Карл Брюллов - "Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника".

Apr 25, 2007 09:53




(изображение кликабельно)
Карл Брюллов
"Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника"
1836
Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Будучи чиновником императорской канцелярии, Кукольник слыл настурой творческой, писал стихи и пьесы. Его редкий дар слышать музыку, преображаясь за роялем до неузнаваемости, до красивости (это при несоразмерности сложения - высокий рост, узкие плечи, маленькая голова, огромные уши, дававшей повод для обсуждения и карикатур, в том числе и самого Брюллова), высоко чтил Михаил Иванович Глинка.
      Полифоничность этой незаурядной натуры Брюллов передает, опираясь на определенную картинную схему. Таинственнм кажется не только внутренний мир изображенного, скрытый под уподобленной восковой маске настораживающей бледностью лица, но и окружающая его сумрачная среда. Она безадресна и создана воображением художника, поскольку известно, что Кукольник позировал Брюллову в мастерской. И в то же время не покидает ощущение, что в портрете передана атмосфера Петербурга: и не угол ли Петропавловской крепости и не Неву ли имел ввиду Брюллов? и не печалился ли он над разрушающимися во влажном климате фасадами, над часто сгущающимися над горизонтом серыми тучами, над почти рефлекторным желанием человека, вернувшегося из теплых стран, втянуть голову в плечи, как в панцире укрыться в сюртуке. Вспоминаются слова Пушкина: "Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи". Ощущение неприкаянности, неприписанности к определенному месту, ненайденности "души парной" составляет глубину портрета Кукольника, в напряженно-ироничном взгляде которого отражаются переживания самого художника. "Во всех портретах кисти Брюллова, - утверждал Стасов, - лучше всего глаза". Глаза Кукольника, насмешливые и печальные, пронзительные и отчужденные, магнетически притягательные и необъяснимо пугающие - лучше, чем то другое в портрете выражают романтику непознанного. И, может быть, не будет большим преувеличениеммнение вдовы Кукольника Амалии Ивановны, полагавшей, что это "лучшее портретное творение Брюллова".
     Переговоры о его приобретении Третьяков начал в 1869 году и даже ездил смотреть в Таганрог, где после смерти Кукольника проживала Амалия Ивановна. Дело с продажей портрета она затянула на восемь лет; за это время Павлом Михайловичем был приобретен портрет Струговщикова (1840), бывшего некогда посаженным отцом на свадьбе Нестора и Амалии.

Не́стор Васи́льевич Ку́кольник

(8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург - 8 (20) декабря 1868, Таганрог)

Русский писатель первой половины XIX века.

Ранние годы
     Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию. В 1821 поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, так как были изъяты при расследовании «дела о вольнодумстве». Литературные опыты были продолжены в Вильне, где с 1825 профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В Вильне Нестор Кукольник в 1829-1831 преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском языке практический курс русской грамматики.
     Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечества спасла». Драма была одобрена императором Николаем I.
Творчество



«Рука Всевышнего отечество спасла». Титульная страница первого издания (1834)
     Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш.
     В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой, К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, С. Монюшко. и художником
Служба
     С 1843 поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, начиная от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н. Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.
Семья
     В 1843 Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е. Т. фон дер-Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И. И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М. Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по жизненным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.
Поздние годы
     События Крымской войны 1853-1856 застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 он выходит в отставку в чине действительного статского советника и поселяется в Таганроге. Последние десять лет прожил в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н. Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России.



Мемориальная доска на доме-резиденции Кукольника в Таганроге.

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869. Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в свое последней драме «Гоф-юниер», запрещенной фактически по указанию Александра II.
     Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположение, которые пока не подтверждены, что он был отравлен. Похоронен в Таганроге.
     Сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н. Кукольника.

картины, художники

Previous post Next post
Up