Доброго всем вечерочка.
Я решил написать маленький рассказик про астрономическую фотографию в городских условиях. Причиной для него послужило продолжение "пиршества духа" на форуме Эрнеста Шекольяна - он в авральном порядке соорудил тему про фотоаппараты, подходящие по его мнению и мнению его адептов для фотографирования небесных тел -
http://astro-talks.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=3282 ; появилась у них и темка по теории -
http://astro-talks.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=319 - в которую они свалили в кучу всех "людей и коней". Давайте немножко разберёмся с тем - что и как можно фотографировать на небе в условиях большого города - без Котельникова и его котельной...
Самое главное, с чего следует начать - понять, что существуют два типа обьектов для астрономической сьёмки - это диффузные обьекты и яркие обьекты; к первым относятся туманности разных типов, кометы и галактики, ко вторым - Солнышко, Луна, планеты, их спутники и астероиды. И фотики для сьёмки этих двух таких разных групп обьектов нужны принципиально разные - в первом случае от фотоаппарата требуется возможность сьёмки протяжённых обьектов с длительными выдержками и матрица с как можно лучшим отношением сигнала к шуму, во втором случае на первое место выходит скорость сьёмки большого количества кадров для сложения, но матрица относительно большого размера и низкий уровень шума тоже не помешают. Общим местом для обоих типов фотиков является их вес - чем он меньше - тем меньшую нагрузку создаёт камера на фокусировочный узел (фокусёр) оптической трубы. Понятно, что обьекты первого типа и фотики для их сьёмки в городе не востребованы - диффузные обьекты с длительными выдержками в городских условиях снимать просто невозможно. Дело в том, что воздух в городе загрязнён смогом, который подобно туману висит в воздухе и его частицы отражают и рассеивают свет. Взгляните на снимок ниже - попытки фотографировать слабые спутники Сатурна наталкиваются на то, что по мере удлиннения выдержки от 3-4 секунд и больше камера начинает снимать облака гари, отражающие свет с земли, и кадры становятся светлыми словно днём.
Если человек показывает вам снимки туманностей и галактик и утверждает, что он их снимал с выдержками в десятки секунд в условиях мегаполиса - перед вами явный фальсификатор, сфабриковавшмй свои изображения в графических редакторах.
Эрнест Шекольян отрицает то, что смог отражает и рассеивает свет. Почему ? Неужели он не ездит на автомобиле в тумане или дыму от лесных пожаров, частички которых прекрасно рассеивают свет от автомобильных фар ? Я считаю, что мистер Шекольян будучи крупным жуликом сам машину не водит - он сидит на диванчике своего "Роллс Ройса Сильвер Шедоу" и читает любимым собачкам кошерные журнальчики "Sky at Night" (Англия) -
http://www.skyatnightmagazine.com/ и "Sky and Telescope" (США) -
http://www.skyandtelescope.com/ , в то время как водитель ведёт его кошерную же машину. Практическая астрономия мистера Шекольяна не интересует. Почему же он рекламирует фотоаппараты фирмы "Canon", являющиеся скопищами всех отрицательных качеств, присущих фотоаппаратам - сочетание шумных матриц, большого веса камеры и невменяемого управления ею по W-Fi ? Я так думаю, что будучи компрадором и по сути иностранцем мистер Шекольян автоматом восхваляет всё что пропагандируют его англо-американские хозяева - ну примерно также, как Рамзан Кадыров рекламирует "айфоны"(тм) фирмы "Ёпыл"(тм) - вроде-бы он в гробу видал и эти телефоны, и их производителя, но корпоративный долг зовёт...
Понятно, что для сьёмки планет лучше всего подходят специализированые камеры с интерфейсом USB 3.0, обеспечивающие высокую скорость сьёмки -
https://astronomy-imaging-camera.com/product-category/usb-3-0/ - но у них есть один очень серьёзный недостаток: эти камеры питаются и управляются с помощью компьютера, который приходится держать в руках во время сьёмки при помощи портативной переносной монтировки, что очень неудобно. А что же "обычные" фотики, которыми можно управлять с внешнего Android-устройства по Wi-Fi, которые автономны, имеют собственную батарейку, картоводик и пишут фоточки на SD-карточку ? В этом смысле до сих пор вне конкуренции моя любимая маленькая камера-смартограф "Sony QX1" c КМОП-матрицей "Sony IMX156AQL-13".
Эта камера представляет из себя полный аналог фотика "Sony a5000" ("ilce-5000") с байонетом "тип E" и матрицей APS-C без экрана и большинства органов управления.
Тем не менее она имеет встроеную вспышку и кнопочку спуска затвора на корпусе.
Всё это нам не нужно, но даже с этими рудиментами фотик "Sony QX1" весит только 200 грамм - это самая лёгкая камера с матрицей APS-C, абсолютный рекордсмен по весу в своём классе.
"Sony QX1" весит меньше чем большинство широкоугольных окуляров, а её бочёнкообразная форма способствует равномерному распределению и так небольшой нагрузки на фокусёр, который она создаёт.
Вторым отличием "Sony QX1" от "Sony a5000" и ото всех системных камер вообще является её исключительная экономичность - если для "a5000" 400 кадров, отснятых на одном заряде батарейки это достижение, то для "Sony QX1" и 1000 (тысяча !!!) кадров далеко не предел. Речь идёт о парах "RAW+JPEG" 20,3 Мегапикселя каждый - то есть про две тысячи с лишним кадров, дублирующих друг друга ! Таким образом "Sony QX1" на равных конкурирует по длительности сьёмки с лучшими моделями "зеркалок" и оставляет все системные камеры всех производителей далеко позади по количеству кадров, которые вы можете отснять на одном заряде батарейки. Имейте эту особенность ввиду - теперь незачем таскать с собой пудовую "зеркалку" чтобы фотографировать целый день - маленькая и невесомая "Sony QX1" полностью её заменит.
Камера полностью управляется при помощи программы "Sony PlayMemories Mobile" для Android -
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.sony.playmemories.mobile&hl=ru - доступны выбор всех режимов сьёмки для фотоаппарата "Sony a5000"; для сравнения - при помощи программ для управления камерами "Canon" по Wi-Fi можно снимать только отдельные кадры - даже серийная сьёмка с помощью этих программ недоступна...
При этом фотичек "Sony QX1", выпущеный в 2014 году, до сих пор выглядит лучше чем многие современные камеры "Canon" с матрицами APS-C; вот прямое сравнение с "Canon EOS 70D".
А вот прямое сравнение с камерой "Canon EOS 7D Mk. II" - это самая лучшая зеркальная камера фирмы "Canon" с матрицей APS-C.
Как видите - оба фотоаппарата "Canon" уступают "Sony QX1" по шумам (важнейший параметр "Low Light ISO"), динамическому диапазону и глубине цветопередачи, а разница в размерах и весе этих камер обеспечивает "Sony QX1" абсолютное преимущество над поделками "Canon"; про недорогие камеры "Canon" с трёх и четырёхциферными индексами моделей и говорить нечего !!!
Чем же хороши камеры "Canon" ? Тем, что некоторые модели позволяют снимать"кропнутое" видео используя маленький участок матрицы - пиксель в пиксель - полный список таких моделей, в основном старых, можно посмотреть в табличке ниже.
Что касается современных камер "Canon" системного типа (бесзеркальных) под байонет "тип М" - то это просто барахло - весят как кирпичи, "кропнутое" видео снимать не умеют, и к ним ещё и Т-колечко для сопряжения с фокусёром телескопа достать трудно. Шекольян, рекламируя "Canon EOS M", выступает как типичный "Кэнон-Бой", а раз он пацан - то чего взять с пацана-то ? Великовозрастные пацаны, бои, существуют для того, чтобы подносы носить, и чтобы гонять их пинками на посылках; в "Звёздных Войнах" должность типичного пацана так и называется - "падаван" - типа "подай то, подай сё". Хоть и ездит Шекольян в "Роллс Ройсе" - а лакей лакеем... Так что та лакейская чушь, которую он тиражирует на своём форуме - это всего-навсего топорная и некачественная реклама неудобных и малопригодных для практического использования вещей.
Следующими в списке самых удобных камер после "Sony QX1" идут её "сестрички" по модельному ряду фирмы "Sony" с матрицами APS-C и полноформатными - все они управляются по Wi-Fi с помощью Android-устройств и той же самой программы "PlayMemories Mobile", что и "Sony QX1", ничем от неё не отличаются - кроме бОльшего веса и угловатых-прямоугольных корпусов, которые создают на фокусёр неравномерную нагрузку в сравнении с создаваемой бочёночком "Sony QX1". Но камера модели "Sony A7S" с матрицей "IMX235AQR-13" хоть и выпущена в том же 2014 году, что и "Sony QX1", но до сих пор рекордсменка по отношению "сигнал-шум" среди всех полноформатных фотиков !!!
А ещё для астрофото более-менее подходят старые фотики под байонет "Samsung NX" с четырёхзначным индеском в названии моделей - они тоже прекрасно управляются по Wi-Fi и весят немногим больше 200 грамм, хотя их матрицы сильно устарели и проигрывают матрице фотика "Sony QX1" по шумам, но они примерно соответствуют уровню современных матриц фотиков "Canon".
После того как мы разобрались с фотиками и мистером Шекольяном с его "Роллс Ройсом", собачками и "Кэнонами", перейдём к Солнышку.
Солнышко в пятничку 16 марта, в 12:26 и 13:12 по московскому времени.
Сегодня около полудня была переменная облачность - тучки то прилетали, то улетали. Последний раз я снимал для вас Солнышко больше месяца тому назад 13 февраля -
https://whale-roma.livejournal.com/42085.html - тогда последний раз были пятна; потом они исчезли, на Земле наступило длительное похолодание и пятна на Солнышке больше не появлялись. И вот зайдя в "солнечный" раздел сайта "Метеовеб" -
http://meteoweb.ru/astro/sun002.php - я увидел, что там показано маленькое пятно "12701" прямо в центре видимой с Земли части солнечного диска !!!
Я решил, что Солнышко надо поснимать сегодня обязательно.
Тем более, что и поток электромагнитного излучения от Солнышка тоже внезапно вырос - а это предвесник потепления и начала настоящей весны !!!
Все изображения Солнышка, снятые мною сегодня, перевёрнутые. Вот снимочек, сделаный в 12:26 при пересечении Солнышком линии меридиана.
Пятен на нём не видно - никаких !!! То есть маленькое пятно "12701", этот магнитик - он исчез без следа - даже факельного поля на его месте не осталось !!! Зато видны разводики. Я почистил матрицу фотика "Sony QX1" карандашиком "Lenspen SensorKlear II", про который я писал здесь:
https://whale-roma.livejournal.com/19652.html ,
https://whale-roma.livejournal.com/29175.html и
https://whale-roma.livejournal.com/33085.html , и в 13:12 сделал следующую серию снимочков.
Как на них видно - не только пятен, но и заметных факельных полей нет ни в южном полушарии Солнышка...
Ни в северном полушарии Солнышка - везде тишь да гладь.
Папочку с оригиналами для публичного доступа к ним я делать не стал - фоточки Солнышка вышли сегодня неинтересными. А в начале следующей недели случится очередное похолодание - весеннее равноденствие мы встретим при минусовой температуре, а ночью будет минус 12-15 по Цельсию. После часа дня тучек стало больше и они закрыли собою всё небо. В половине восьмого в разрывах туч на западе пару раз мелькнула и скрылась Венера, Меркурий вообще не был виден. На этом я желаю всем спокойной ноченьки и прощаюсь ненадолго до новых наблюдений небесных тел. Я начну новый рассказик об астрономических событиях конца марта когда сфотографирую для вас что-нибудь новенькое - например Юпитер. До свидания и до новых встреч с небесными телами в бложике старого и больного Китиши.
Юпитер утречком в субботу 17 марта.
Поснимав сегодня утром Юпитер и его спутнички с помощью маленького рефрактора "Celestron NexStar 102SLT" я всё же решил не начинать новый рассказик, а прикрепить эти снимочки к рассказу о фотиках - и тем самым закончить его. Я ведь обещал выше по тексту поснимать Юпитер - и я выполнил своё обещание. Итак, я начал снимать планету в 3:55 - все её изображения дальше будут перевёрнутыми. Было холодно - минус 16 по Цельсию, и ясно, а над горизонтом поднималась морозная дымка - в ней левее Юпитера блестел Антарес, который можно было бы легко перепутать с Марсом, находившимся ещё левее и очень низко над горизонтом. К моменту начала сьёмки Марс ещё не был виден, а спутники Юпитера располагались так - слева направо Ганимед, Европа, Каллисто немного выше всех (на самом деле ниже - изображение перевёрнуто) и Ио, только-только выходящая из-за диска Юпитера.
А вот фото настоящих спутников - несмотря на морозный воздух они получилиись хорошо.
Юпитер в четыре часа утра выглядел вот так - это сложение примерно 200 кадров.
Я вернулся домой и обработал эти изображения, а в 4:20 минут вернулся обратно на пожарный балкон и снова снял спутники - на этом фото Ио показалась из-за Юпитера уже явно.
А вот как выглядел Юпитер в 4:30 - это сложение 329 кадров - из-за левого края начинает показыватся овал Большого Красного пятна, на снимке левый край верхнего на изображении экваториального пояса.
Марс был виден очень низко и я не стал снимать его сегодня. Не стал я делать и папочку с оригинальными снимками для публичного доступа к ним - фоточки получились неплохими, но и отличными их назвать тоже нельзя. Температура опустилась до -17 градусов Цельсия, я собрал свой маленький рефрактор и вернулся домой - чтобы рассказать вам о Юпитере и закончить рассказик. Я желаю всем доброго утречка и прощаюсь с вами до следующих интересных наблюдений планет - может быть мне удастся снять для вас Венеру и Меркурий сегодня вечером и начать с их наблюдений новый рассказик. До свидания и до новых встреч с небесными телами в моём скромном китовом бложике.