Как трудно бывает объяснить, что такое помощь Божия.
У меня был знакомый - Саша, образованный человек, закончивший военный институт иностранных языков. Когда-то у него была интересная, престижная работа, но потом жизнь его покатилось под уклон. Уже не помню, потому что запил, или, наоборот, запил после ряда неудач. Допивался бывало до чёртиков, в прямом смысле слова, но, кажется, верил, что это какое-то тайное общество ведёт на него охоту. С нашей редакцией он дружил, несмотря на то, что был неверующим. Мы пускали Сашу за свободные компьютеры, где он пытался писать статьи для сыктывкарских газет. Последняя была посвящена тому, как собирать пустые бутылки. Этим Саша и зарабатывал себе на выпивку. Однажды, по пути домой, мы жили рядом, заговорили о вере. Жить моему знакомому оставалось всего-ничего. И хотя мы с ним, в тот момент, об этом не знали, ясно было, что ситуация у него хуже некуда.
- Попробуй довериться Богу, Саша, - попросил я. - Он тебя вытащит.
И вдруг мягкий, добрый Саша преобразился, и гордо заявил, что привык всего добиваться сам, добьётся и на этот раз. Я бессильно промолчал, подумав: "Да Саша, ты всего добился сам. Вопрос, чего именно ты добился".
Теперь расскажу одну историю, чтобы вы лучше поняли что и почему я Саше предлагал. Однажды от православной
газеты "Вера"отправился я в командировку в Кикнур, это на юге Кировской области. Поехал без подготовки, то есть, ни с кем не успел созвониться, ни о чём не договорился. Это совсем не в моём характере, не слишком пробивном, так что оставалось взмолиться: "Господи, предаю себя в руки Твои. Направи и помоги". И дальше я с удивлением наблюдал, что из этого выходит. Поздняя осень. Маленький автобус впотьмах подъезжает к Кикнуру.
Я мог бы спросить у пассажиров, где гостиница, но вместо этого задал бабушке, сидящей рядом, вопрос: а где здесь у вас церковь?
Поговорили, вышли из автобуса. Прохожу метров пятьдесят до гостиницы, с изумлением читаю объявление: "Закрыта на ноябрьские праздники". Приехали! Посёлок, судя по пьяным воплям в отдалении уже начал праздновать годовщину революции. Холодно. Идти совершенно некуда. Со-вер-шен-но! И бежать из райцентра некуда, автобус был последним, а ходить по домам, стучаться, проситься на постой я не умею совершенно.
Но смотрю, бабушка, у которой спросил про церковь, стоит на дороге.
- Закрыто, - говорит она, когда я подхожу.
Я только сейчас понял, что она вышла не на своей остановке, ей бы ещё проехать.
- Может к священнику? - спрашиваю я у Фаины Азарьевны, так зовут бабушку.
Она отвечает неопределённо. Доходим до священника, долго объясняю, кто я, чтобы узнать, в конце концов - ночевать меня здесь не оставят. Куда мне деваться, идей у настоятеля нет. Забегая вперёд, скажу, что через несколько лет владыка Хрисанф этого священника из пастырей попросил после одной очень грустной истории, наделавшей много шума. Повздорив с частью прихода, священник спилил деревянный крест, который кикнурцы поставили на месте своего разрушенного некогда храма.
Вернёмся в ноябрьскую ночь такого-то года года. Потерянный выхожу из большого дома настоятеля. Вижу, бабушка Фаина никуда не ушла, ждёт.
- Не пустил, - констатирует она, словно заранее знала, чем всё закончится, и ведёт меня к себе.
Прожил я у неё три дня. Добавлю, это была лишь первая из потрясающих встреч, которые произошли у меня в этой командировке. Вспоминаю ее всякий раз, когда слышу выражение "Как у Христа за пазухой".