Г.Катков. "Февральская революция"

Feb 22, 2009 14:08


Перечитываю Г.Каткова «Февральская революция». У эмигрантского «беспристрастного» историка встречаются удивительные передергивания. Например, там, где он пишет о влиянии А.Л.Гельфанда (Парвуса) на забастовочное движение в России в 1916-17 гг.

Суть дела в следующем. Международный авантюрист и предприниматель Гельфанд, в 1915 г. заявил представителям германских властей, что он готов организовать в январе 1916 г. сильное забастовочное движение в России, которое выльется в итоге в революцию и крушение царского режима. Германским МИДом якобы была выделена Гельфанду сумма в 1 миллион рублей (почему именно рублей?) на организацию забастовок и беспорядков в России. Гельфанд сообщил своим немецким заказчикам, что эти деньги были переведены в Петроград.

В январе 1916 г. в Петрограде действительно состоялись забастовки, приуроченные к очередному юбилею «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г. Далее, в феврале произошли беспорядки и забастовки на Николаевских верфях на юге России. Г.Катков приводит выступление морского министра Григоровича на заседании совета министров, где тот связывает забастовочное движения на верфях с «подрывной работой немцев» и …с «откладыванием думской сессии», немцы якобы «открыто субсидируют подрывные организации». Кстати, совершенно непонятно, почему нельзя пресечь эту деятельность, если она ведется «открыто». Скорее всего, Григорович просто выразил здесь свое эмоциональное объяснение причин забастовок, дескать «немцы организуют», он же не министр внутренних дел, чтобы иметь более-менее достоверную информацию, кем в действительности организуется забастовочная деятельность.

Г.Катков констатирует, что немцы в реальности были чрезвычайно разочарованы итогами деятельности Гельфанда-Парвуса в России: «важно заметить, что в течение всего периода между февралем 1916 г. и февралем 1917 г. документы германского МИДа не содержат никакого указания на проведение Гельфандом каких-либо политических акций или на то, что ему выплачивались немецкие деньги на революционные цели».

Однако, Г.Катков выворачивается здесь следующим образом. Он утверждает, что созданные ранее Гельфандом «торговые компании развивались и процветали с поразительной простотой». Речь идет о компаниях, базирующихся в нейтральных скандинавских странах и занимавшихся нелегальной поставкой в Россию медикаментов, косметики, противозачаточных средства и т.п., то есть контрабандой. (Кстати, очень интересный вопрос, кто же в России покровительствовал такой деятельности, Катков оставляет без ответа.) На основании этого Катков утверждает, что Гельфанд якобы и без немцев обладал некими средствами, «у него не было необходимости выпрашивать субсидии у МИДа», и даже (!) - «а следовательно и отчитываться (!) в своих действиях, терпеть мелочную критику и раскрывать информацию, которую лучше было хранить в секрете даже от немцев(!!!)», чтобы следовать «одной великой цели - крушению Российской империи».

У Каткова здесь довольно странная логика. Куда логичней было бы предположить, что Гельфанд просто кинул своих немецких патронов, а деньги, полученные от них, вложил в выгодный контрабандный бизнес.

Катков пишет: «Несмотря на отсутствие каких-либо документальных свидетельств в архивах германского МИДа поступательное развитие забастовочного движения в России в 1916 году и начале 1917 года дает серьезные основания полагать, что оно контролировалось и стимулировалось Гельфандом и его агентами».

А почему не объяснить рост забастовочного движения объективным процессом ухудшения условий жизни рабочих, падением реальной покупательной способности рубля, ухудшением благосостоянии, недовольства войной? Деятельностью революционных партий в России, никаких не связанных с Гельфандом, наконец?

Однако, сожалеет «беспристрастный историк»: «Ни один из его [Гельфанда] связных в Петрограде или Николаеве не был разоблачен русской контрразведкой». Возникает вопрос, откуда же тогда морской министра узнал, что «забастовки организуют немцы»? Вероятней всего, немцы - просто прекрасный «виновник» для всех неустройств морского и прочих ведомств - низких зарплат, инфляции, плохих условий труда и т.п.

Катков сообщает нам еще один факт, говорящий в пользу того, что немцы в конце 1916 г. сами не очень верили в то, что деньги, вкладываемые ими в подрывную деятельность в России, принесут результат: «В середине декабря 1916 г. державы Центрального договора выступили с открытыми мирными предложениями к Антанте».

Наконец в другом месте Катков пишет, что Февральская революция стала для германских властей полной неожиданностью.

P.S. В целом книга Г.Каткова весьма любопытна и интересна, сообщает много фактов. Хотя, возможно, она и несколько устарела к настоящему времени, писалась она, кажется, в 1960-х гг.

С другой стороны Катков чрезмерно увлечен процессами, происходившими в верхних слоях общества, часто весьма субъективным, происходящим на поверхности всего "океана" Российской империи, не придавая значения объективным экономическим и иным процессам, которые затрагивали жизнь подавляющего большинства населения Российской империи.

Февральская революция, 1917

Previous post Next post
Up