Женщины как творческие единицы

Oct 25, 2021 19:18

Делала я тут мини-исследование про одну технику печати и копалась в биографии французского фотографа, её создавшего. Один сайт почитала, второй, третий, и, имея достаточно информации, уже хотела гугл закрывать, но решила ткнуть ещё в одну ссылку. И обнаружила, что у этого товарища была жена! Которая знала не меньше него, делала концептуальные работы с помощью самых ранних фото-процессов. Но это я узнала только из пары небольших статей на французском, написанных по случаю её смерти. Умерла - и тут ненадолго вспомнили, что она не только была рядом со своим мужем, когда он строил дом со студией, проводил сотни воркшопов и лекций, открывал программы поддержки художников, но и сама брала в руки фотоаппарат и что-то неплохое выдавала.

Вчера сидели с мужем и редактором журнала, благодаря которому мы познакомились, и тот рассказал нам, как приехал в гости к очень известному фотографу, который берёт тысячи долларов за воркшопы и продаёт свои принты за не менее бешеные деньги, и совершенно случайно обнаружил, что его жена тоже фотографирует, причём ни разу не хуже мужа. Но кто об этом знает? Может, после смерти и напишут что-нибудь.

Знаю я ещё одну пару. Все ими восхищаются, какие они гармоничные, как много лет друг друга любят и всё такое. Жена - очень творческая, но кто в паре известный художник с выставками, интервью и разъездами? Правильно, муж. А ещё их сын. Девушка сына тоже творческая. Носится за ним по его выставкам, помогает. Все счастливы.

Ну и стала я думать о парах, где у супругов был бы равный уровень в примерно одной сфере. Для меня такой парой всегда были Альфред Штиглиц и Джорджия О’Киф. Он - можно сказать, отец фотографии как искусства, она - полностью реализовавшийся успешный художник с неподражаемым стилем и на данный момент самой дорогой картиной среди женщин.


Воспринимая их из 2021 года, чисто по творчеству, можно их поставить на равных.
Но чёрт меня дёрнул почитать историю отношений.




Они познакомились, когда Штиглицу было 52, а Джорджии - 28. Он - на пике славы с галереей на Манхеттане, она - преподаватель рисования в Техасе. Влюбился, позвал в НЙ, организовал ей шоу, нашёл ей студию для живописи, от жены ушёл сразу - вроде всё ок. Начал очень активно продвигать свою пассию, её картины продавались как горячие пирожки, хотя ей и прилетало от критиков, считавших, что весь успех - благодаря мужу. И в этом была часть правды, потому что без Штиглица сидела бы она и дальше в своём Техасе, показывая картины соседской корове. (Согласно официальной биографии, Штиглиц выставил её первые работы в своей галерее без её согласия - но.... хмм, интересно, чисто ли из профессионального интереса)

Но и пяти лет не прошло, как всё начало рассыпаться. Альфред больше не хотел детей. Ну это ещё ладно, если бы с ним было очень хорошо жить. Но он начал активно изменять, у Джорджии была серия нервных срывов и депрессий (и даже психиатрическая лечебница фигурировала) - в общем, радости этот гражданин не приносил. Джорджия была молодая, её тянуло путешествовать, вот она и начала понемножечку сбегать от домашнего семейного маразма, в котором было невозможно заниматься творчеством.

Сбегала всё дольше и дольше, пока не смылась фактически окончательно, в Нью Мехико.
Их письма того времени - это просто жесть. Она разрывалась между благодарностью Штиглицу, который столько для неё сделал в профессиональном плане, и даже какой-то остаточной любовью к нему, и свободой и самореализацией. Она от него и зависела эмоционально, и не хотела быть физически рядом. Отправляла ему письма каждый день, иногда дважды в день, подробнейше описывая каждое микро-событие, извиняясь, если вчерашнее письмо было коротким - и в каждой третьей фразе умоляла его не говорить о том, как он переживает из-за разлуки, и дать ей жить, потому что она по-настоящему счастлива. Напоминала ему, каким адом была совместная жизнь (в основном явно для неё, но она тактично говорила, что якобы для него, просто он плохо помнит).

Так они лет пятнадцать виделись очень немного, во время его первого сердечного приступа она вообще не приехала, и прилетела в НЙ только после второго и финального приступа, когда Альфред уже был в коме.

В общем, равно реализованная творческая пара получилась только когда жена сбежала за тысячи миль.

Доротея Ланг (Ланж? Lange) тоже вовремя от мужа-художника сбежала и сделала себе имя. До развода она ему помогала, носилась по локациям, где он рисовал, и растила детей, немножко снимая на стороне.


Какой тут вывод? Феминистки скажут, что во всём виноват патриархат. А я вот вижу другой паттерн: творческая личность в паре может быть только одна. Иметь одарённого и увлечённого партнёра (в любой паре, любого пола) - это очень тяжело. Обычно это сильно оторванные от реальности люди, горящие идеей - а кто-то должен думать о еде, уборке и счетах за электричество. Это люди, которым нужны особые условия, которые эмоционально нестабильны, и которым нужна поддержка, чтобы максимально раскрывать свой потенциал. Два творческих человека просто не могут быть полноценной поддержкой друг для друга по определению.

Доротея Ланг после развода вышла замуж за профессора экономики, которому нравилась творческая и горящая идеями социального равенства жена. Доротея сфокусировалась на фотографии, и теперь кто она (легенда), а кто её бывший муж (ну, так).

Джулия Маргарет Кэмерон в середине 19 века стала одним из самых значимых фотографов, будучи при муже и 11 детях (пятеро приемных). Муж был юристом, работавшим в Британских консульствах в Индии и других интересных странах. Он был всесторонне образованным человеком, и восхищался творчеством жены, всячески её поддерживая.



Это я так, начала понемногу копать, может, какие-то истории найду и против своей теории - но пока что так.

[thoughts n observations], [photography]

Previous post Next post
Up