Доброго всем вечера.
Click to view
В прошлом году Китиша написал много рассказиков про аудио и у читателей создалось неправильное впечатление - мол я снова собираюсь стать аудиоообозревателем. А на самом деле тема аудио мне почти безразлична - она меня интересует только тогда когда у Китиши есть проблемы с аппаратурой - когда их нет и я всем доволен Китиша просто слушает музыку и даже не вспоминает про типы ламп и цифроаналоговых преобразователей. Конечно мне приятно вспоминать про своих друзей Джона Доусона и Роя Ганди, хорошего знакомого Питера Квортрупа - но мне гораздо проще написать про них самих вне связи с теми товарами, которые они производили и продавали потребителям. Я уважаю Санду Витали -
https://www.youtube.com/c/Soundnews/videos - но нахожу его фильмики хорошим и приятным снотворным, а не практическим пособием к каким-то действиям - зачем мне интересоватся новинками рынка если у меня и так всё есть и всё это меня устраивает ? Но тут случился День Рождения у Евгения Фалина -
https://whale-roma.livejournal.com/830038.html - я не успел отправить другу никакого подарка и не успею это сделать до понедельничка 18го декабря. Но надо что-то предпринять - сделать имениннику приятное - а Евгений очень любит хорошое аудио и хороший звук. Поэтому во время вчерашней уборки я решил посмотреть - что творится на полочках магазинчика компании "Cayin" на площадке "AliExpress" ? Я не рассчитывал ни на что интересное но внезапно обнаружил там сенсацию в лице ЦАПика "Cayin RU7" -
https://aliexpress.ru/item/1005005589159979.html?sku_id=12000033788872079&spm=a2g2w.stores.search_results.0.315d5a3bow9juG и плеера "Cayin N7" -
https://aliexpress.ru/item/1005005243837815.html?sku_id=12000032366110964&spm=a2g2w.stores.search_results.1.315d5a3bow9juG . Оба эти устройства не просто плохо звучат по сравнению с прошлыми хитами фирмы, которые они призваны якобы заменить - оба продукта абсурдны как микроскоп, специально спроектированый для того чтобы заколачивать им гвозди !!! В своей многолетней практике Китиша никогда не сталкивался ни с чем подобным. Читайте об этом пожалуйста дальше.
Почему новинки плохо звучат ?
Много лет подряд Китиша сталкивался с одним и тем же - разные производители начинали скаредно экономить - они ставили в новые изделия дешёвые комплектующие и утверждали что звук не только не портится, но становится лучше благодаря конструктивным ухищрениям разработчиков. Различные аудиоэксперты наточив перья лгали - мол "новый звук" очень "музыкальный", но "не для всех" - мол "think different" !!! Всё это понятно и не удивляет. Но в случае с ЦАПиком "Cayin RU7" и плеером "Cayin N7" мы имеем дело с совсем другим - производитель использовал дорогие и тщательно отобраные комплектующие - и из них изготовил устройства, плохо звучащие именно потому что плохое звучание специально заложено в основу их конструкции !!! Конструкция эта создана инженерами "Cayin" в угоду штатному маркетологу фирмы - этот господин придумал миф, который заставит оба продукта хорошо продаватся. В течении последнего десятилетия мы наблюдаем триумфальное возвращение мультибитовых преобразователей - они вернулись к нам в виде кастомных лесенок "R-2R", собраных производителями ЦАПиков и плееров из отдельных резисторов. Такие перобразователи прекрасно работают со звукоданными, закодироваными по методу импульсно-кодовой модуляции - ИКМ. В этом нет ничего странного - звукоданные закодированы в виде лесенки - и декодировать их надо тоже с помощью лесенки из ступенечек, собраных из пар сопротивлений. С помощью резистивных лесенок можно декодировать и звукоданные, записаные по методу кодирования с широтно-импульсной модуляцией, то есть ШИМ. Ключевое слово тут - "можно" - можно, но не нужно. Такой способ цифроаналогового преобразования, какой предлагает для ШИМ-звукоданных преобразователь в виде лесенки "R-2R" - неоптимален - если в случае с ИКМ простое прямолинейное преобразование из "цифры" в "аналог" улучшает временные параметры тракта, то в случае с ШИМ наоборот ухудшает. ЦАПики, хорошо звучащие с ИКМ - с ШИМ начинают звучать плохо - звучание теряет плотность, становится скомканым и аморфным. Ещё хуже когда лесенка "R-2R" специально спроектирована для декодирования ШИМ-звукоданных - она ведь уже не может декодировать ИКМ-звукоданные и играть на том поле, на котором лесенки "R-2R" являются чемпионами. Это всё равно как выпустить чемпиона мира по футболу - например Пеле - на теннисный корт. Сколько подач Пеле отобьёт у Андрэ Агасси ? И наоборот - можно выпустить Андрэ Агасси на футбольное поле - и там синьёр Пэле отберёт у него мячик как у маленького ребёнка и забьёт команде, набраной из теннисистов, сто голов. И Пеле и Агасси тем не менее умеют худо-бедно - один держать ракетку а другой - бить ногой по мячу, но у них плохо получается заниматся не своим делом. А теперь представьте себе что спортом начинают руководить маркетологи. Они говорят: -"В этом сезоне футбол не идёт - зрителей на матчи приходит меньше чем в прошлом году - надо дать всем нашим футболистам ракетки и выпустить их на корты.". На следующий год маркетологи говорят другое: -"Теннис надоел зрителям - они требуют футбол !!! Срочно переодеваем наших теннисистов в футбольную форму и выпускаем на поле - пущай бегают и гоняют мяч.". В наше время маркетологи творят чудеса абсурда: -"У них нет хлеба ? Пироженые вкушать они не хотят - Марию Антуанетту аж казнили ! Прекрасно !!! Будут кушать мороженое !!!" - говорят маджистеры маркетинга.
Click to view
Или вот вам к примеру "джаз" сбацаный нейросетью !!! Нет вы послушайте - как говорит господин Киселёв !!!
Click to view
Китиша сылышит сильный шум - это Оскар Питерсон и Эрл Хайнц за компанию с Каунтом Бейси бешенно крутятся в своих гробах под звуки этого компьютерного "механического пианино"...
Вот именно такие абсурдные доводы собственного аудиоепископа и привели инженеров фирмы "Cayin" к созданию ЦАПика "Cayiun RU7" и плеера "N7" - обычные записи с ИКМ они воспроизводить не могут, могут воспроизводить только ШИМ, но не очень хорошо - и вот в них все ИКМ-записи на лету преобразуются в ШИМ и в таком виде воспроизводятся преобразователями. Нет ничего удивительного в том что звук ватный, аморфный, похожий на эдакую звуковую амёбу - только барабаны громко бухают !!! Других достоинств нету - кроме того что громко. Аудиоэксперты делая обзоры новинок уж и не знают - что лгать читателям ? Изворачиваются как могут !!!
Click to view
Главное - эти же самые эксперты 13 лет тому назад высмеивали Китишу за то что я слушаю музыку на звуковой карточке "E-Mu 0202" с её мелким, песочным, нечётким и блёклым звуком, создаваемым преобразователем "CS 4392" - а сегодня они врут не краснея восхваляя звучание ИКМ на ЦАПике "Cayin RU7", которое ещё хуже !!!
Click to view
Но че !!! - как говорил Эрнесто Гевара !!! А вдруг ЦАПик "Cayin RU7" и плеер "N7" годятся как дополнение для ЦАПика "Cayiun RU6" и плеера "N6" - но для воспроизведения только ШИМ-файликов ? Конечно любителей только ШИМ-записей очень мало - страшно далеки они от народа - ведь 99,999% записей, которые мы слушаем, закодированы в ИКМ. Но даже в таком качестве обе новинки оказываются несостоятельными.
Джон Доусон против.
Я рассказывал читателям о том как Джон Доусон пытался сделать аудио-ЦАПик из своего преобразователя, сделаного для радара истребителя-бомбардировщика "Торнадо" -
https://whale-roma.livejournal.com/422462.html , а здесь продолжение этой истории -
https://whale-roma.livejournal.com/423047.html . Из этого рассказика в двух частях вы узнаете о том что Джон пытался создать "R-2R"- преобразователь для воспроизведения ШИМ-записей когда узнал о том что компания "Sony Music" переводит часть своего собрания записей в однобитовую форму - в форматы "DSD-64" и "DSD-128". Помешало этому то, что в середине 1990х ещё не было тонкоплёночных резисторов, способных устойчиво работать длительное время не меняя свои номиналы вследствие нагрева во время работы. В 2000е годы эта проблема была решена, но Джон Доусон так и не вернулся к своей работе - вместо этого он начал мастерить передовые дельта-сигма - преобразователи используя для своей работы над прототипами программируемые вентильные матрицы. После того как я закончил этот рассказик я написал Джону письмо и спросил его о том - правильно ли я понимаю что лесенки "R-2R" не подходят для преобразования ШИМ-записей в аналоговую форму в принципе ? Джон мне ответил и рассказал о том что так оно и есть !!! Дело в том что сам процесс создания ШИМ-записи состоит из сложного преобразования звука в простую "однобитовую" в итоге форму с формированием шумов и использованием дельта-сигма - преобразования ? Джон написал мне что я понимаю суть дела совершенно верно - при воспроизведении нужно добиватся такого же сложного преобразования в обратном виде чтобы получить хорошие тайминги !!! А при преобразованияя ШИМ с помощью лесенки "R-2R" тайминги попросту разваливаются. То есть получается играющий в футбол теннесист или Пеле с ракеткой. Именно поэтому большинство если не все европейские производители ЦАПиков конструируют их по принципу - лесенка "R-2R" для ИКМ и дельта-сигма - преобразователь для ШИМ в одном корпусе. Доводы Джона привели Китишу к покупке ЦАПика "Xduoo Link" специально для ШИМ-записей -
https://whale-roma.livejournal.com/463014.html , а кроме того я сделал из планшета SACD-проигрыватель укомплектовав его карточкой 128 Гб., на которую поместились все мои ШИМ-записи - это почти все альбомы Боба Дилана, несколько альбомов Нопфлера, Френка Синатры и Сонни Роллинза. Я уверен в том что ЦАПик "Xduoo Link" воспроизводит ШИМ-записи не хуже чем "Cayin RU7", а покупка последнего в дополнение к ЦАПику "Cayin RU6" просто выброшеные деньги. Приобретение плеера "Cayin N7" за 167 тысяч рублей тем более нелепо - особенно если у вас есть плеер "Cayin N6" с модулем "R-2R".
Подытожым - что же мы имеем ? "Cayin RU7" и "N7" это: яркие краски, широкие мазки в нежных пастельных тонах - сплошной "импрессиАнизЬм" - и всё это очень громко, напористо. Такой солнечный день на Монмартре времён "АнпЫратора" недопёска Наполеона Третьего. Или - вот такой Марсик -
https://whale-roma.livejournal.com/482277.html - планетка-Париж !!! У Марка Нопфлера есть планетка-Новый Олеан а реальный Марс иногда превращается в настоящую планетку-Париж - целый Париж величиною с планету !!!
Так у меня всё это есть - в виде звуковой карточки "E-Mu 0202". Оба новых устройства основаны на модных резистивных лесенках "R-2R", которых у "E-Mu 0202" разумеется нету - а такими лесенками можно бахвалится перед приятелями в интернете. Хорошо когда от лесенки есть толк - как в мультибитном ЦАПике "Cayin RU6" - а когда лесенка звучит как старенькая дельта-сигма "CS 4392" это не вызывает ничего кроме досады. А ведь помимо звуковой карточки "E-Mu 0202" - это почти точный "джазовый портрет" парочки из "Cayin RU7" и "N7" - у меня ещё есть прекрасный мультибитный ЦАПик "Cayin RU6" с его плотным, чётким, детальным звуковоспроизведением - которого новинки лишены напрочь. И что совсем плохо для новинок и хорошо для меня - у меня есть ЦАПик "Xduoo Link" - который и ШИМ-записи воспроизводит почти также чётко и плотно как "RU6" ИКМ. И финал - у Китиши имеются три разных усилителя для наушников - один гибридный на дискретных полевых транзисторах, второй - чисто полупроводниковый на современных скоростных дискретных транзисторах и третий на "OPA-1612" - имея всё это я могу посмеятся даже над несчастным покупателем плеера "N7" за 167 тысяч. Хорошо иметь разные ЦАПики и усилители для разной музыки и разных наушников. А ещё лучше когда всё это - недорогое и качественное. И можно только пожалеть тех кто покупает дорогие и некачественные вещи поддавшись уговорам и заклинаниям маркетологов. Или - "мракетологов" ?