История одной субботы

Jul 28, 2014 21:58

Дело было вечером, делать было нечего...
Нет, не так - история начинается ранним утром.
Ранним утром - когда я, зевая, вышел на стоянку - сел за руль новенького Кайрона и поехал прокатиться по живописным местам какой-нибудь соседней области.
Несколько часов прошло незаметно и вот мы уже где-то под Юхновом. В районе развязки А101 (или А130 - теперь ее и так можно называть) и Р132.
А101 снизу, Р132 - сверху. Рославль - прямо.


Сворачиваем на Р132. Где-то там впереди - Вязьма. Но пока до нее далеко.


Быстро доезжаем до моста через Рессу - небольшую речку - приток Угры.


А почти сразу за мостом - первый по-настоящему интересный указатель. Где-то там вчера на Викимапии я углядел обозначенный блиндаж времен Великой Отечественной. Поехали.


Отлично идет вседорожная подвеска по разбитой грунтовке. Всякие Инфинити и Короллы - только чужаки здесь. Они медленно крадутся - словно непрошеные гости, подползая к каждой яме, ища пути объезда и не находя, робко сползают на малом ходу. Как будто сомневаясь - "Можно?".

Можно. Но не нужно. Этот мир не для вас. Ваш удел - гладкое асфальтовое шоссе. А мы здесь - дома. Лишь слегка покачиваемся - как на легкой зыби.


Сходу блиндаж я не нашел. Скажу больше - именно тот блиндаж - что был обозначен на карте - я вообще не нашел. Но зато нашел другое - не менее интересное.

Покатавшись взад-вперед вдоль поля, не найдя поворота к блиндажу, с глубокомысленным видом вглядываюсь в карты и решаю - к черту. Оставлю машину прямо на обочине под синим небом и погуляю пешком.


Переобуться, повесить на плечо сумку от фотоаппарата. Снять с плеча сумку от фотоаппарата. Снять футболку. Повесить ее на сумку. Повесить сумку на плечо. И вперед.


Почему я так давно не был в обычном поле? Что с нами делает город? Мы заживо хороним себя среди каменных джунглей и воздвигаем себе надгробия из серых кубов, наполненных микросхемами. Вместо крестов у нас в ногах стоят телевизоры - а пышными цветами на наших могилах распускаются коробки из-под новомодных фильмов.

Нет - пусть хотя бы цветы будут настоящими. Хотя бы и с колючками - зато не из синтетической пластмассы.


Блиндаж я так и не нашел, зато через полчаса прогулки увидел в поле вот это.


Смотровая площадка. А рядом информационный щит. Именно здесь проходила в 1942 году линия обороны советских войск.


Давайте посмотрим повнимательней на схему.


Мы сейчас находимся в точке 3. И что-то здесь не так - не соответствует схема местности.
Что не так?
На схеме обозначены две деревни - Суковка и Новосуковка.
Их нет.
Вернее не совсем так - от Суковки осталась лишь закрашенная темно-зеленым часть.
А Новосуковка полностью исчезла с лица земли.

Рядом с видовой площадкой можно разглядеть обозначение "шк." - школа?
Была. Остался лишь пустырь.


В редкой траве попадаются старые кирпичи.


Рядом что-то - что при большой фантазии может сойти за сильно заросший блиндаж. Да - вот этот холмик в центре снимка.


Здесь была деревня Суковка. Та ее часть - которой сейчас нет.


А здесь Новосуковка - от которой время не оставило ничего кроме названия.


Засохший букет - как символ мертвых деревень...


Неподалеку располагается и макет немецких укреплений того давнего времени. Новодел, но все-равно интересно взглянуть.


Пояснительный щит расскажет нам - кто, когда и зачем тут воевал.


Немецкий дот. Если хорошо замаскировать - можно пройти рядом и не заметить.


Он же - вид с тыла.


Внутри. Уютная сухая могила. Что будет с расчетом при попадании снаряда в крышу?


А вот таким видел мир немецкий пулеметчик.


Ход сообщения, идущий к доту.


Бревенчатый вал и еще один дот.


Внутрь второго дота попасть нельзя.


Пробуем заглянуть в амбразуру. Или я чего-то не понимаю в фортификации - или второй дот - сплошная бутафория.


Ну и наконец маскировочный забор. Когда-то на такие была натянута сетка, а за ней прятались немецкие солдаты, а может быть именно лежали какие-то ящики грязно-серого цвета... жаль что нельзя заглянуть на минуту в прошлое и при этом уцелеть.


Обелиск же, установленный в честь подвига советских солдат настолько хорошо спрятался в зелени - что с первого раза я его даже не заметил.


"Маленький Севастополь". Оказывается так называли Суковский плацдарм.


Прокатимся немного по ленте раскаленного асфальта и встретим еще один мемориальный указатель. Русиновский берег.


Сворачиваю. Здесь ехать даже удобнее - чем на Сукино. Лесная дорога заботливо прикрыта деревьями от палящего июльского солнца. И скоро она приводит к цели. Ведь теперь не надо тормозить перед каждой ямой.


Знак в начале тропы.


Могила воина. Здесь, под этим крестом лежит советский офицер, погибший в атаке. Что-то языческое в столбиках вокруг. Не похожи они на простую ограду.


Снова макеты укреплений. Ход сообщения.


Дот.


Вид из дота. Тогда на склоне реки не было леса. Весь берег и переправа были как на ладони у немецкого пулеметчика. И высота метров 20.


Очень крутой берег. Почти отвесный. И Угра где-то там внизу.


И колючая проволока везде.


Без нее ж никуда.


Мемориальная тропа дает спуститься к реке. Сам берег представляет из себя узкую полоску - зажатую между водой и крутым склоном.


Неоспоримый плюс этого места - его сложно простреливать настильным огнем из пулеметов сверху. Так что те советские воины - которым повезло живыми переправиться через реку - могли здесь залечь и оказаться в относительной безопасности. Но рано или поздно надо было вставать и подниматься наверх. Туда - куда сейчас ведет так заботливо проложенная по склону деревянная лестница.


Я прочувствовал этот подъем. Но я то поднимался шагом и по лестнице, причем из "аммуниции" был только фотоаппарат - весом чуть больше килограмма. А винтовка Мосина, так, для справки, весит около 5 килограмм, автомат ППШ и того больше. Естественно никаких лестниц не было. Мало того - советским солдатам приходилось по склону бежать! А сверху их беспощадно секли пулеметы.

Кому-то повезло - он смог добраться до укреплений на вершине склона и вступить в рукопашный бой. А кого-то сразила пуля. Как офицера, который упал здесь в 1942-м и пролежал на склоне более полувека. И лишь уже в наше время поисковики нашли его и захоронили над обрывом - могилу. А на месте гибели остался памятный знак.


Один очень сильно взбесивший момент. Ладно - понять наличие туристической стоянки в паре сотнях метров от мемориала я еще могу. Хотя сама идея отдыхать фактически на кладбище - как минимум - сомнительна.


Но так и хочется спросить другое: люди - почему вы - такие свиньи?!


Едем дальше в сторону Вязьмы. Еще один указатель.


Я не поехал. Всепоглощающая лень. Простите меня, ребята. В другой раз.

Следующая остановка - Климов Завод. Удивительный контраст - не так ли?


Все достопримечательности села сосредоточены в одном квартале.
Памятник солдатам Великой Отечественной.


Церковь-новодел. Когда то на ее месте стоял большой каменный храм XIX века, но он был взорван немцами в 40-х годах.


Несколько старых надгробий. Например - вот это посвящено родителям некоего гражданина Сидорова Осипа Кондратьевича.


И даже пожарную бочку рискну записать в достопримечательности. Чем то она мне приглянулась.


Но самая интересная достопримечательность поселка скрыта в этом невзрачном здании ДК.


Ага, музей.


Но попасть в него мне, увы, было в этот день не суждено. Единственный смотритель музея на больничном, так то...

Чем же так известен Ефремов (кстати, звали его Михаил Григорьевич) и чем так интересна история 33-й армии? Это мы рассмотрим позже чуть подробнее, а пока съездим на место гибели командарма. Тут недалеко.


Соль тут еще в том - что к мемориалу дорога пересекает речку Согжу. Автомобильного моста нет, есть брод. Можно, конечно, оставить машину и пройти пешком - но - черт побери - мы же не для этого вседорожник покупали!


Воды оказалось чуть больше - чем я ожидал. Злые бобры диверсанты соорудили плотину где-то ниже по течению. Кажется что здесь совсем-совсем мелко, но это оптический обман - на середине брода глубина по колено.


Дело в том что до этого момента я ни разу не проезжал на своей машине броды. Лужи - да - но броды нет. Особенно такие сравнительно глубокие. А за трактором идти пару-тройку километров. И вот я стоял около речки и напряженно думал....

"Х$%# ты на этом мерине ссышь? По краю езжай!". Мои гамлетовские рассуждения (мыть или не мыть, ага) были прерваны в довольно резкой форме подошедшим к мосту дедушкой, предположительно - хозяином того самого каблука - который стоял на берегу - но в воду таки не сунулся. И я поехал...

И ничего. В смысле никаких проблем. Включенный полный привод и понижайка (заморское слово «демультипликатор» как то у меня в лексиконе не прижилось) легко протащили машину и через брод и через мокрый песок. Даже специально вышел из машины посмотрел - ну да - пороги искупались, рама искупалась - но остальное все норм. На обратном пути я останавливался уже только затем - чтобы повернуть селектор трансмиссии.


Но вернемся к 33-й армии и его командующему. Именно здесь он погиб.


Аккуратный памятник. М.Г. Ефремов, генерал-лейтенант, командарм-33; Д.Е. Камбург, подполковник, начальник контррразведки-33. Есть и другие обелиски и таблички...


Весной 1942 года 33-я армия, освободив город Верею стремилась на Вязьму. Наступать пытались по всему фронту. Советские войска стремились как можно дальше отогнать немцев от Москвы, освободить как можно больше советской земли.

Однако 33-я армия, находящаяся уже несколько месяцев в боях без подкреплений, без подвоза боеприпасов, без продовольствия - не могла бесконечно выдерживать темп наступления. К апрелю армия обессилела, была отсечена немецкими войсками и окружена - началась агония.

Осознав факт катастрофы - Верховное Главнокомандование прислало самолет за командующим 33-й армией. Но самолет увез с собой лишь армейские знамена. Михаил Григорьевич остался со своей армией до конца.

19 апреля уже трижды раненый к тому времени командарм под угрозой попадания в плен застрелился в лесу неподалеку от Климова Завода...

Интересная мистика дат - всего лишь на следующий день, 20 апреля 1942 года командующим 2-й ударной армией Волховского фронта был назначен генерал Андрей Андреевич Власов. Армия к тому времени уже была практически обессилена и окружена - лишь узкий коридор связывал ее с остальными войсками. Точно так же - осознав катастрофу - Верховное Главнокомандование присылало за Власовым самолет, точно так же самолет улетел со знаменами без командарма.

В этом армии часто сравнивают, а вот дальше начинается разница и Ефремова, посмертно награжденного Звездой Героя - противопоставляют Власову - лишенному всех наград, повешенному в 1946 году за предательство и нереабилитированному по сей день.

Я не стану дальше заниматься подробностями сравнения - меня во всей этой истории - волнует лишь один вопрос - застрелился бы Власов в окружении - знай он свое будущее в случае попадания в плен?

История же М.Г. Ефремова на этом не заканчивается. Тело его было обнаружено немцами и захоронено в селе Слободка на площади около церкви. Похороны прошли с отданием воинских почестей. В 1943 году после освобождения Слободки, генерала перезахоронили на Екатерининском кладбище в Вязьме. При нем обнаружилась золотая запонка. которую немцы не тронули...

Слободка находится всего в 5 километрах от Климова Завода, однако относится уже не к Калужской, а к Смоленской области.


Вот здесь - кстати - замечу удобство постановки внедорожника на обочины. Гораздо большие размеры с лихвой компенсируются возможностью поставить ее много дальше от дороги - не сильно напрягаясь состоянием грунта.

Та самая церковь.


Новизной тут может похвастаться разве что мемориальная табличка.


А на месте бывшей могилы командарма установлен кентотаф.


Нельзя не уехать из Слободки - не запечатлев пару тракторов. Они стоят там - где в пригородах перед частными домами обычно ставят машины.


Едем дальше. На дороге много памятных мест...


Флёров Иван Андреевич... стоит запомнить эту фамилию. Он был не просто командиром батареи «Катюш». Он был первым командиром первой такой, еще экспериментальной батареи. Утром 14 июля в районе города Рудня она нанесла первый свой удар по наступающим немецким силам, что стало для последних настоящим шоком.

2 октября батарея капитана Флёрова попала в окружение Вяземского котла. Было сделано все возможное чтобы спасти уникальные на тот момент установки. Но прорваться из котла не удалось. В районе деревни Богатыри батарея приняла свой последний бой. Уже будучи тяжело раненым - капитан Флёров взорвал себя вместе с головной машиной. Часть расчета погибла, некоторым удалось выйти к своим. А на месте гибели батареи установлен памятник. Многие машины, проезжая мимо него подают сигнал в память о герое...


Капитан Флёров был обречен уже в тот момент - когда принял батарею под свое командование. Нельзя было дать немцам доступ к знанию об уникальному оружию. Ни установки, ни сам капитан просто не имели права попасть к врагу. Такова суровая необходимость войны - по угрозой плена капитану пришлось уничтожить себя. Попади он к немцам те, скорее всего, нашли бы способ заставить говорить.

Я не знаю - о чем думал Флёров в последний момент, но мне кажется - не было в его мыслях желания героизма. Просто так было надо. А каково это - воевать и знать заранее что ты не имеешь права попасть в плен, что в случае опасности плена необходимо уничтожить себя?

Если проехать еще 7-8 километров - то слева увидим целый мемориальный комплекс посвященный героизму советских воинов и батарее Флёрова - «Поле памяти».


Вот она - «Катюша». Мирный советский трактор.


Данный памятник сделан из установки на базе ЗИЛ-157. Это уже послевоенная Катюша. Зато она настоящая, а не макет из фанеры и труб. Хорошо можно рассмотреть днище грузовика. Обратите внимание - что все три моста - ведущие.


Посвящение батарее Флёрова.


Здесь лежат воины 33-й армии, а так же партизанских отрядов «Смерть фашизму», «Северный медведь» и других...


И количество могил прибавляется. Поисковые отряды до сих пор находят останки солдат той давно закончившейся войны..


Уже спускаясь с мемориала обнаруживаю маленькую зверушку рядом с оплавленной бутылкой. Это крот? Отчего он мог погибнуть? Палили траву?


Чтобы попасть к следующему памятнику надо всего лишь пересечь мост через Угру.


И здесь встречаемся с обелиском - посвященный событиям более чем пятивековой давности.


Мемориал поставлен в честь событий 1480 года - стояния на реке Угре - завершившему Ордынское иго. А если вы о таком событии никогда не слышали - значит плохо учились в школе и считали мух на уроках отечественной истории...


И еще одно Поле Памяти встретится нам по пути. Около деревни Красный Холм - уже в Вяземском районе.


Здесь в 2005 году была установлена часовня Смоленской Богородицы.


А вместо «Катюши» на постаменте трактор, он же - тягач артиллерийский.


...


Ну вот и все. Через несколько минут хлынет ливень, который, впрочем, не принесет облегчения в жару - а я поеду на Вязьму и домой...
Previous post
Up