Знаменательный факт: «Конану-разрушителю» в этом 2024 году исполнилось 40 лет ( а куда более известному фильму, «Конану- Варвару» - 40 лет было два года назад). «Разрушитель» стал куда менее ярким успехом «Конана», чем «Варвар», да и в прокате окупился он меньше...но я бы сказала так - он получился совсем другим. Если в первом фильме - эпика и героика борьбы Конана с Змеиным царём, то во втором уже - волшебная сказка со злой королевой Тарамис, племянницей-девственницей Дженной и рогом бога Дагота, который должны привезти герои для оживления этого Дагота.
Хотя вот лично я больше люблю второй фильм, чем первый...почему бы? Только ли потому, что посмотрела его первым?
Что любили зрители в «Конане-варваре»? Милиус привнес в типичный фэнтезийный сюжет о великом воине философский подтекст, органично соединив его с поединками на мечах, магическими ритуалами и полуголыми героинями в меховых лифчиках. Конан, переживший в детстве трагедию убийства родителей, посвящает жизнь тому, чтобы избавиться от рабства, обрести силу, которую использует не для утверждения своей неограниченной власти, но во имя возмездия. Как говорится, фильм строится по сюжету - «Враги сожгли родную хату, убили всю его семью: куда теперь идти солдату? Теперь он будет Марти Сью»))
Мне кажется, затронул «Варвар» зрителя и людьми-змеями, в коих современный зритель легко угадает тех же всем известных рептилоидов. Немного конспирологии - и сюжет о воине-варваре из Киммерии обретает новый смысл и тайную подоплёку.
Кроме того, не будем забывать, что «Конан» для своего времени оказался первым фильмом на такую эпико-героическую тематику. Ну, а если не первым, то одним из первых: за год до режиссёра Джона Милиуса, снявшего Конана по рассказу Роберта Говарда, были сняты «Битва титанов» и «Экскалибур». Так что эпика и героика Конана неожиданно оказались востребованы зрителем: при бюджете в $20 миллионов «Конан-варвар» не только собрал в мировом прокате почти $70 миллионов, но и закрепил тренд на фэнтезийные эпики.
И вот спустя два года фильм второй...для кого-то форменное разочарование. Вместо идеи героической борьбы с королём-Змеем - помощь принцессе-девственнице Дженне, которая Конану и даром не сдалась ( он продолжает любить свою погибшую Валерию, которая стала валькирией) Вместо таинственных рептилоидов - такой на первый взгляд предсказуемый сюжет, когда героя нанимают для подвигов, собираются потом устранить, а он возвращается и меняет всю ткань игры. Да, предсказуемый 40 лет спустя, а для 1984 года это было круто, и в чём-то даже новаторски!
Конан-Шварценеггер хорош и там, и тут. За пару лет он раскачался уже до тела - «изваяния в бронзе», и смотреть на его фехтование всё равно приятно.
Украшает фильм и зулуска Зула ( Грейс Джонс), которую Конан освободил от врагов и взял в свой отряд приключенцев. А вот сама Дженна ( Оливия дАбо) в девушки Конану ни разу не годится: сильно мелковата для него. Что как бы сообразуется и со сценарием, где Дженна станет королевой и попросит Конана править вместе с ней - но он уйдёт и отправится искать своё королевство.
Дженна и Конан: слишком разные друг для друга!
К слову, и режиссёр у Конана-разрушителя другой: его поставил не Джон Милиус, а Ричард Флейшер ответственный за съёмку таких фильмов как "Викинги" (1958), "Тора! Тора! Тора!" (1970), и "Рыжая Соня" (1985)
А почему не Милиус снимал, спросите вы? По словам самого Милиуса, он бы с удовольствием взялся за сиквел Конана, но с рядом оговорок: если бы его немного подождали, и если бы в создании картины не участвовал продюсер Дино Де Лаурентис, с которым они часто конфликтовали во время создания первого фильма, так как Лаурентис был из того сложного разряда людей, которые всегда всё лучше всех знают, и контроль и постоянные ограничения со стороны такого человека, неблагоприятно сказывался на морали и психике. Ну а другой режиссёр - другие и съёмки. Однако надо сказать, что два режиссёра друг с другом вполне кореллировали: это по наводке Милиуса студия пригласила Флейшера!
По мне, то, что получилось, вполне героический квест, отличающийся от первого разве что меньшим количеством одежды на Шварце)) Но выяснилось, что как раз это было находкой режиссёра: Флейшер потом говорил, что «Варвар» был всем хорош, кроме одного - одежда на Конане скрывала его мощный торс)) Именно благодаря режиссёру в сиквеле Арни практически весь фильм пробегал, что называется "по голому торсу". Кроме того Флейшер очень просил актёра перед стартом съёмок набрать ещё пять килограммов мышечной массы, без которых он бы смотрелся не так эффектно в кадре, судя по всему. Арнольд выполнил его просьбу, изменив свой режим тренировок.
Между прочим, и эротика там тоже была, как оказалось! Существует удаленная сцена, в которой королева Тарамис самым наглым образом соблазняет Конана, прежде чем отправить его в опасное путешествие. Она была вырезана при монтаже, чтобы обеспечить картине детский возрастной рейтинг, который должен был быть у фильма по требованию студийных боссов. Было ли это правильным решением, или было ошибкой, я не знаю - но я бы с удовольствием такое посмотрела бы))
Ну и фильм выстрелил, хотя и кассу собрал поменьше, чем первый. Производственный бюджет фильма 18 млн. Кассовые сборы в кинотеатрах США и Канады - 31 млн.
Чего в этом фильме недостаёт лично мне? Истории бога Дагота, статую которого злая Тарамис собирается оживлять. Кто этот Дагот, почему он в виде статуи? Всё, что мы знаем о нём, что он - бог сновидений, и оживёт, если к его лбу присоединить рог, который должны привезти приключенцы: Конан, Дженна и их друзья, включая королевского советника Бомбату ( актёра Уилта Чемберлена, который был таким высоким, что на лошадях ноги его доставали до земли). Дагот и его история придали бы фильму глубины: ведь в тот момент, когда Дагот оживает ( компьютерной графики, заметим, ещё не изобреои), на миг его лицо кажется лицом красивого юноши - и тут же, оттого, что девицу Дженну, не принесли в жертву, лицо становится чудовищным.
Дагот - в роли Дагота))
Я могу долго и с удовольствием вспоминать фильм и его красивые моменты: хрустальный замок среди воды, где живёт колдун с волшебным камнем, к которому может прикоснуться только Дженна. Зал ста зеркал, где Конан сражается с чудовищем, которое на вид неуязвимо: но стоит разбить очередное зеркало - и чудовище истекает кровью ( говорят, что этот момент был в фильме с Брюсом Ли "Выход Дракона" (1973). битвы Бомбаты и Конана, который не понимает, зачем тот на него напал, и наконец, оживление Дагота и финальная битва с ожившим Даготом.
Суть тут одна: фильмы с Конаном породили новый жанр в кинематографе - героику, или как её ещё называют - эпику. Сегодня, несмотря на 40 лет, разделяющих нас с выходом этого фильма, это смотрится не менее эпично, хотя на мой строгий взгляд - чуток не хватает современных спецэффектов))