Пыжиков А.В. "Грани русского раскола"

Jun 25, 2013 18:42


Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года. Москва, "Древлехранилище", 2013. - 646 стр.

Достаточно интересная книга, автор которой, по его словам, поставил целью не написать историю старообрядчества, а взглянуть на русскую историю сквозь призму старообрядческого фактора, рассмотреть русское старообрядчество не как маргинальное явление и этнографический чулан, а как серьезный фактор русской истории.
Автор в основном описывает события, начиная с царствования Николая I.

Любопытно, в частности, что интерес русских революционеров, в частности Герцена и Огарева, к староверам, был основан на труде Гакстгаузена "Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России", написание которого было во многом инициировано правительственными кругами, озабоченными тем, что "мы не знаем страны, которой правим". А также материалами комиссий МВД, направляемых в 1840-г годах в различные губернии. Членом одной из таких комиссий был Иван Аксаков, тогда молодой чиновник МВД. Комиссии эти дали крайне неприятный для правительства в Петербурге результат, который можно выразить словами Аксакова - "почти все старообрядцы, да еще пожалуй и беспоповцы". Несмотря на то, что по документам все значились как православные, реальность в глаза комиссии оказалась совсем другой. В частности, численность старообрядцев и различных сектантов оказалась примерно в 10 раз больше, чем по данным местных властей. Другой исследователь раскола писал в документе предназначенном для МВД, что в "общественных делах, в особенности, когда речь идет о противодействии мерам правительства, все эти толки соединяются в единомыслии... Следовательно, все они должны быть почитаться сгруппированными в деле против Правительства". И даже более того - "...значительная часть народонаселения, которая по свойствам своим, по численности, средствам и фанатизму не остановится ни перед какими государственными преступлениями". В правительственных кругах всерьез полагали, что религиозные секты представляют крайне серьезную опасность для устоев Российской империи.
Примерно того же мнения придерживались и революционеры. Забегая вперед, можно сказать, что ошибались и те и другие.
Интерес революционеров к старообрядцам был вызван помиимо прочего популярными книгами казанского профессора историка А.Щапова, который имел возможность пользоваться материалами правительственных комиссий. В дальнейшем в Лондоне на основе собранного Герценом материала был издан на русском языке "Сборник правительственных распоряжений по расколу", который тоже вроде бы подтверждал надежды революционеров на старообрядцев.
В результате в Лондоне в начале 1860-х стали даже выпускать специальное издание, посвященное проблемам староверов - "Общее вече", его редактором был Огарев.
Однако, в целом затея Герцена и Огарева провалилась. Старообрядческие верхи на контакт не пошли, и, напротив, с начала 1860-х стали активно направлять властям свои верноподданические "адреса", где представляли себя как верных слуг отечества.
Даже попытки привлечь в около-революционной деятельности лидеров федосеевцев, живших тогда в Восточной Пруссии, не увенчались успехом. Один из таких лидеров Константин Голубов в итоге помирился с российскими властями и вернулся в Россию. Другие же чаще всего заявляли посланцам от лондонцев, что "святые отцы такому (т.е. бунту) не учат".

новые книги, Российская империя, христианство

Previous post Next post
Up