Все мы знаем Томаса Эдисона как изобретателя лампочки, фонографа, телефонного приветствия «алё» и еще кучи знаковых для человечества вещей. Но сейчас как-то забылся тот факт, что Эдисон был еще и бизнесменом, причем не всегда удачливым. И главным факапом его предпринимательской деятельности стал выпуск адских кукол, которых боялись дети. Несмотря даже на то (а точнее, именно в силу того), что те куклы представляли собой навороченные на тот момент гаджеты, впервые в истории человечества научившиеся разговаривать.
В 1877 году Эдисон с большой помпой и не менее оглушительным эффектом представил публике свежеизобретенный фонограф. Иллюзиями себя никто не тешил: сразу стало понятно, что это прорыв.
Окрыленный успехом, Эдисон тут же связал с новым девайсом целый ворох далеко идущих бизнес-планов. Одним из них стал выпуск говорящих игрушек, без которых сегодня не представить ни один «Детский мир». Первые в мире голосовые куклы появились на полках американских магазинов в 1890 году.
Помимо внешнего уродства, куклы Эдисона были прекрасны еще и тем, что в их недрах скрывались первые в истории человечества аудиозаписи, сделанные в развлекательных целях. Ага, ими был не оркестр, исполняющий Брамса, а вот такие вот адские частушки, которые впору включать в саундтреки к фильмам ужасов: (
аудиозапись)
Куклы Эдисона надо было заводить с рычага, торчащего из-за спины, точно пропеллер у Карлсона.
Аудионосителями, как и у всех первобытных фонографов, служили спирали, заключенные внутрь барабанов. Игла фонографа двигалась по дорожке и передавала колебания на мембрану, которая издавала звук.
До изобретения гальванопластики, давшей возможность тиражировать носители по матрицам, для звукоизвлечения использовались те же самые дорожки, на которые звук был записан. В силу этого система была крайне хрупкой: для записи требуется мягкий металл, в то время как для извлечения звуков с достаточной громкостью - более жесткий. Это стало причиной того, что те немногие уцелевшие куклы Эдисона, которые дожили до наших дней, было невозможно послушать. Фонограф в них либо уже накрылся, либо грозил накрыться даже от одного-единственного использования, и коллекционеры - владельцы кукол не рисковали.
Все изменилось в 2014, когда некие Карл Харбер и Эрл Корнелл придумали технологию оцифровки старых записей Irene (Image, Reconstruct, Erase Noise, Etc.). Она позволяет считывать звук даже с тех носителей, которые считаются испорченными. Принцип прост: дорожка фотографируется с гигантским разрешением, и все ее неровности компьютер копирует на новый носитель практически на глаз, но результат при этом мало отличается от оригинала. Именно по этой технологии и воссоздали тот самый саундтрек к ужастику, о котором я писал выше.
Перед тем, как мы снова вернемся к нашим баранам (то есть куклам Эдисона), предлагаю вам прослушать еще одно заклинание: (
аудиозапись)
Это необходимо для погружения в атмосферу того ужаса, который ощущали бедные дети позапрошлого века от общения с игрушками великого изобретателя. Если добавить тугой рычаг, повернуть который нетренированным детским ручкам стоило большого труда, и запредельную цену в 10 - 20 долларов США, станет понятно, почему высокотехнологичный гаджет с треском провалился на рынке и производство говорящих кукол Эдисона было свернуто через полтора месяца после старта. Как бизнесмен мистер Эдисон больше не выкаблучивался и предпочитал продавать простой ходовой товар - собственно фонографы, не обремененные куклами. Они нравились как взрослым, так и детям.