И всё-таки, что там с "Кроком"...

Oct 06, 2009 09:43


Быстрая и смятая встреча с миром мультипликации действительно произвела на меня сложное впечатление, наиболее удобоваримый и поддающийся формулировке разрез этого впечатления (статья для "Литературки") под катом:

То ли ковчег, то ли бумажный кораблик

В севастополе отметил своё двадцатилетие фестиваль анимационных фильмов "Крок"




Вопреки кажущейся несерьёзности мультипликации, создатели рисованных фильмов - очень серьёзные люди, как бы они от этого не отрекались. Их серьёзность идёт не от ощущения возраста, официальности, статуса или претензии на истину (ничего этого в них найти нельзя решительно). Это серьёзность независимого взгляда. Мультипликация привлекает к себе людей уникального зрения и внутреннего стержня в силу двойной автономии: от мира реального и мира искусства. «Мультики» для детей и для взрослых никак не хотят признать равноправными ни с кинематографией, ни с изящными искусствами, несмотря на трудоёмкость и методологическую уникальность этого ремесла. Отсюда минимальное финансирование, обхождение стороной на фестивалях, отсутствие рекламы и проката и, как следствие, маленькая аудитория. Зритель просто не знает о чудесах мультипликации. Поэтому этот род искусства вырос как вещь в себе, чистый и бескорыстный, самостоятельный, не сгибаемый меркантильными тенденциями нашего «сегодня». Его создатели, стар и млад, - все немного Кихоты из Ла-Манчи. Они говорят о своём деле с оттенком горечи, но их аутсайдерство - осознанная творческая позиция, их избранное одиночество - скрепляет их в одну большую семью. Что же до автономии от реальности, то свобода создания своего собственного мира с собственным небом и солнцем, с новыми формами жизни и чувства - всё это делает мультипликацию полем для самых самостоятельных, бесстрашных и вольнолюбивых умов, способных понять и рассказать о законах, единых для любых миров.

Конец восьмидесятых - время триумфа новой советской анимации, которая заставила говорить о себе весь мир. В это странное время переворотов в столице тогда ещё Советской Украины и родился «Крок». В 1991-ом «Крок» сошёл на воду, стал международным вместо всесоюзного и, несмотря на августовский путч, продолжал показывать красивые и сложные ленты (отсюда и идёт индифферентное отношение руководства «Крока» к любым мировым треволнениям, как к морской качке). Раз в два года гостеприимный корабль отходит от берега проблем и несправедливостей, спускается по Днепру, доходит по Чёрному морю до Севастополя и Ялты и, как волшебный бродячий цирк, вечно весёлый и немного хмельной, показывает на пристанях чудеса детям и взрослым, а между стоянок гудит песнями, плясками и шепотом разговоров нестареющих мечтателей. Режим «биеннале» типичен для фестивалей анимации, так работают в Анси, Штутгарде, Загребе, Оттаве, Хиросиме, Утрехте. За два года набирается достаточно серьёзных участников, чтобы смотр вышел насыщенным.

В этом году «Крок» получил около 700 лент из более чем 40 стран мира. Лучшие из них можно было увидеть в Севастополе на вручении наград лауреатам конкурсной программы, которое состоялось 4 октября в кинотеатре «Москва». В одном зале собрались лучшие мультипликаторы русской школы: оскороносный Александр Петров («Старик и море»), Иван Максимов («5/4»), Игорь Ковалев (студия «Пилот»), Эдуард Назаров («Жил-был пёс»). Призы в главных и специальных номинациях получили представители Франции, Италии, Нидерландов, США и даже Южной Африки (фильм «Птичкин алфавит», привезённый с жаркого континента, стал одним из любимчиков аудитории). По словам Игоря Ковалева, фестиваль сильно помолодел, что не может не радовать. Эта молодость, обилие дебютов и независимых лент наполняет юбилейный «Крок» настроением бунтарства и разноголосицы. Не забыл «Крок» и маленьких зрителей: лучшие фильмы в номинации «для детей»  шли отдельной программой.

За настроением праздника не заметно, что фестиваль выживает из последних сил. Под предлогом кризиса отказывают в финансировании, закрываются проекты и студии, перестают поддерживать в городах, где обычно швартуется волшебный корабль. По словам директора фестиваля Ирины Капличной, Севастополь остаётся одной из немногих пристаней, где «Крок» ещё чувствует себя дома. Но несмотря на всё ухудшающееся финансовое положение и всё снижающийся интерес публики, «Крок» и не думает хандрить. Он привык плыть сам по себе, для себя. И в этой его замкнутой концентрации на своём деле - его сила и притягательность. Ведь именно через любовь к самому себе искусство, не навязываясь, умеет достичь сердца зрителя и рассказать ему что-то новое. Программа «Крока» в Севастополе началась со слов Пушкина: «Поэзия существует для поэзии».

На плакате фестиваля этого года изображен бумажный кораблик. Иногда кажется, что в этом хрупком весёлом судёнышке, будто пущенном по ручью детьми, есть что-то от ковчега. Просмотрев историю открытий в ретроспективной программе и новые фильмы, соревновавшиеся в этому году, можно с уверенностью сказать, что бумажному ковчегу есть что спасать от бурь и высоких волн.

золото республики, тексты

Previous post Next post
Up