Петергоф. Дворец Марли

Jan 17, 2015 16:00

Оригинал взят у bloha_v_svitere в Петергоф. Дворец Марли

Вчера была в Петергофе на "консультативных занятиях", как теперь называют наше "повышение квалификации". Уехала из дома в 9 утра, вернулась в 16.00 - полноценный рабочий день. Только за который я заплатила 1750 рублей. В Петергофе нам досталась Анна Владимировна Сокол - превосходный экскурсовод, с равным увлечением и интересом рассказывающая о вазочках в Марли и о запрете курения в Петергофе. Что замечательно: она не зачитывала инвентарные книги (во что превращаются некоторые учебные экскурсии), а умело построила экскурсию, опираясь на несколько основных положений своего рассказа, а затем акцентировала внимание на интересных и любопытных фактах.




Разумеется, целиком экскурсию здесь привести невозможно. Но основные запомнившиеся моменты. В петергофских дворцах фотографировать нельзя, поэтому иллюстрирующие текст фотографии из интернета.

Марли - маленький дворец в восточной части Нижнего парка, построенный для жены Петра I Екатерины I, назван по имени дворца французских королей "Марли Ле Руа".



Построен как "идеальный или образцовый" дом - в нем Петр I демонстрирует многие принципы "новой бытовой жизни" русского общества начала XVIII века. В этом дворце нет парадного зала, прообраз будущих коммуналок: все комнаты выходят в общий коридор. В XIX веке была проведена капитальная реставрация - дворец разобрали по кирпичику, каждый кирпичик отметили, укрепили фундамент, а потом вернули кирпичики на их исторические места. Во время Великой Отечественной войны был разрушен полностью: саперы, проводящие разминирование Нижнего парка, не успели к нему, и Марли взлетел на воздух почище Большого Петергофского дворца.



Но в эвакуации было сохранено 318 предметов, почти все картины (36 сохранилось, было 45). Открыт после реставрации в 1982 году.

Картинами украшен и коридор, лишь два помещения дворца (кухня и буфетная) без картин. Картины выполняли и назидательную, и украшательную функции, а заодно нечто вроде современных фотографий.

В Кухне более 2000 голландских плиток



Здесь выставлены предметы Петровской эпохи: оловянные блюда, ендова и братина (обе посудины для "братания" - пития вина по кругу, у ендовы есть носик, у братины - нет), котелок над плитой.





Китайский фарфор - им, конечно, из-за дороговизны не пользовались. Стоит, чтоб показать: дом богатый.



В Буфетной хранили посуду, удобно сконструирована в хозяйственном отношении - соединяется с Кухней и Столовой. В буфетной хранятся мемориальные вещи Петра I: фляги и штофы. Известно, что император страдал мочекаменной болезнью, ездил лечиться в Европу, постоянно пил минеральные воды. Мерило богатства - китайские эмали в витрине. Новый предмет для русского быта - горка для посуды.



Передний зал - самая просторная комната во дворце, служила и парадным вестибюлем. Большую роль играет в ней живопись - две большие картины Андриано Челестини и Тицианелло: "Христос и грешница" и "Спор Христа с книжниками" (неплохие сюжеты для улучшения пищеварения). Портреты старика и старухи Пьетро Белотти: не было широко принято изображать старых людей - художники предпочитали молодых, хорошеньких, пышущих здоровьем. Но художник мастерски изображает некрасивых стариков, с морщинами, дряблой кожей, в этих портретах Белотти выступает предтечей реалистического портрета. В центре комнаты - окно-дверь, выходящая на искусственный пруд. Новое в бытовой жизни: часы, большие напольные. Часы входят в жуткую моду: это и чудесные механизмы, и удивительная работа мастеров, и показатель достатка семьи. В некоторых комнатах стояло по 3-5 часов. Интересно, как хозяева умудрялись спать с их тиканьем?



Спальня. Все кровати Петергофа сделаны по единственной сохранившейся кровати Петра I из дворца в Кадриорге (Эстония). Комната обита красивой тканью, выполненной вручную, но на современных станках. Чтобы понять величие этого поступка, надо посмотреть на ширину ткани.



Старые станки - узкие, поэтому и ткань узкая, чтобы ее выткать в необходимом количестве требуется больше времени. Современные станки - с широкой основой, поэтому ткани для дворцов Петергофа ткутся теперь быстрее (но по старинным технологиям). Последняя замена ткани была осуществлена в 2000 году. Спальня служила не только для спанья, и в этом тоже революционный переворот. На Руси до XVII века спальни государей тщательно охранялись: чтоб никто не сглазил! Петр I принимает посетителей в спальне, в ночном халате (у него их было 10 штук), один из них лежит на кровати.

Рядом со спальней - комната денщика и чинаровый кабинет, созданный именно как рабочая зона. Но, к сожалению, Петру I так и не довелось пожить в Марли вдоволь.



Зато в Марли после свадьбы жила с мужем его дочь Анна Петровна перед отъездом из России в Голштинию.

По кованой лестнице поднимаемся на второй этаж. Лестница очень красива, выкована в ХХ веке по старинным чертежам.



Совсем недавно из Германии прибыли похищенные во время Великой Отечественной войны бронзовые детали, украшавшие лестницу и балконы дворца. Но их пока еще не пришпандорили на исторические места.



На втором этаже расположена Гардеробная. В ней шкафы цельного дерева, разборные, без гвоздей, в них - замки с секретами. Опять же русские до XVIII века шкафов не знали - их функци выполняли сундуки, где одежда лежала горизонтально, а не вертикально.



В коридоре - картинки. Очень подробная и большая картина голландского художника на сюжет ветхозаветной "Книги Товита". Как нам сказали, подобные сюжеты заказывали в семье, если кто-то тяжело заболевал. Сюжет такой (не обессудьте, я не библеист, перескажу как запомнила). Жил один очень праведный человек Товит, делал мног хороших дел. В старости заболел и ослеп. И, как я поняла, денег на лечение не было (он еще не жил на одну пенсию в России!). Тут Товит вспомнил, что в соседнем городе кто-то не отдал ему какое-то число золотых монет. Отправил за деньгами сына Товия, к которому примкнул друг, который оказался ангелом. По дороге на сына напала рыба, но ангел справился, разделал рыбу, а из печени и желчного пузыря приготовил снадобье. По дороге остановились на ночлег в доме, где жила молодая девушка Сарра, у которой была не очень хорошая репутация: дело в том, что все ее мужья умирали в брачную ночь, даже не исполнив супружеского долга. Сарра очень по этому поводу переживала. Тут является Товий, которого ангел толкает на бракосочетание. Товий не очень-то этого и хочет, потому что он не желает быть восьмой жертвой прекрасной Сарры, но ангел дает ему снадобье, изготовленное из рыбы. Молодой человек возжигает жаровню, сыпет снадобье, дым излечивает барышню, и Товий радостно исполняет супружеский долг и наслаждается всеми радостными плодами супружеской жизни. "А деньги?" - спросите вы. За деньгам послали слугу. Деньги он добыл. Все вернулись к папе, и исцелили его тем же лекарством. А картина имеет глубокий смысл: "Делай всегда добро, и оно к тебе вернется".

Напротив этой картины висит другое большое полотно - "Морской шторм". Буря, тонет корабль, на берегу и в море - множество суетящихся людей. Вы думаете, они спасают потерпевших? Нет, мародерствуют, потому как считалось: то, что море выбрасывает на берег после кораблекрушения надо быстрее хватать и тащить к себе домой, потому что "это моя добыча" (с).

В Туалетной дамы пудрили носики, поправляли прическу, делали макияж. И за утренним туалетом принимали гостей - тоже нововведение. Украшена всяческими сувенирчиками: собачка Фо, которая приносит в дом удачу, изделия из нефрита, которые, как считалось, помогают при мочекаменной болезни.



В витрине - плащ Петра I. Кажется маленьким. Но, оказывается за столетие одежда дает усадку на 1-2 размера. Так что Петру Алексеевичу пальто это нынче было бы мало.



Напротив - Гостиная. Петр I велит всем развлекаться, курить табак, играть в карты и бильярд. Опять же, ненавязчиво о богатстве хозяина дома говорят мелочи - вазочки китайского фарфора, шкафчик, украшенный перламутровыми цветами, зеркала. Кстати, в Марли применен принцип, который потом будет многократно использовать Растрелли: на втором этаже Туалетная и Гостиная расположена одна напротив другой. На оси дверей на стенках в каждой комнате висят зеркала, которые отражаются друг в друге, создавая знаменитую зеркальную бесконечность. Опять же, зеркала в открытом доступе - до Петра I считалось греховным смотреться в зеркало, поэтому, когда не было надобности узнать себя, зеркала закрывались ставнями.



Опять же, в приличном доме должна быть Библиотека. Есть она и в Марли. Весьма большая по размерам - аж 69 книг.



Есть и научный кабинет со всякими научными диковинками - глобусом, астролябией, астрономическими предметами и зубодерной техникой. А в кисете - собственноручно выдернутые у придворных Петром Алексеевичем зубы. Представляете, как обожали придворные ходить в гости к Петру I?!



Хорошо все же в Петергофе зимой!



Previous post Next post
Up