Фантасмагория

Mar 05, 2023 22:42

После Февральской революции Борис Савинков возвращается в Россию. В апреле 1917 г. он назначается комиссаром 7-й армии Юго-Западного фронта. Он близко сходится с Керенским. Савинков - террорист, сотрудник ославленного провокатора Азефа, человек, который готовился к покушению на самого Николая II, а помимо этого - еще и писатель-"декадент" и "мережковец", внезапно становится пропагандистом Порядка и патриотизма, выступает за восстановление смертной казни. В условиях наступающего хаоса Савинков видит силу в офицерстве - привычка к подчинению, умение владеть оружием, относительная однородность состава, все эти качества Савинков видит довольно перспективными для своих целей. Разъезжая по фронту, Савинков готовится к выступлениям на митингах "по-американски" - массово раздаются листовки с портретом нового комиссара, где коротко объясняется, кто он такой. Савинков умеет говорить, в том числе и с простыми людьми, не теряется, когда на него "наезжают". Части офицерства Савинков действительно импонирует - военная подтянутость, внешне деловое поведение и манеры, а также прирожденный и развитый в подпольной работе дар управления людьми.
Летом 1917-го Керенский назначает Савинкова товарищем (замом) министра и управляющим Военного министерства.
Что было дальше, известно - интрига с Корниловым и Керенским, где Савинков сыграл сомнительную роль "свата" между двумя сторонами, окончившаяся фальстартом "корниловского мятежа". В случае удачи рассматривались даже варианты создания триумвирата Корнилов-Керенский-Савинков. Савинков верил, что можно "железной рукой" повернуть всё вспять и навести порядок. Однако окончилось это всё пшиком. Савинков лично не пострадал, но был вынужден оставить все свои посты, из партии эсеров его исключили, когда он отказался дать показания по "корниловскому мятежу".
Чего со стороны Савинкова в этой истории было больше - действительно желания "спасти Россию", в том числе и "от большевиков" (на тот момент, конечно же, никто не знал, что Россию от них понадобиться "спасать"), желания по-актерствовать на самом высшем уровне, возможно, сознательного провокаторства в чью-то пользу или чего-то еще, сложно сказать.

история, русская революция, Савинков, 1917

Previous post Next post
Up