(3) Про мотивацию

Aug 19, 2016 17:02

Следующая глава книги - про второй шаг в создании личной системы тайм-менеджмента, про мотивацию. О том, что в любой работе бывают неприятные задачи, но их всё равно надо как-то выполнять. И есть несколько важных пунктов, которые помогают это делать.

1) Иногда бывает трудно начать какое-то дело. Нужно найти для себя «якоря», которые будут связаны с определённым типом работы, и через некоторое время эти якоря начнут работать. Например, если во время работы включать всегда одну и ту же музыку, а в другое время её не слушать, то она будет создавать рабочее настроение, и начать будет легче. Я тоже этим пользовалась в те годы, когда у меня работы было очень много, а времени очень мало. Очень важно было быстро включаться в интенсивную работу, поэтому я садилась за компьютер, ставила любимый диск (и слушала его снова и снова), и мозг тут же начинал работать. Попыталась сейчас вспомнить, что это был за диск, и поняла, что музыка менялась для каждого нового большого заказа. Когда я получала новую работу, мне сразу становилось понятно, под какую музыку надо её делать. Помню, что самые простые работы я делала под Beatles, кое-что посложнее - под Pink Floyd, Deep Purple, Dire Straits. Самые сложные - только под классику без слов, потому что слова отвлекают. Потом у меня сменился основной заказчик, и все работы для него делались только под Clannad (мои домашние меня чуть не убили, потому что это длилось годами).

Кроме музыки, помогают ещё и разные ритуалы, связанные с работой - от расчистки стола до чашки кофе. Такое у меня тоже было и тоже работало. Я задумалась, почему больше не пользуюсь никакими якорями - ни специальной «рабочей» музыкой, ни ритуалом предрабочего чаепития с шоколадкой, ни чем-то ещё. А просто потому, что мне больше не нужно включаться в работу быстро. У меня обычно есть запас времени, и я могу приступить к работе именно в тот момент, когда буду полностью готова. А что бывает в тех редких случаях, когда мне нужно сделать что-то срочно, прямо сейчас, без всякого запаса? Хм, обычно я просто сажусь и начинаю работать. Тогда откуда берутся отчаянные посты о прокрастинации в те дни, когда у меня много работы, а я никак не могу за неё взяться? Подумала ещё немного и поняла: всё зависит от общего состояния. Если сна и отдыха достаточно, а работы не очень много, то и проблем с включением не возникает. А вот когда работа навалилась и всё никак не кончается (вот и сейчас так уже вторую неделю; поэтому я пишу длинные посты в ЖЖ), я от неё устаю, мозг сопротивляется и требует отвлечься от работы. То есть ведёт себя совершенно естественно. Значит, якоря нужны только тем, кто устал от работы?

2) Даже если использовать якоря для перехода к работе, процесс раскачки может оказаться слишком долгим. Хорошо бы его как-то ускорить. Автор книги предлагает «метод швейцарского сыра» - выгрызать в большой работе дырки разного размера и в разных местах. Я так всегда и делала, а некоторые (не буду показывать пальцем на кое-кого, кто сидит за соседним столом) очень удивлялись: почему у меня готовы небольшие куски работы в начале, конце и середине текста, а между ними зияют провалы? А вот потому. Если меня ждёт очень длинный и не очень интересный текст, я понимаю, что рехнусь, двигаясь по нему планомерно от начала до конца. Поэтому я всегда делю работу на куски (делаю отметки с номерами в тексте), а потом начинаю с самых лёгких и приятных, и постепенно в тексте остаётся всё меньше несделанных кусков. Я вообще не умею работать по-другому. Идти подряд - это как-то уныло и скучно.

В этой же главе предлагается ввести награды за сделанные куски работы, автор называет их «промежуточными радостями». Ну да, это тоже иногда помогает: сходить в ЖЖ после получаса активной работы, съесть кусочек шоколада после законченного файла, немного почитать с чашкой чая...

3) Следующий совет - «съедать одну лягушку в день». Предлагается каждое утро выполнять один пункт из списка неприятных дел. У меня это вообще не работает: у меня таких списков просто нет. Это не значит, что мне никогда не приходится делать неприятные вещи! Просто я не люблю, когда они надо мной висят. Поэтому как только появляется что-то такое, я сразу думаю: должна ли я делать это сама или можно кому-то поручить? Если некому, то делаю сама при первой возможности, не оставляя это в своих списках надолго. Мне так проще.

4) Дальше предлагается «есть слона по кусочкам». А что, бывает иначе? Если поставить перед собой глобальную задачу, то очень быстро станет понятно, что она невыполнима. Поэтому она или годами будет висеть в списках дел, или будет медленно и со скрипом продвигаться к неведомым горизонтам. До меня это дошло, когда я начала много и всерьёз работать (то есть лет тридцать назад). Я быстро поняла, какой объём работы я могу сделать за один присест и сколько таких «присестов» в день могу себе позволить, чтобы не переутомляться. И после этого всегда разбивала любую работу на такие порции. Это было очень удобно: я не очень сильно уставала, даже когда работы было довольно много, и при этом у меня был запас времени вечером, чтобы при форс-мажорах можно было доделать дневную порцию ночью. Ну, и сроки - я всегда была уверена, что успею всё сделать вовремя.

5) В следующем разделе описывается метод кнута и пряника - это мне не подходит вообще от слова совсем. Перспектива кнута тут же отбивает у меня желание что-либо делать. Идея наказаний мне вообще настолько не близка, что я даже представить не могу, как бы сама себя за что-то наказывала.

6) Таблица ежедневных дел: автор предлагает пример такой таблицы, но тут нет смысла обсуждать её вид. Она очень сильно зависит от образа жизни. У меня сейчас есть такие таблицы, но время от времени они полностью меняются. Могу поделиться одним маленьким наблюдением: если каждые несколько недель устраивать перерывы в ежедневных делах, то это будет отличным отдыхом от повседневного расписания. Я обычно пять недель подряд заполняю такие таблицы (то есть каждый день делаю очень много всяких важных и приятных дел), а потом на пару недель прекращаю и просто отдыхаю.

7) Изобретение одного из участников ТМ-сообщества: «календарик-пинарик». Извините, уже от одного этого слова тошнит. И выглядит этот календарик как тюремная стена: на листке бумаги сверху чёрными крестами зачёркнуты прожитые годы, потом зачёркивается каждый день текущего года, а в самом низу выписаны номера оставшихся лет. В примере, который приведён в книге, 30-летний автор такого календарика отметил себе годы до своего 60-летия. Спасибо, не хочу. (У меня, кстати, есть таблица с разными записями по годам и месяцам, и там последней строкой сейчас идёт год моего 100-летия. Но, кто знает, может, я потом ещё строки добавлю...)

структурирование времени, работа, жизнь в реале, люди

Previous post Next post
Up