Как Ярославка стала железной
Мониторинг на Мещанской
Идея строительства первой в России частной железной дороги зародилась на территории нашего округа. И первые рельсы стальной магистрали, ставшей впоследствии его восточной границей, также пошли отсюда, из Крестовской заставы. Здесь, на Мещанской улице (ныне проспект Мира), в 1849 году поселился тобольский купец Иван Федорович Мамонтов. Резво поднявшись на винном откупе, он замахнулся на невиданный по дерзости проект: а не проложить ли до Троице-Сергиевой Лавры - особо почитаемого на Руси священного места - 67 "чугунных верст"! Причем начать и завершить стройку только российским капиталом!
Дальновидный хозяин начал со скрупулезного подсчета. Сегодня это назвали бы мудрено «мониторингом потенциального пассажиропотока». А тогда, согласно семейной легенде, все выглядело так... Уезжая спозаранку по неотложным купеческим делам, Иван Федорович оставлял у окон своих сыновей. Клал перед ними перья и амбарные книги, наставляя:
- Глядите в оба! Увидите пешего паломника на пути в Лавру, ставьте на бумаге палку. Увидите воз с седоками или барскую карету, ставьте галку.
Нынешнее Ярославское шоссе, или просто Ярославка, прежде называемая Троицкой, Переславской, Архангельской, Архиерейской или Поповской, - это одна из самых оживленных и древнейших дорог России. По ней ходили в Троице-Сергиеву Лавру богомольцы-паломники. Так что пришлось вскоре Мамонтову «нанимать бессрочно» специальную бригаду учетчиков. Когда результаты их круглосуточной работы стали, как говорится, зашкаливать, купеческое чутье подсказало: дело грядет многоприбыльное!
До Холмогор - за 8 рублей
Конечно, взявшись за неподъемную ношу, Иван Федорович не был кустарем-одиночкой. Когда-то в родном тобольском городишке Ялуторовске он тепло принимал в своем рубленом пятистенке ссыльных декабристов - друга Пушкина Пущина, Басаргина, Оболенского, Якушкина, Муравьева-Апостола... Теперь, возвращаясь в Москву после помилования взошедшего на престол императора Александра II, они почтительно вводили сибирского благодетеля в круг полезных знакомств. И главным для Мамонтова в этом кругу стал выдающийся ученый-механик, профессор Московского государственного университета Федор Васильевич Чижов, горячий сторонник развития железнодорожного транспорта.
Кстати, первое в России регулярное пассажирское движение было налажено именно здесь, «от Первопрестольной до Студеного моря», то есть до Архангельска. Судебник 1497 года устанавливал твердую таксу за проезд: от Москвы до Радонежа - четверть рубля, до Ростова - 1 рубль, до Ярославля - рубль с четвертью, до Вологды - семь, до Холмогор - восемь рублей. Путешественник XVI века писал, что на оживленном торговом пути, как нигде, каждодневно едут по 700-800 саней, везущих хлеб, рыбу, мех и другие товары.
Пиарщики в рясах
В мае 1859 года учреждается «Общество Московско-Ярославской железной дороги». В списке учредителей Общества Иван Федорович Мамонтов значился уже как губернский мещанин и главный вкладчик акционерного общества, 18 августа 1862 года дорога была торжественно открыта. На ней в то время действовали всего четыре станции - Мытищинская, Пушкинская (кстати, здание местного вокзала сохранилось здесь до настоящего времени), Талицкая (с 1904 года Софринская) и Хотьковская.
Поначалу отношение к новому для России явлению было более чем настороженным. Даже просвещенные люди приняли «чугунку» в штыки. Николай Гоголь, ссылаясь на «печальный западно-европейский опыт», писал: «Зачем эти скорости сообщений? Что выиграло человечество через эти железные дороги?» Иван Гончаров говорил, что железные дороги созданы, «чтобы проезжать пространства, не замечая их». Вдобавок новый вид транспорта был слишком дорогим удовольствием. Как же быть? И тут Мамонтов раскручивает целую рекламную кампанию. Обращается к церковным иерархам. В железнодорожные вагоны, на открытые платформы, загружаются юнцы из Московской духовной семинарии и презентабельные попы с кадилами. Новое богоугодное дело благословляется во всеуслышание и с особым рвением.
Успех был ошеломляющим. По итогам следующего, 1863 года, облачившаяся в железо Ярославка перевезла около 400 тысяч пассажиров! Самый популярный анекдот тех дней был про хитрую паломницу. Идет поезд до Троице-Сергиевой Лавры. По вагонам шастает туда-сюда богомольная бабка. Сердобольные пассажиры сжалившись над сединами, наперебой уступают ей свое место. Бабка категорически отказывается: «Я батюшке обет дала - дойти до богомолья пешком!»
Слава, тюрьма и погибель
Дето отца продолжил знаменитый Савва Иванович Мамонтов. Прокладку 1826-верстного северного пути, одного из самых трудных и протяженных в России, он благополучно завершил в 1897 году. Теперь это - Северная железная дорога, одна из 18 стальных магистралей России. Главный акционер нескольких крупных компаний России начинал рядовым торговцем шелка в Баку и Персии. Протопал на своих двоих по пустыням и торжищам аж до Индийского океана. Чурался какой-либо протекции: все сам! Нажил за полвека трудов огромное состояние. Потерял же миллионы .- свои и отцовские - за какие-то полгода. По наговору влиятельных недоброжелателей был предан суду, впоследствии его оправдавшему. Акции умело обанкроченных предприятий скупили приближенные тогдашнего всесильного министра финансов графа С.Ю. Витте.
Человек, который открыл миру таланты Шаляпина и Станиславского, создал Московскую частную русскую оперу и центр художественной жизни на своей даче в Абрамцеве, где творили великие Серов и Врубель, Васнецов и Репин, Нестеров, Поленовы, Коровин, однажды скажет: "Я был богат, но я все отдал, думая, что деньги для жизни народа, а не жизнь - для денег".
Его похороны в 1918 году прошли почти незамеченными. Прежде, чем упокоить тело в Абрамцеве, гроб привезли на Ярославский вокзал.
- Кого хоронят? - спросил рабочий-железнодорожник. Узнав, что «самого отца-благодетеля Савву Ивановича», снял шапку и низко поклонился:
- Эх, буржуи, такого человека похоронить, как следует, не можете...
Единственный памятник С.И.Мамонтову установлен в Сергиевом Посаде, рядом с железнодорожным вокзалом.
Борис Вишневский