Солнечного затмения вчера не было - вместо него были тучки и шёл дождик. Про затмение знали продавщицы из "Бристоля", где я покупаю сигареты - они выходили на улицу, но тучки не расступались и Солнышка вообще не было видно. Поэтому я возвращаюсь обратно к клавиатурам. Повод для этого вышел очень интересный - убирая ночью квартиру и читая как обысно рассказики в интернете в перерывах я наткнулся на японский рассказик в журнале "PC Watch", который вы можете прочитать здесь: [Часть I]https://pc.watch.impress.co.jp/docs/2008/0409/optimus.htm и [Часть II]https://pc.watch.impress.co.jp/docs/2008/0421/optimus.htm . А здесь находится рассказик о том - как возникла идея создать первую и последнюю российскую механическую клавиатуру: [предпосылки]http://pc.watch.impress.co.jp/docs/2007/0521/artlebedev.htm . Речь пойдёт об оригинальном продукте - китайские клавиатуры, продаваемые под российскими брендами в качестве "импортозамещения" Китишу не интересуют. Заинтригованый японскими рассказиками Китиша решил написать свою собственную историю об этом - и приурочить её ко Дню России, который случится завтра. О предпосылках создания российской механической клавиатуры. В Советском Союзе выпускались механические клавиатуры и кнопочки для них - про клоны "IBM" я вам рассказывал буквально на днях - [рассказик]https://whale-roma.livejournal.com/214391.html . Были в СССР свои собственные уникальные кнопочки, не имевшие западных аналогов.
Но в "Прекрасной России Будущего" - которое наступило в 1991 г. - места для этих кнопочек не нашлось. В 1990е годы во всём мире с механическими клавиатурами сложилась ситуация, примерно такая же, какая была с грампластинками в предыдущем десятилетии - их признали устарелыми, громоздкими и нетехнологичными; консолидированое мнение производителей устройств ввода было категоричным - "механика" должна отправится в музей уступив место сначала технологичным и недорогим мембранным клавиатурам а затем - всяким жидкокристаллическим и лазерным устройствам. Я наглядно покажу абсурдность этой моды, вызваной фантазиями Джина Родденберри - у него действительно в "Звёздном Пути" все ходили с сенсорными планшетами, на которых и печатали - обычные же клавиатуры исчезли. Итак - в наше время некоторым передовым пользователям приходится использовать как клавиатуру именно планшет - речь идёт о людях, печатающих тексты на редких языках с уникальными алфавитами. Взять например грузинский - достать физическую клавиатуру для этого языка практически нереально - поэтому продвинутые грузины покупают планшет, ставят на него растянутую на весь экран виртуальную клавиатуру - и печатают на ней тексты; планшет же соединяется с компьютером, на котором установлен текстовый редактор, по Wi-Fi.
Речь идёт о грузинах, которые ходят в пижамах со значками "Звёздного Флота" на груди - разумеется.
Такой "продвинутый" способ печати неприятен тем, что машинист физически не ощущает срабатывание виртуальной "клавиши", изображённой на экране планшета - а кроме того у него сильно устают руки и расшатываются нервы - от ошибок ввода, количество которых растёт как снежный ком. Поэтому менее продвинутые и стойкие грузины сворачивают со "Звёздного Пути" и несут свои ноутбуки или клавиатуры в мастерские, где делают лазерную гравировку символов на колпачках кнопочек. В 2005 году, когда услуги лазерных гравёров были особенно распространены и широко востребованы (теперь многие просто покупают себе наборы колпачков с кириллицей на китайских интернет-площадках) художник Артемий Лебедев задумал обьединить вроде-бы необьеденимое - прогрессивное отображение информации, которое даёт жидкокристаллический экран - с комфортом при печати, который предоставляет механическая клавиатура. Эта задумка и воплотилась в клавиатуре "Optimus Maximus" - https://en.wikipedia.org/wiki/Optimus_Maximus_keyboard .
В 2005 г. Артемий Лебедев - который судя по стилистике его сайта считает себя римлянином - https://www.artlebedev.ru/ - я констатирую этот факт; так вот - художник стоял перед нелёгким выбором. В те времена оформились неудобные для производства хороших вещей тренды. Во первых Владислав Сурков оголтело двигал на рынки СНГ технику "Apple" и философию Стива Джобса. Эта философия нравилась и всем остальным производителям - всё должно быть плоским и прямоугольным как у "Bang & Olufsen". Чем тоньше корпус - тем хуже температурный режим для работы электроники - тем выше вероятность выхода её из строя - желательно через год и один день... К тому времени все ведущие производители сократили гарантийные сроки своих изделий ровно до одного года. Во вторых производители мониторов взялись изгонять из своих продуктовых линеек матрицы S-IPS и S-PVA, MVA были изгнаны почти полностью - и всё это заменили недорогие TFT-панели со скручеными в спиральки кристаллами. Недорогие панели e-IPS и с-PVA с шестью битами на цвет появились только во второй половине 2009 г. В третьих клавиатуры, следующие за мыслью Джобса, получили тонкие корпуса, "ножничные" механизмы кнопочек и "островной" дизайн колпачков - кнопочки в таких кравиатурах не только имеют очень короткий ход, но и создают у машиниста ощущение залипания клавиш - будто он залил клавиатуру компотом... Лебедеву надо было как-то вписатся во все эти тренды - и ухитрится при этом предложить покупателям достаточно качественную вещь. Кнопочки "Cherry MX" и японской фирмы "Topre" явно не вписывались в философию Джобса. Кнопочки "Alps" практически исчезли - их производство прекратилось в 1996 г.
Но в том же самом 1996 г. "Cherry" выпустила новые кнопочки - низкопрофильные переключатели "ML".
Эти кнопочки сразу же легли в основу компактной и тонкой клавиатуры "Cherry G84-4100" и её "сестричек" с трекболами, тачпэдами и цифровым блоком образуя серию "G84". Такие компактные клавиатуры стали популярными среди пользователей ноутбуков, имеющих неудобные и малоприятные для машиниста клавиатуры. Модель "G84-9021" фирма выпустила для компактного домашнего терминала "Tandberg Display", бывшего предсшественником "тонких клиентов". Многие аудиофилы знали норвежскую фирму а некоторые пользовались магнитофонами "Tanberg" модели "TDA-3014" у себя дома. Китиша считает что норвежский терминал был знаком Артёму как хороший пример технического дизайна.
Клавиатура "Cherry G84-9021" интересна прежде всего тем, что у неё все колпачки кнопочек кроме "Enter" - одного размера - это позволяет легко менять раскладку со стандартной "ANSI" на раскладку мистера Дворака и прочие, оптимизированые под нужды машиниста - достаточно просто переставить колпачки на нужные кнопочки.
"Cherry" выпустила точно такую же модель и на массовый рынок - она называется "G84-5200", выпускается до сих пор и её вполне легко купить за деньги, даже меньшие чем стоит моя ничтожная "Lenovo Legion K500".
Почему же - спросите меня вы - Китиша этого не сделал ? Во первых кнопочки "ML" имеют короткий ход - они напоминают по ощущениям всякие ножничные "чиклеты", где кнопки словно бы прилипают к материнской плате, на которой распаяна токопроводящая резиновая подложка.
А во вторых мне клавиатура без подсветки кнопочек нужна разве что даром - именно поэтому я и предлагаю вам купить для Китиши "IBM" тип "М" на блошином рынке или утащить её из кладовки партийного офиса у Пьера и Жастина Трюдо. Артемий Лебедев очевидно понимал все недостатки кнопочек "Cherry ML", но только они вписываются в плоский как сама Земля у плоскоземельщиков мир Стивена Джобса и его друга Владислава Суркова. О том - как Лебедев вписал свои замыслы в границы этого плоского мира - читайте в следующем абзаце.
Клавиатура "Optimus Maximus" во плоти. Клавиатура, сделаная Лебедевым фактически, кажется довольно приятной.
Пользователь волен применять с ней любые собственные USB-кабели и блоки питания - клавиатура не имеет собственнных шнуров, а проблема питания USB-хаба решена при помощи гнезда для внешнего блока питания. Кроме того имеется картоводик для SD-карты, на которой должны хранится предназначенные для отображения на экранах, расположеных над кнопочками, картинки, а также всяческие пользовательские настроечки для работы клавиатуры.
По наследству от фирменых клавиатур "Cherry" на кнопочках "ML" клавиатуре "Maximus" достались одинаковые по размерам колпачки для всех кнопок кроме "Enter", пробела и почему-то "Esc" - последняя выполнена в таком же размере как и "Enter". Почему так ? Об этом лучше спросить у самого Лебедева - может это какая-то древнеримская традиция - делать кнопочку "Escape" увеличенного относительно прочих размера. Самая главная часть портфолио идей Лебедева, обьединённых брендом "Optimus"(тм) - это колпачки. В фильмике, который вы можете посмотреть в заглавии этого рассказика Артемий говорит о базовой стоимости клавиатуры в 469 долларов США - фильмик снят на "CES 2008" в январе того года. Под базовой стоимостью подразумеваются колпачки из прозрачного акрила, содержащие внутри себя квадратик с изображением стандартных буквы или символа. Вокруг кнопочки на материнской плате распаяны контактные группы.
А сам колпачок представляет из себя контейнер, назначение которого вам станет понятно из дальнейших картиночек и разьяснений Китиши.
В нижней части колпачка находится площадочка со стандартным для кнопочек "Cherry ML" креплением.
При нажатии эта площадочка ходит туда-сюда.
Предполагается, что пользователь по мере необходимости в этом будет покупать экранчики 96х96 точек, TFT, 16ти-битные - такие ставили в кнопочные телефоны начала нулевых - и помещать эти экранчики внутрь колпачков.
Именно для экранчиков и предназначены контактные группы по бокам от кнопочек и в основаниях колпачков.
Говоря пиндосовским языком каждый колпачок тут - это "caddy" - "кэдди" говоря по русски; как в "хот-свопах" всяких. Вы можете посмотреть фильмик, в котором о клавиатуре "Optimus Maximus" рассказывается подробно и доходчиво - из него ясно, что конечная стоимость базового варианта клавиатуры - в нём экранчики установлены только в восьми функциональных клавишах под клавишей "Esc"; так она возросла до 600 долларов к началу фактических продаж этого продукта в США.
Японцы из журнала "PC Watch", на который я ссылаюсь в начале этого рассказа, пишут о стоимости полноценного варианта клавиатуры около 1,5 долларов США в пересчёте на доллары из иен. В США же клавиатура в полной комплектации предлагалась за 2000 долларов. Когда я увидел эту клавиатуру на страничках японского журнала, то подумал - "тысяча долларов" - но тут надо учитывать время; клавиатура ведь начала продаватся 13 лет назад, а не сейчас - и тогда компоненты, из которых она собрана, стоили дороже чем сейчас. Продажи клавиатуры "Optimus Maximus" с треском провалились. В качестве основных причин коммерческого провала этого продукта разные эксперты называют её высокую стоимость в сочетании с недоделаным программным обеспечением для неё - https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптимус_(клавиатура) . Китиша считает что эти причины - совсем другие - а эксперты у нас это всегда тунеядцы, паразитирующие на теле общества как Мерлин паразитировал на короле Артуре в твеновском "Янки из Коннектикута". Читайте об этом дальше.
О причинах провала идеи "Optimus". "Optimus" - это дизайнерская идея художника Лебедева - и она оказалась несостоятельной в коммерческом отношении во всех своих ипостасях: с треском провалились продажи клавиатуры "Optimus Popularis", а перед этим и "Optimus Mini" - [Optimus Mini]https://fcenter.ru/online/hardarticles/input/19216-Obzor_klaviatury_Optimus_mini_three. Что-то не так с этими клавиатурами даже если абстрагироватся от их стоимости. Очевидно - они неэргономичны - на них всех очень неудобно и неприятно печатать. Если бы эту клавиатуру делал Китиша то, во первых, колпачки были бы не плоскими, а круглыми - подобны колпачкам всех приличных клавиатур. Это не вписывается в идеологию Стива Джобса и Суркова - но Китиша их и за людей не считает - так что мне плевать на созданые ими тренды. А во вторых колпачки у Китиши были бы сделаны не из акрила, а из норила - норил акустически мёртвый материал, он поглощает звук и гораздо лучше подходит для изготовления колпачков. Но норил дороже акрила, а колпачки специфической формы дороже плоских как аэродром колпачков - в разы. Это удорожило бы клавиатуру ещё сверх того. Но даже эти причины - не основные - считает Китиша. Мы живём в стране, идущей вперёд под лозунгом "Всё лучшее - детям". Под детьми подразумеваются: конкретно несколько пацанов, гражданка Кривоногих - Кипра и Мальты одновременно - и примкнувший к ним наркоман и тунеядец Ёрик Фассин из Лейдена. Может быть Китиша забыл включить в этот список Сильвио Берлусскони - но это неважно. Давайте себе представим - клавиатуру "Optimus Maximus" купил себе Фидель Арашуков !!! Лебедев явно рассчитывал на такую клиентеллу - посмотрите на рекламное фото - кого вы видите на одной из функциональных клавиш ? Правильно - это же Ослан !!!
Фидель мог бы и три тысячи долларов заплатить - чтобы иметь на столе клавиатуру с любимым Осланом и имамом Шамилём - деньги для Фиделя это мусор - Фидель всегда с баранов настрижёт столько сколько ему нужно. Но тут раскрывается главный недостаток не только этой клавиатуры, но и всей дизайнерской идеи Лебедева - кнопочки-то ведь программировать надо !!! И запоминать всё что ты там напрограммировал - держать это в памяти. -"Вах !!! Шайтан !!!" - завопил бы Фидель Арашуков - и выпустил бы обойму из золотого "глока" в портрет Артемия Лебедева, напечатаный на принтере. Лебедев вроде не маленький мальчик - он должен понимать - раз его клиенты идиоты, то грузить идиотов интеллектуальными задачками может только тот кто решил стать их, идиотов, врагом !!! Итог вот какой - для профессионалов эта клавиатура не годится потому что она неудобная и печатать на ней неприятно. А для российских детей это не клавиатура - а головоломка. Пацаны любят сами грузить людей - но они не прощают тех, кто пытается грузить их самих.
Так Артемий Лебедев именно грузил пацанов. Что удивительно - наступив на эти грабли Артемий пошёл по ним дальше - и сделал клавиатуру "Optimus Popularis", которая уже не была премиальным продуктом - это обычная "мембранка" за большие деньги.
Лебедев проявил большое упорство в грузьбе пацанвы - и вполне естественно, что Артемий получил в свой адрес вагон и маленькую тележку раздражения.
Закончить этот рассказик я хочу вот чем. У нас в "Живом Журнале" есть сообщество, посвящённое идее "Optimus" - https://optimus-project.livejournal.com/ - я в него вступил и отправлю туда копию этого рассказика. Немало заметок, посвящённых идее "Optimus", вы найдёте в блоге самого Лебедева; например - https://tema.livejournal.com/1516443.html и https://tema.livejournal.com/1310259.html . Там девка какая-то ходит без обуви по грязному полу - в рекламных целях - искусство требует жертв.
Так все эти жертвы - напрасны - вы уж поверьте Китише.
У нас любое явление в стране материализируется - например символом Петербуржского Экономического Форума стал Даня Милохин.
И сама Россия - "Прерасная Россия Будущего", которое, напоминаю, наступило в декабре 1991 г. окончательно и бесповоротно - тоже воплотилась и материализовалась в Ксении Анатольевне Собчак !!!
Ксюня - это и есть сегодняшняя Россия - интеллектуалка в сайентологических очках "для ума"; ничего удивительного в том что Кириенко у неё Великий Визирь нету. И вот что говорит "Прекрасная Россия Будущего" о Лебедеве: -"Тёма - дурачок - он предельно инфантильный взрослый ребёнок". В том, что это мягко говоря не так легко убедится просто посмотрев интервью с Лебедевым, послушать что он говорит - пусть и на английском языке с русским акцентом. Но элиты указали Лебедеву его место. И художник вынужден жить в образе порнографического японского покемурая с крашеными волосами - не потому что Лебедеву это нравится, а потому что пацаны прописали Артемию эту роль.
Postscriptumus Nocte: вот что было на месте Солнышка во время затмения 10 июня; шёл дождик - и я не подумал выносить на улицу даже свой маленький рефрактор.