"Элегия Хиллбилли": действительно сильный фильм!

Jan 28, 2025 18:27





Если вы хотите посмотреть какое-нибудь лёгкое развлекательное кинцо - точно не нужно смотреть этот фильм режиссёра Рона Ховарда, который он выпустил в роковом 2020-м году. Потому что это что-то совсем другое: это драма мальчика, у которого мать -неуравновешенная наркоманка, и ему приходится выживать рядом с ней. При этом мальчик не просто выживает, но  умудряется делать карьеру, и добирается до самых верхов американского общества - становится вторым лицом в стране.  Да,  фильм автобиографический: история жизни американского вице-президента Джей Ди Венса, снятая по его книге о своём детстве.



Долгое время я не хотела его смотреть, потому что знаю, что зрелище будет явно не из приятных. Но посмотрела, и сидела со слезами на глазах, хотя особо сентиментальной себя не считаю: герой, 12-летний мальчишка Джей Ди так натерпелся от этой мамаши, что вот её хотелось реально уже прихлопнуть, чтобы не мучилась, и не мучила сына. И несмотря на это, он стал тем, кем стал...и даже в детстве он вызывает у меня уважение.



Да я очень хорошо знаю творчество Рона Ховарда и очень уважаю его, как режиссёра, ведь он снял мой любимый фильм «Код да Винчи». А вот тут я думала- какой он покажет историю жизни Джея Ди? Будет ли передо мною супермен даже с детства, или жалкий мальчишка, который раздавлен собственной жизнью? Как выяснилось, ни то, ни другое - обычный парень был со своими закидонами.

Тут будет показана и вся семья героя. Джей Ди Вэнс родился в городке Миддлтаун, штат Огайо, но его родня действительно приехала сюда незадолго до рождения мальчика из Кентукки, штата, который бабушка Джей Ди считала своей родиной и источником силы. 13-летней девочкой бабушка встречает будущего мужа Джима - и уезжает с ним в новую жизнь в Огайо.



Тем более, что «хиллбилли» - (англ. hillbilly - дословно «Билл с холма», деревенщина) -говорит о том, в какой среде рос Джей Ди. Есть ещё одно определение - «реднек», но вот конкретно «хиллбилли» - это человек из сельской местности горных районов Америки, в первую очередь с Аппалачских гор. То есть сказать о человеке «хиллбилли» - грубо говоря, всё равно, что сказать «он спустился с гор»)) Мне кажется, что со стороны Джей Ди было большой смелостью написать о себе такую книгу. Даже учитывая то, что его биография, по сути - «американская мечта»))

Обычно в Америке принято изображать себя суперменом, и меня очень тронуло, что Джей Ди в этой истории не пытается геройствовать, а рассказывает о себе настоящем. Его колотят мальчишки, потом он попадает в плохую компанию сына маминого отчима, не хочет учиться....Тем более, что родителя-алкаша или наркомана принято скрывать: вспомним книгу «Токсичные родители», где сказано, что обычно в семьях алкоголиков принято делать вид, что всё в порядке - тему алкоголизма обходят красноречивым молчанием. Но что действительно делать, если родитель постоянно в неадеквате? Тут два выхода: либо отказаться от него, спасая себя, либо - постараться по возможности помочь в ущерб себе. Джей Ди - помогает, хотя и сам этому не рад...



Героя, впрочем, подобрали похожего на самого Джея Ди ( сам прототип справа), его сыграл Гэбриэл Бассо.  Но там и маленький Джей Ди, такой пухляш - очень классно играет его Оуэн Асталош - воплотил образ такого мальчика, на которого сыплются все шишки Судьбы, а он терпит и пытается помочь больной маме.



Мама Джея Ди Беверли

Мама же, Беверли Венс, которую сыграла Эми Адамс - что только ни вытворяет. Сначала не сразу понимаешь, что она наркоманка, просто видишь психопатку, которая поспорив с сыном, пытается разбить машину вместе с ним, или - убить его прямо в машине.

Самый значительный случай произошел, когда Джей Ди исполнилось 12: "Я не помню, что случилось, но что-то сильно разожгло ее гнев. Она вдавила педаль газа нашего автомобиля в пол и стала кричать, что убьет нас обоих, меня и себя. Когда машина остановилась, я выскочил и побежал в ближайший дом, где мне дали укрыться. Мама выбила ногой входную дверь, выволокла за шкирку на лужайку и уже готова была меня избить, но тут подоспел патруль. Арест меня не напугал, я почувствовал облегчение". Арест привлек к семье повышенное внимание со стороны социальных служб, а Джей Ди после этого перебрался жить к бабушке.



Бев проходит весь путь наркоманов с постепенной утратой адекватности мировосприятия: например, выбегает голой на улицу с порезанными венами, а потом ещё катается на роликах по больнице, будучи медсестрой. Меняет кавалеров: сам Джей Ди вспоминал, что «у меня было 15 отчимов», и глядя на поведение матери, в это как-то сразу веришь. Собственно, в своей больнице, «по месту работы» мамаша Джея Ди и начинает принимать наркоту - да просто ест таблетки. И становится неуправляемой...после чего её, естественно, увольняют.



МамО, она же - бабушка Джея Ди

Очень светлый и сильный образ фильма - бабушка Джея Ди, которую он называет «мамО» ( на украинский манер: американец звал бы «мамИ») Её играет Глен Клоуз, и благодаря этому «матриарху», Джей Ди не пропадает среди многочисленных отчимов непутёвой Бев, а - берётся за ум, начинает учиться и в результате поступает в престижный вуз в Йельский университет. Бабушка после инсульта встаёт, срывает с себя больничные датчики и идёт спасать внука, раз уж не сумела спасти дочь. Она разгоняет его плохих товарищей, на последние деньги покупает ему калькулятор ( который Джей Ди по дурости выбрасывает в окно машины, и бабушка строго приказывает поднять, угрожая, что разорвёт его свидетельство о рождении), и кормит его той едой, которую ей приносят как пожилому человеку. Отдельное спасибо ей за её высказывания, хотя они довольно злые и меткие: это «делает» фильм!



Джей Ди и бабушка Мамо

Ещё один светлый образ - девушка повзрослевшего Джея Ди индианка Юша Чилукури. Она, как может, помогает парню, подсказывает, как вести себя с работодателями, готова даже сидеть с его наркоманкой-матерью, а когда Джею Ди приходится гнать машину всю ночь - не даёт ему заснуть за рулём, занимая разговорами.



Юша, которую сыграла Фрида Пинто



Настоящие Джей Ди и Юша Венс

Заметили, как похожи актёры на своих настоящих прототипов? Например, бабушку ещё специально и загриммировали под настоящую бабушку Джея Ди.



Слева - киношная бабушка, справа - настоящая.

Есть там и совсем страшные эпизоды: например, где бабушка поджигала дедушку, который напился. Эта сцена дословно перенесена из книги - накануне одного из рождественских праздников мать Беверли пригрозила своему мужу, что сожжет его, если тот опять явится домой пьяным. Через неделю встретив не вяжущего лыка супруга мамо облила его жидкостью для заправки зажигалок и бросила спичку. Пьяного мужчину спасла одиннадцатилетняя тетя Джей Ди, дедушка получил лишь несколько незначительных ожогов. Но что интересно, бабушка потом прожила с дедом вместе до самой его смерти и очень любила мужа.



Линдси и Джей Ди пытаются пристроить в больницу маму-наркоманку

А если там всё - чистая правда, что же тогда является художественным преувеличением? Ну, например, эпизод в  картине, когда Джей Ди срочно выезжает домой прямо с торжественного ужина, как только получает известие о том, что его мать попала в больницу. На деле же, случай возвращения в родной город, показанный в фильме, произошел через несколько недель после окончания Вэнсом юридической школы, по его словам, он посчитал нечестным, что всем приходится заниматься его сестре, и отправился к ней на помощь, когда Бев в очередной раз легла лечиться. Но что значит отдельный эпизод по сравнению с целой картиной?



Фильм получил две номинации на 93-ю церемонию  «Оскар»- за  «Лучшую женскую роль второго плана» (Клоуз - бабушка) и  «Лучший грим и причёски». Но дело тут даже не в рейтингах и наградах...мысль, которая звучит в конце фильма, очень понравилась. «Нас определяет то, откуда мы родом. Но кем мы станем, мы выбираем сами - каждый день». И это, как по мне - чистая правда!



Добро пожаловать в большую политику, Джей Ди Венс! Как по мне, ты это право  выстрадал.

#10фильмов, #зимниесказки, Рецензия, Фильм, Кино

Previous post Next post
Up