Литературное

Mar 26, 2011 17:23

Когда мне было лет 10-15, читал в основном фантастику и приключения, как и большинство сверстников. Помню, когда летом меня обычно на пару недель отвозили к бабушке, там не было подобных или других детских книг, но было несколько книг классиков - Тургенев, Гончаров, Толстой и еще кто-то, сейчас не помню. Попробовал читать Гончарова, совершенно не пошло. Зато "Отцы и дети" Тургенева прочитал с интересом, мне было тогда лет 12, наверное. В домашней библиотеке был сборник рассказов Шукшина, тоже прочитал с удовольствием. Еще помню, на меня большое впечатление произвела небольшая повесть Ал.Толстого "Похождения Невзорова, или Ибикус", перечитывал несколько раз, хотя "Эмигранты" в той же книге совершенно не оставили впечатления.
Из фантастики читал много какой-то отечественной проходной литературы. До сих пор, признаюсь, с пренебрежением отношусь к Казанцеву, Ефремову. Читал еще каких-то авторов второго плана, что-то такое про полеты на другие планеты и т.п. Лема читал, хотя считаю, что его "Солярис" гораздо более плоский и слабее фильма Тарковского. А вот серия про Йона Тихого у Лема очень нравилась.
Читал, конечно, Жюля Верна, Стивенсона, Уэллса, Азимова, Бредбери.
Дюма я впервые прочел довольно поздно. Помню, когда мне было лет 13, болел корью, долго лежал дома, родители приносили мне "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя", "Виконт де Бражелон". "Три мушкетера" меня разочаровали, а "Виконт" вообще показался редкой тягомутиной.

Где-то осенью в 9-м классе, т.е. это был, кажется, 1989 год, стал читать Достоевского "Преступление и наказание", вообще-то потому, что нужно было по школьной программе. Начал совершенно равнодушно, ничего такого не ожидая. И где-то через страниц 100 он меня захватил. Это была совсем другая литература. Какие-то струны он очень сильно затронул, да и в силу возрастной впечатлительности, наверное, тоже. Потом года за полтора я прочел все его основные романы - "Идиот" (который считаю лучшей его книгой), "Братья Карамазовы", "Бесы"; "Подросток", кажется, прочел несколько позднее.

После Достоевского читать фантастику я уже не мог. Помню, приятели советовали какие-то книги, даже давали читать, но всё это казалось уже вторичным, каким-то детским. Вообщем-то с тех пор читаю очень мало "книг в ярких обложках". Например, не понимаю, как можно читать того же Лукьяненко. А разную чепуху в духе "магии и меча" или каких-нибудь бластеров, инопланетян и тп не выношу.

Кроме того, в начале 90-х пошел поток ранее недоступных книг. В 1992-1996 гг. - это было время литературных открытий - Гессе, Набоков (обоих сейчас не особенно ценю), Сологуб, Гамсун, Мисима, Селин, Лотреамон, Лавкрафт; может быть в меньшей степени Амброс Бирс, Пьер Дрие ла Рошель.

литература, 1980-е, книги

Previous post Next post
Up