашено независимое государство Подкарпатская Русь. Просуществовало оно всего несколько дней, но данный эпизод вошел в историю как важный признак местной самобытности.

В первое время после переименования города сами жители путались, как же его называть - тем более что и Венгрия пыталась снова вернуть себе Закарпатье, поэтому различные варианты официального названия города еще неоднократно сменяли друг друга. Но после 1945 года история Закарпатья окончательно повернулась в восточную сторону, область была присоединена к Советской Украине, и теперь старое венгерское название напоминает о себе только со старых открыток и различных рекламных вывесок.

Отель «Унгварский»
Наш отель имел полное право называться именно Унгварским, а не Ужгородским, поскольку ведет свою историю с конца XIX века, когда на этом месте рядом с источником минеральной воды была впервые построена гостиница. Конечно, от того здания гостиницы ничего не осталось, мы поселились в новеньком, как с иголочки, корпусе с полным комплектом современных удобств. Зато источник минеральной воды сохранился, и в последующие дни я несколько раз подливал себе в бутылку воду из краника около входа.

В первый вечер сразу после поселения в отель дегустация местной минеральной воды оказалась единственным доступным развлечением, тогда как ресторан и сауна с различными оздоровительными процедурами по случаю Рождества были закрыты. Я думаю, что большинство моих попутчиков провели остаток вечера в своих номерах, и у меня был большой соблазн поступить точно так же - ведь позади был насыщенный день, начавшийся ранним утром на скамье в зале ожидания львовского железнодорожного вокзала. Но я точно знал, как хочу закончить этот день…

Еще в Мукачево при посещении местного греко-католического собора я подумал, что было бы интересно побывать на рождественской церковной службе. И теперь оставалось только выяснить где в Ужгороде находится ближайший храм, чтобы осуществить это намерение. С помощью нашего гида Марты я сориентировался по карте, и убедился, что от гостиницы совсем близко до главного ужгородского греко-католического храма. Дождавшись наступления подходящего времени - около десяти часов вечера - я вышел из отеля и двинулся в намеченном направлении.

Стены Ужгородского замка
Первая прогулка по незнакомому городу, когда кроме карты в руках нет больше ни одного способа ориентации на местности, всегда становится для меня интересным приключением. А прогулка рождественским вечером по Ужгороду получилась особенной, в своем роде даже уникальной, поскольку первые 15-20 минут мне навстречу не попалось ни одного человека. Я шел по слабо освещенным, а местами и совсем не освещенным, тротуарам в полном одиночестве, и только перекрестки с названиями улиц говорили мне о том, что цель уже совсем близко.

Сначала дорога вела меня вдоль подножия холма, затем улица повернула резко в гору, и поднявшись наверх, я увидел могучую крепостную стену с угловым бастионом. Ясно было, что это тот самый Ужгородский замок, который мы должны посетить завтра во время запланированной обзорной экскурсии. Здесь я наконец-то встретил на дороге несколько человек, а буквально через минуту одновременно увидел две высокие хорошо освещенные башни храма, и услышал доносившееся оттуда хоровое пение.

Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода
Это был Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода, куда я и стремился попасть. Судя по всему, служба только что началась. Храм был переполнен людьми, и это производило впечатление, особенно по контрасту с пустынными окружающими улицами. Все выглядело так, будто большинство горожан собралось в эти часы здесь, под сводами храма, чтобы вместе встретить праздник. Священник нараспев читал молитву, затем его сменял хор, и так они постоянно чередовали друг друга. Мощные динамики транслировали эти звуки на улицу, поэтому я и смог их услышать еще издалека при приближении к храму.

Я старался незаметно оглядываться на окружающих меня людей, которые сидели на скамьях или стояли в центральном проходе. Они не просто слушали молитву, но повторяли каждое слово шепотом одними губами - а заключительные слова молитвы произносили громко, так что пространство храма наполнялось звуком сотен голосов. Я был не столько участником, сколько зрителем этого действа - но при этом ясно чувствовал, что и мне тоже передается общее настроение радости и ожидания какого-то чуда…

Наступил первый день после Рождества…
Наступил момент, когда я решил, что получил уже достаточно впечатлений и пора уходить. Выйдя из храма, с удивлением обнаружил, что провел там почти час - время пролетело незаметно. Стоя на улице возле храма, я дождался, пока часы на башне покажут ровно полночь, после чего решил, что вот теперь мой первый день в туре по Закарпатью уже точно можно считать законченным. Обратный путь до гостиницы я проделал по уже знакомым улицам, и он показался мне гораздо короче.

Обзорная экскурсия по Ужгороду началась во второй половине следующего дня примерно с того места, откуда накануне вечером я стал подниматься в гору к стенам Ужгородского замка. Но наш экскурсовод запланировала посещение замка на самый конец экскурсии, поэтому сначала мы двинулись не в гору, а в противоположном направлении - вниз к набережной реки Уж. По дороге мы миновали эффектное здание бывшей синагоги, построенной на берегу реки около 100 лет назад в мавританском стиле, с башенками и разноцветным покрытием фасада. Сейчас в этом здании располагается областная филармония, хотя немногочисленная сохранившаяся еврейская община города уже долгие годы добивается возвращения своей святыни.

Бывшая синагога в Ужгороде
Продолжая движение вдоль реки, мы оказались на Театральной площади, на которую выходит пешеходный мост, соединяющий две части Ужгорода - старый город, исторически строившийся под защитой стен замка, и новый город, возникший на противоположном берегу уже в спокойную эпоху Австро-Венгерской империи.

Пешеходный мост через реку Уж
Здесь мы обратили внимание на два необычных памятника. Один из них запросто можно не заметить, если бы не постоянно находящиеся рядом группы людей, которые его рассматривают, и пытаются сфотографироваться вместе с ним. А сделать это не так просто, ведь высота памятника всего 16 см - маленькая бородатая фигурка в шапке и с мешком сидит на перилах ограды набережной. Это Миколайчик - помощник Святого Николая, приносящий детям подарки на Рождество.

Миколайчик - маленький помощник Святого Николая
Другая достопримечательность Театральной площади Ужгорода - памятник известному местному художнику, который жил еще в венгерском Унгваре, и запечатлел родной город на многих своих картинах. Художник изображен за работой - на наших глазах рождается очередной пейзаж. И если присмотреться к бронзовому рисунку, куда вносит последние штрихи бронзовый карандаш, то можно увидеть ту самую ужгородскую набережную и мост через реку - только не современный, а такой, каким он был при жизни мастера.

Ужгородский художник за работой
После знакомства с бронзовым художником наша группа пошла дальше по набережной Независимости, о которой также говорят, что это самая длинная в Европе липовая аллея - более двух километров. Разумеется, мы не стали мерить собственными ногами длину всей набережной, и прошли только небольшую часть до еще одного памятника - Августину Волошину, видному закарпатскому политическому и религиозному деятелю. В отличие от двух вышеописанных, этот памятник выглядел вполне традиционно, зато мне интересно было впервые в жизни узнать об этом человеке, и о связанных с ним событиях в истории Закарпатья.

Знаменитая ужгородская липовая аллея
Оказывается, Закарпатье долгое время имело широкую автономию в составе Чехословакии, а в 1939 году здесь даже было объявлено о создании независимого государства с названием Карпатская Украина, или Подкарпатская Русь. Августин Волошин был одним из лидеров движения за самоопределение Закарпатья, и стал президентом провозглашенного независимого государства. Буквально через три дня после объявления о независимости вся территория Закарпатья была оккупирована Венгрией, а с окончанием Второй мировой войны вошла в состав Советской Украины.

Конечно, на фоне более масштабных событий XX века, которые перепахали всю Европу, недолгая история закарпатской независимости выглядит мелким эпизодом - особенно если смотреть издалека. Но находясь на месте событий, гораздо лучше понимаешь, что для живущих здесь людей это по-прежнему горячая тема, предмет изучения, обсуждения и гордости.

Сам Августин Волошин во время войны жил в занятой немцами Праге, а сразу же после освобождения Праги советскими войсками был арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами. В этот момент Волошин уже был в преклонном возрасте, и вскоре после ареста умер в московской тюрьме. Конечно, фигура Августина Волошина не вызывает таких яростных споров, как Степан Бандера, но жизненный путь и посмертная судьба этих совершенно непохожих людей имеют много общего.

Сначала оба боролись за независимость своего народа и своей земли - Бандера в Галичине, Волошин в Закарпатье. Затем во время страшной войны оказались между нацистской Германией и Советской Россией как между молотом и наковальней, после чего неизбежно были обвинены победившей стороной в сотрудничестве с нацистами. И наконец, стали героями в независимой Украине, и удостоились памятников от благодарных земляков. Памятник Степану Бандере во Львове мне еще предстояло увидеть в последний день путешествия, а памятник Августину Волошину восемь лет назад был установлен в Ужгороде на набережной Независимости.

Памятник Августину Волошину в Ужгороде
Любопытный факт - в том месте, где сейчас находится памятник Волошину, еще 80 лет назад в реку Уж впадал ее приток Малый Уж. Незадолго до войны Малый Уж заключили в трубу, а русло речки засыпали. Так вот, на этом месте с тех пор всегда стоял какой-нибудь памятник. Времена менялись, и памятники сменяли друг друга, но пустым это место никогда надолго не оставалось. Экскурсовод объяснила нам, что причина сугубо практическая: если засыпанный Малый Уж начинает здесь подмывать берег, то памятник немедленно накреняется набок, и благодаря этому проблему очень быстро удается обнаружить.

У памятника Волошину, который таким образом даже в скульптурном виде продолжает заботиться о своих согражданах, мы повернули от реки и снова углубились в лабиринт улиц старой части города. Вскоре вышли на центральную пешеходную улицу Корзо, и с удовольствием прогулялись по брусчатке между невысокими домиками, каждый из которых приглашал зайти в какой-нибудь магазин или ресторанчик. Прогуляться в Ужгороде по улице Корзо - это вообще поступок, обязательный для любого гостя города. Ведь само название улицы означает «место для прогулок» - на каком-то из многочисленных языков, которые за века здесь звучали.

Улица Корзо в Ужгороде
На одном из перекрестков нам встретился очередной оригинальный памятник, напомнивший вчерашнего мукачевского «сажотруса» (трубочиста). В Ужгороде решили отдать дань уважения представителю еще одной редкой профессии - фонарщику. И точно так же, как в Мукачево, считается, что у бронзового фонарщика имеется реальный прототип - ужгородский житель, известный всем как «дядя Коля», который многие годы каждый вечер вручную зажигал старые электрические фонари в центре города. Можно предположить, что дядя Коля был известен своей начитанностью: в то время как он сам, с кудлатой головой в очках и шляпе, тянется с лестницы к фонарю, на земле его дожидается потрепанный портфель, откуда выглядывают книги и газеты.

Памятник фонарщику в Ужгороде
Поблизости от бронзового дяди Коли находится глобус Ужгорода, на поверхности которого изображен вид города сверху. Все элементы - улицы, дома, деревья - выкованы с высокой достоверностью и множеством мелких подробностей, а сам глобус при определенном усилии даже можно вращать вокруг оси.

Вообще, по количеству памятников на душу населения Ужгород явно занимает одно из первых мест среди известных мне городов - и практически все памятники сделаны с душой, оригинальные и хорошо запоминаются. Так что теперь, наверное, вся наша экскурсия по Ужгороду в моем рассказе выглядит как последовательное перемещение от одного памятника к другому :)

Глобус Ужгорода
В заключительной части экскурсии мы наконец-то поднялись на вершину небольшого холма к кафедральному собору, где я побывал накануне вечером, и проследовали мимо него к Ужгородскому замку. При дневном свете замок выглядел еще более впечатляюще, с неприступными стенами, угловыми бастионами и широкими рвами для воды. Зато во дворе замка не оказалось ничего особенно интересного - пустое пространство, превращенное в парк с деревьями, дорожками и лужайками, несколько скульптур… Здесь я увидел того самого орла с обломком меча в клюве, а также плиту с надписью о тысячелетии венгерского государства - об этом было написано в первой части моих закарпатских путевых заметок.

Также здесь обращают на себя внимание сохранившиеся фундаменты старого католического костела. Известно, что люди в средние века были богобоязненные, но к священникам часто относились без особого почтения, а иногда даже враждебно - и для этого у них были свои основания. Вот и ужгородские наместники католической церкви видимо чем-то прогневили жителей города либо владельцев замка. Как бы то ни было, в один прекрасный день костел заполыхал ярким пламенем и полностью сгорел - то ли сам по себе, то ли скорее всего был подожжен.

Ужгородский замок, а на переднем плане - фундаменты сгоревшего костела
Сам замок в средние века мог защитить своих обитателей даже после того как неприятель преодолевал внешние крепостные укрепления - об этом напоминают узкие бойницы в стенах, мощные башни по углам, ров вокруг здания, через который к входным воротам перекинут деревянный мост. В спокойные времена, наступившие под сенью австрийской короны, замок был слегка перестроен, и использовался как дворец. А в наши дни здесь организован краеведческий музей, куда мы не попали из-за того, что после Рождества там был выходной день.

Буквально у самой крепостной стены Ужгородского замка с внешней стороны располагается Закарпатский музей народной архитектуры и быта под открытым небом. Как обычно бывает в подобных музеях, на территории воссозданы простые крестьянские хаты, большая усадьба более зажиточного хозяина, сельская школа, и старинная деревянная церковь. Все постройки расположены очень компактно, так что весь музей можно было обойти минут за пятнадцать.

Закарпатье крестьянское
Мы так и поступили, задерживаться здесь дольше никому не захотелось. Тем более что лично я ранее уже побывал в нескольких подобных музеях, в том числе дважды посетил музей в селе Пирогово под Киевом, где на огромной территории представлены все украинские земли - и Закарпатью там тоже посвящен отдельный квартал.

На этом обзорная экскурсия по Ужгороду завершилась, и остаток дня каждый мог провести по собственному плану. Я решил, прежде всего, вернуться в находящуюся совсем рядом гостиницу, чтобы немного отдохнуть… Ведь экскурсия по Ужгороду была уже вторым пунктом нашей дневной программы, а до этого с утра пораньше мы успели еще съездить к развалинам древнего Невицкого замка в 12 км от Ужгорода.

Невицкий замок
Экскурсия в Невицкий замок получилась по-своему яркой и запоминающейся, и даже слегка экстремальной. Остатки замка находятся на выступе горы, куда мы довольно долго шли по крутой серпантинной дороге. Судя по всему, несколько дней назад была оттепель, затем случились заморозки, и в результате дорога и склоны горы покрылись замерзшим снегом и льдом. Если при ходьбе по дороге достаточно было не торопиться и смотреть под ноги, то у стен замка мы в полной мере почувствовали себя в роли альпинистов, для которых спуск с покоренной вершины часто становится более сложной задачей, чем подъем на нее…

К счастью, с нами была наш постоянный сопровождающий гид Марта, а также еще одна милая девушка Юля, экскурсовод по Мукачево и Ужгороду. Эти две прекрасные дамы без тени сомнения повели нас на штурм Невицкого замка, и наша группа в полном составе пробралась по узким обледеневшим тропинкам сквозь проломы в древних каменных стенах во внутренний двор замка, а затем удивительным образом без потерь вернулась обратно :)

Стены и башни Невицкого замка
Невицкий замок был построен в XIII веке, и с тех пор повидал самых разных обитателей, среди которых были как законные владельцы, так и многочисленные временные пришельцы. Различные повстанцы боролись против власти местных феодалов, феодалы боролись друг против друга, а периодически объединялись для совместной борьбы против королей и императоров. И каждый раз Невицкий замок, который возвышается над окружающей равниной, оказывался очень удобным наблюдательным пунктом и опорной базой - ведь отсюда местность просматривается в любом направлении, и здесь можно успешно обороняться от превосходящих сил противника.

Внутренний двор Невицкого замка
При таких обстоятельствах вполне естественно, что замок неоднократно был разрушен, а потом долго с трудом восстанавливался и перестраивался. Однажды очередная хозяйка замка обложила крестьян окружающих сел особенно тяжелой данью, заставляя их приносить молоко и яйца, на которых смешивался раствор для строительства новых стен и башен. И вообще, дама отличалась крутым нравом, и проявляла к своим подданным непомерную даже по тем суровым временам жестокость. Крестьяне за это наградили ее прозвищем Поганая Дева, и по легенде даже нажаловались королю на свою госпожу. Что характерно, король откликнулся на глас народа, и наказал Поганую Деву, которая в итоге вроде бы даже лишилась своей прекрасной головы.

Наверное, эти камни помнят Поганую Деву…
Как говорится, дальше история умалчивает, стало ли крестьянам легче при новом владельце замка… Зато сейчас, глядя на уцелевшие фрагменты Невицкого замка, можно предположить, что Поганая Дева все-таки не зря старалась. Пусть и высокой ценой, но раствор получился качественным, и до сих пор надежно скрепляет камни стен и башен. Благодаря этому мы можем оценить масштаб этого сооружения, и в очередной раз поразиться тому, на что были способны люди в те далекие времена.

Между прочим, когда я написал, что наша группа отправилась покорять Невицкий замок в полном составе, я немного ошибся… Когда мы все вышли из автобуса у подножья горы, то увидели там большой ресторан под красивым названием «Камелот». Наверное, близость Невицкого замка показалась хозяевам этого заведения подходящим поводом для того чтобы обыграть рыцарскую тему. И дружная компания из троих дам сообщила нашему гиду, что идти в гору им не хочется, и они лучше посидят в ресторане, чтобы таким образом дождаться возвращения группы.

Камелот в Закарпатье
В итоге это оказалось только к лучшему, поскольку дамы были одеты явно не для горовосхождения. К тому же я почти уверен, что древние камни не вызвали бы у них никакого интереса. А после того как мы все уже спустились с горы, и пора было уезжать, я решил ради любопытства за пару минут обойти небольшой парк около ресторана. И был приятно удивлен тем, что хозяева этого места не ограничились только названием ресторана. В центре парка лежал большой камень, из которого торчала рукоять меча с гордой надписью «Экскалибур». Что ж, интересно, скоро ли в Закарпатье найдется свой король Артур… Я удержался от искушения испытать свои силы :)