Как "тройки" приговаривали к смерти в Российской империи

Apr 22, 2013 21:21

Известный случай из биографии Льва Толстого. Возможно, именно он повлиял на крайне негативное отношение писателя к смертной казни.
В 1866 году в 65-м Московском пехотном полку, который квартировал в тот момент в деревне Новая Колпна недалеко от Ясной поляны, писарь Василий Шабунин ударил по лицу ротного командира капитана Яцевича. К слову, поляка по национальности. Отношения между Шабуниным и Яцевичем изначально как-то не заладились, Яцкевич был педантом, а Шабунин полагал, что начальник к нему придирается. Однажды ротный увидел писаря в нетрезвом виде и велел посадить его в карцер и приготовить розги, чтобы после наказать. Шабунин на это ответил грубо: "За что же меня в карцер, поляцкая морда!" и ударил ротного по лицу, так что у того из носа потекла кровь.
По законам военного времени такой проступок карался смертной казнью. Не очень понятно, почему недалеко от Ясной поляны в этот момент действовали "законы военного времени", возможно, это было связано с событиями в Польше. Как бы то ни было, в полку совсем недавно уже был подобный случай, и Шабунин сам переписывал приказ о расстреле такого провинившегося солдата.
Суд над Шабуниным происходил на квартире полкового командира, судили солдата трое офицеров полка. Один из офицеров полка, Колокольцев, знакомый семьи Берс, будучи накануне в гостях у семьи Толстых, предложил Л.Н. выступить защитником на суде. Именно Колокольцев затем в последний момент почему-то встал на сторону полкового командира и высказался вместе с ним за смертную казнь. Другой из членов суда был за оправдание Шабунина. Л.Н.Толстой произнес на суде длинную речь в защиту подсудимого, но в итоге значения она не имела. После суда Колокольцев раскаялся, да и вообщем-то никто из офицеров не хотел казни писаря. Однако дело было сделано, и помиловать солдата теперь мог только царь. Толстой написал письмо своей тетушке - влиятельной А.А.Толстой с просьбой через военного министра Милютина как-то решить этот вопрос, но пока тянулась волокита, командующий войсками округа утвердил приговор, который и был вскоре приведен с исполнение.
Интересно, что сразу после казни и похорон, могила казненного стало местом поклонения крестьян из ближайших деревень. На могиле совершались непрерывные панихиды по убиенному, там было множество свечей и медных денег, крестьяне шли даже из дальних деревень. В итоге становый пристав приказал сравнять могилу с землей и поставить на этом месте караул, чтобы не допускать сборищ посторонних.

// По книге П.Басинского - "Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой..."

P.S. По этой истории есть российский худ. фильм "История одного назначения" -
https://wg-lj.livejournal.com/1904696.html

Российская империя, Лев Толстой, 19 век

Previous post Next post
Up