"Поздний артистизм. Новая мифология богемы" (Брюллов)

Oct 01, 2012 22:01

"...Реальная "дружба гениев" с самого начала была далека от романтического мифа: в этих собраниях знаменитостей изначально присутствовали соображения карьеры (на вечера к братьям Кукольникам приглашались, например, люди из Третьего отделения); в более узком кругу не исключались и развлечения не самого лучшего толка. Но постепенно эти развлечения вытесняют все остальное; высокий "артистизм" деградирует, приобретая не вполне приличный с точки зрения общества оттенок.
В результате в кругу "братии" (не столько на квартире Нестора Кукольника, сколько в "красной мастерской" Брюллова в Академии и в "бане" Яненко) сложился вполне богемный - холостяцкий по русской традиции - образ жизни, изменить который не в состоянии были даже попытки женитьбы; главным образом пьянство ("похороны господина Штофа"), грубые шутки и розыгрыши, переодевания в женскую одежду, поездки в веселый дом. Круг общения постепенно меняется: главное место рядом с Брюлловым занимают Яков Яненко (по прозвищу Пьяненко) и Тарас Шевченко - профессиональные жрецы Бахуса. У Брюллова складывается определенная репутация, далекая от первоначальной репутации "гения" и "артиста".
История женитьбы на юной пианистке и красавице с ангельской внешностью Эмилии Тимм с почти немедленным, через месяц, скандальным разводом - это часть мифологии богемного Брюллова. Сложно судить об обстоятельствах дела о разводе: слишком разнятся версии происшедшего. В советских текстах о Брюллове вина за скандал возлагается на Эмилию Тимм и на ее отца Вильгельма Тимма (со слов самого Брюллова).
В мемуарах современников преобладают истории, обвиняющие скорее Брюллова (со слов Эмилии): о мальчишнике перед свадьбой, о французской болезни, о вырванных с мочками ушей сережках и выгнанной из дома ночью в одной сорочке молодой жене; в последних историях, несомненно, сыграла роль и общая репутация "братии". В данном случае - в пространстве мифологии - не так важна степень подлинности тех или иных слухов; слухи сами по себе формируют репутацию. Результат - закрытые двери светских салонов и приличных домов; "из многих гостиных поспешно убрали бюсты Брюллова, до этого красовавшиеся на самом видном месте".
Оказалось, впрочем, что этот образ жизни и сам богемный миф - миф артистической свободы в значении "вседозволенности" и "презрения к условностям" - столь же (или даже более) привлекательны для художественной молодежи, как и тотальная слава "Помпеи". Вот как пишет И.И. Панаев - может быть, с некоторыми риторическими преувеличениями - о влиянии образа жизни Брюллова после 1839 года на молодое поколение: "Новое поколение артистов, развивавшееся под влиянием Брюллова - человека с дикими и неудержимыми страстями, - пустилось в эффекты, во фразы: кричало о величии артиста, о святыне искусства, отпускало бородки и бороды, волосы до плеч и облекалось в какие-то эксцентрические костюмы для отличия себя от простых смертных и в довершение всего, по примеру своего учителя, разнуздывало свои страсти и пило мертвую <...> По мнению тогдашних молодых артистов, к ним нельзя было прилагать ту узкую и пошлую мер которая прилагается обыкновенно ко всем обыкновенным людям. Артист, как существо исключительное, высшее, мог безнаказанно вырывать серьги из ушей жены своей вместе с телом, предаваться самому грязному разврату и пьянству. Обвинять eго в безнравственности могли только пошлые, рассудочные люди с мелкими потребностями, не понимающие широких титанических натур артистов и их вулканических страстей. Это безумное возвеличение самого себя в качестве живописца, скульптора, музыканта, литератора, ученого; это отделение себя от остальных людей, которые получают презрительное название толпы или черни; это обожествление своего ума, своих знаний или своего таланта; это самопоставление себя на пьедестал - самое смешное и вместе печальное явление. В Европе оно ведет к доктринерству, у нас - просто к пьянству; оттого все наши широкие, артистические натуры кончают обыкновенно тем что спиваются". (Панаев И.И. "Литературные воспоминания")

живопись, 19 век

Previous post Next post
Up