Как связаны День народного единства и День Казанской иконы Божьей матери? Казалось бы, ответ напрашивается самый простой : числом. Один праздник светский, другой - церковный, и объединяет их только одна штука - 4 число, которое вернулось единственно затем, что должно было заменить государству коммунистический "Красный день календаря", он же День Великой Октябрьской революции. - 7 ноября.
Однако - два этих дня всё же связаны не только числом, но и событием, причём напрямую. Грустные события для меня предваряли это празднество...конец династии Рюриковичей в России.
Почему это случилось, даже рассуждать не хочется. Кто-то говорит, что виной тому непомерная жестокость Ивана Грозного, и мол - Божья кара постигла его потомков, кто-то - что пришло в России время перемен, и одна династия сменила другую. Только время перемен стало одновременно и Смутным временем для страны. Рюриковичей нет, и благоденствие России закончилось вместе с ними.
Итак, наступает XVII век. После смерти царя Ивана Грозного ( в конце XVI в- 1584-м году) на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась.
Детей у Фёдора Иоанновича нет, братьев - тоже: старшего сына Ивана отец Иван Грозный убил по неосторожности ( Н. Карамзин и "История государства российского" соврать не дадут), а младшего Дмитрия ( сына Марии Нагой) то ли убили, то ли похитили в Угличе, рассуждать не буду.
В итоге на русском престоле началась настоящая неразбериха. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, и т. д. Ну и тут пришли польские захватчики, чтобы воспользоваться удобной ситуацией.
Так в стране и появилось ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России (то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября).
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополченцы 22 октября ( 4 ноября) взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы. После этого Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России. ( про конец династии в Ипатьевском доме Екатеринбурга напоминать не буду, лениво)
Ну а с праздником-то что? Романовы этот день полюбили, как день своей победы, ясное дело - еще в 1649 году царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) - день Казанской иконы Божией Матери - государственным праздником.
Праздник и отмечали с тех пор. В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса.
Ну а потом наступила Великая Октябрьская социалистическая революция, и день праздника справедливо поменяли с 4 числа на 7-е: ведь историю, как всем известно, пишут победители. День 4-е ноября праздновался только как церковный праздник - иконы Казанской Божьей матери. И только в 2005-м году праздничный день 4 ноября, как День народного единства, вернулся вновь.
Люблю ли я этот праздник? Двоякое отношение: как день народного единства - терпеть не могу. А как день моей небесной покровительницы - очень люблю, ведь второй день празднования иконы Казанской Божьей матери - день моего рождения))