Бортпроводник - это человек, который обязан помогать простому землянину, поднявшемуся в небо. Кажется, что улыбаться, махать и показывать жесты под околоанглийские заготовки довольно просто. Стюардесса рассказала правду о своей профессии: как усмирить буйного пассажира, что такое кодовом слове и хороша ли жизнь в «воздушной семье»
С небом меня свела судьба. Волей случайности познакомилась с девушками, которые на тот момент уже летали. Собственно, мне рассказали об этой профессии, и я загорелась этими рассказами: девушка, небо, самолет, романтика. Мне было 17 лет, и юношеский максимализм зашкаливал.
Трудоустройство
Первый рейс в качестве хозяйки самолета произошёл через 4 месяца. Во-первых, надо пройти три собеседования: два обычных и большая комиссия. Во-вторых, врачебно-летная экспертная комиссия, на которой проверяют с ног до головы. ВЛЭК - это сущий ад. Если имеются проблемы со здоровьем, то дальше не пройти. Правда, у каждых авиалиний свои требования: не взяли в одних, пробуйте в другие. В-третьих, это обучение.
Обучение
Учатся бортпроводники 3 месяца, и подготовка эта многосторонняя. Бортпроводник-матрешка, в плане знаний. Во время подготовки нас учат и устройству самолёта, и принятию родов. Многому, в общем. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгали. Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы сначала просили его успокоиться. Потом - давали письменное предупреждение. А если и это не срабатывало - приходилось совершать экстренную посадку в ближайшем аэропорте. Не часто, но бывало.
Бортпроводник это в первую очередь человек, который в чрезвычайной ситуации будет должен помочь всем гостям в его воздушном доме. На одну стюардессу приходится 50 пассажиров.
Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем только перед рейсом.
Внешний вид
Необходимо две пары обуви: первая для встречи - каблук 6 см, вторая - 2 см; зимой - черного цвета, летом - белого. Раньше обувь выдавали, теперь приходится ходить с линейкой и измерять высоту каблука. Из-за несоблюдения требований могут снять с рейса. Тоже самое касается длины и цвета юбки.
Первый полет
Я все знала в теории, но применять знания на практике - совсем другое дело. Когда я шла по аэропорту в форме с гордо поднятой головой, эмоции зашкаливали. Со временем, конечно, этого не испытываешь.
Секс в самолете
В Ил-86 в заднем техотсеке очень даже ничего - места много и пол ровный, чуть под наклоном. В туалете - только не в старом лайнере, потому что воняет сильно.
Этим обычно занимаются пассажиры, у нас много других дел.
Трудности
Помимо неадекватных пассажиров, страдающих псевдо-аэрофобией, самое тяжелое - ты не распоряжаешься собственной жизнью. Иногда о рейсе узнаешь поздно вечером, а утром ты уже в Хабаровске или в Сочи. Частые и продолжительные командировки. С такой работой никакой личной жизни - в прямом смысле.
Со временем начинаются проблемы со здоровьем. Например, из-за воздуха сушится кожа, хронический недосып из-за ночных рейсов.
Совмещать работу и учёбу становится невозможно. Приходится выбирать одно.
Бонусы
Я была во всех крупных городах России, жила во Владивостоке, в Москве, в турецкой Анталье и в Барселоне. Главный плюс работы бортпроводником - новые знакомые. В том числе и знаменитости. Пару раз летала с «Уральскими пельменями», очень веселые полеты.
В среде бортпроводников существует негласное правило - выходя с аэродрома, захвати что-нибудь для дома. Элитный алкоголь можно списать как выпивку для бизнес-класса и унести в сумке домой. Риск есть: если попадешься, то сразу увольнение.
З\п
Полностью зависит от летных часов, чем больше летаешь, тем больше зарплата. Поэтому каждый месяц цифра разная. С моим графиком работы мне не удавалось потратить всю сумму. Жизнь от зарплаты до зарплаты - не моя история. Не потому что миллионы зарабатывала, просто я либо в небе, либо сплю.