(8) Про информацию

Aug 10, 2017 15:38

(Начало здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.) Эпиграф к этой главе взят из «Зимы в Простоквашино»: «Наша квартира мне телевизионную передачу напоминает - «Что? Где? Когда?» называется. Потому что не знаешь, что где валяется и когда всё это закончится». Цитата прекрасная, хоть и не близка мне лично :-). Седьмой шаг создания системы тайм-менеджмента - методы фильтрации и удобного хранения информации.

1) Ритм и методы чтения нехудожественной литературы. Автор рекомендует читать хотя бы одну такую книгу в неделю. И вообще, советует читать как можно больше. У меня такие периоды тоже были: мне нужна была информация, и я её стремительно набирала. А сейчас у меня другой этап, я намного меньше читаю. Но и время сейчас другое: многие вещи, которые раньше мы узнавали из книг, сейчас собираются из разрозненных кусочков по всему Интернету.

В этой главе есть несколько советов про чтение:
а) отдельно записывать номера страниц, на которых встретилось что-то ценное - потом может пригодиться;
б) сразу пытаться применять прочитанные идеи - пока есть энтузиазм, это проще (и тут я согласна с автором);
в) не читать все книги полностью, а выбирать только нужные главы;
г) новых знакомых, которые чем-то заинтересовали, спрашивать про их любимые книги - всегда полезно знать, на какой почве выросла такая интересная личность; если знаешь эти книги, лучше поймёшь нового человека, а если не знаешь, то получишь шанс прочитать и стать чем-то похожим на него.

Меня удивил такой подход к разговору о любимых книгах - читать то, что читал другой человек, только потому, что он показался тебе интересным. Но, если подумать, мы все так делаем - в большей или меньшей степени, - когда спрашиваем знакомых, что они читали в последнее время и что им больше всего понравилось. С одной стороны, это просто фильтр - мы вряд ли станем читать книгу, которая всем не нравится. С другой стороны, мы скорее станем читать книгу, которая нравится тем, кто нравится нам. Может быть, мы действительно хотим быть похожими на таких людей?

2) Нужны ли новости? Автор считает, что не нужны, и я с ним согласна. Он предлагает выделить ограниченное время на ежедневные новости - например, 15 минут в день. Правда, мне и это не нужно. Всё, что меня касается, я и так узнаю. А на остальное мне жалко времени. Но если кому-то интересно быть в курсе всех крупных событий - да и на здоровье.

3) Электронная почта: тут автор пишет что-то странное. Считает, что удалить вручную из своего ящика 100-200 писем можно за полминуты. Мне сложно представить ситуацию, когда человек удаляет столько писем, даже не просматривая заголовки и имена отправителей. А если просматривать, да ещё и отделять нужные письма от ненужных, то половиной минуты точно не обойтись. С другой стороны, мне и такое количество писем сложно представить. Может, он имел в виду какой-то очевидный спам, который валился к нему в те годы безостановочно. Ну да ладно, это не главное. Дальше автор предлагает установить для себя график проверки почты: например, раз в полчаса.

В целом я согласна: лучше проверять почту каждые полчаса, чем каждые две минуты - затраты времени будут совсем другие. Хотя, казалось бы, что мы теряем, если смотрим почту часто - это же всего несколько секунд. А в реальности получается, что эти секунды складываются в минуты, и таких минут за день набегает довольно много.

4) Хранение документов: тут предлагается прекрасная идея - метод ограниченного хаоса. Я его тоже очень люблю и давно использую, хотя такими словами его никогда не называла. Создать идеальную структуру с первой попытки невозможно. Поэтому приходится строить её постепенно:
а) выделить самый очевидный тип документов и сделать одну папку только для них;
б) потом добавлять по одной и другие папки, пока все документы не окажутся в подходящих папках.

5) Творческая картотека: автор предлагает записывать на отдельных бумажных карточках все интересные мысли, которые мелькнули в голове, если нет времени как следует их обдумать. Все эти карточки хранить в общей стопке и время от времени просматривать. Если, например, разложить их перед собой на столе и попробовать менять местами, то оказавшиеся рядом две мысли могут вызвать появление новой, связанной с этими двумя. Совет интересный, и я иногда тоже так делаю - когда чувствую, что идей много, а заниматься ими некогда. Тогда у меня действительно накапливаются стопки разноцветных листочков с идеями, и я их потом просматриваю, когда появляется время, и выбираю то, что хочу и могу реализовать прямо сейчас.

6) Структурирование внимания: тут автор пишет, что держать в сознании и полноценно обдумывать мы можем только одну задачу, ещё примерно семь задач мы держим в «предсознании», то есть хотя бы помним о них, а все остальные задачи теснятся в подсознании. Поэтому автор предлагает выделить три зоны на столе: центр внимания (всё, что относится только к одной задаче), область ближайшего внимания (примерно семь объектов, которые могут понадобиться в ближайшее время), область далёкого внимания (всё остальное).

Я свои задачи никогда не делила на такие три зоны, не чувствую такой потребности. У меня просто есть «дневной план» - 10-12 задач, которыми я предполагаю заниматься сегодня. И когда сделано всё самое срочное, я смотрю этот список и выбираю пункт, который могу выполнить прямо сейчас. Иногда весь список переносится на завтра, иногда часть пунктов просто вычёркивается, потому что я передумала. Но как ориентир этот список отлично работает.

7) Организация рабочего стола: вот тут как раз и предлагается устроить три зоны, которые упоминались выше. В центре внимания (одна задача) не должно быть ничего лишнего. Как ни странно, у меня на столе всё примерно так и организовано, хотя сама идея трёх областей меня не впечатлила :-). Прямо передо мной лежат мелкие листочки бумаги с записями о самых срочных делах. Слева у меня получается "зона ближайшего внимания": ежедневник и тетрадь с рабочими записями плюс вещи для всяких текущих занятий (например, несколько книг, которые я сейчас читаю). Справа - "зона далёкого внимания": маленькие коробки с карточками, планами, списками дел и прочим: когда появляется свободное время, я просматриваю эти бумажки и выбираю, чем хочу заняться.

В книге описываются совсем другие вещи, конечно :-) - лотки с бумажными документами, всякие устройства типа принтеров и телефонов. Я понятия не имею, пользуется ли сейчас кто-нибудь всеми этими штуками, или работа с бумагой уже осталась в прошлом.

(Конец близок: осталось ещё три главы книги и всякие заключительные мысли.)

а давайте, структурирование времени, работа, люди

Previous post Next post
Up