Иногда я смотрю и разбираю и новые фильмы, как, например, вот этот американский фильм 2022 года «Телефон мистера Харригана» режиссёра Джона Ли Хэнкока по повести Стивена Кинга с совершенно непонятным жанром: то ли это драма, то ли триллер, то ли ужастик, то ли мистика. По мне, он больше всего тянет на мистику, потому что , несмотря на отсутствие духов, призраков и потусторонних сущностей, тут упомянут телефон, который связывает наш мир с миром загробным. И ведь были такие изыскания: говорят, что изобретатель Эдисон реально изобрёл такой телефон...ну да ладно, я отвлеклась.
Главные герои - Крейг ( Джейден Мартелл ) и мистер Харриган ( Дональд Сазерленд)
Буду откровенна: фильм меня зацепил самой идеей, что два мира можно связать телефонной связью. И, к слову - именно мобильной связью, потому что мобильные телефоны находятся на одной волне с призраками ( в конце 90-х г. выходило множество статей, как привидения покидают лондонские замки - потому что не могут вынести соседства с мобильными телефонами). И - не понравился тем, как именно главный герой Крейг использует эту связь...
Если в двух словах о сюжете: есть мальчик Крейг, который живёт с отцом ( мать у него умерла) в городке Харлоу штата Мэн, очень похожим на английский город ( что неудивительно: Мэн - это же Новая Англия). Мальчик хороший чтец священных текстов, и читает их в церкви, где его замечает местный миллионер, старый Джон Харриган, живущий в большом доме с башнями. У мистера Харригана слабнет зрение, и ему нужен мальчик, чтобы читать ему книги - поэтому он обращается к Крейгу.
И вот Крейг читает старику, и мы видим книги, которые они обсуждают. Приводятся «Домби и сын» Диккенса, «Сердце тьмы» Конрада, «Загнанных лошадей пристреливают» Хораса Маккоя и даже «Преступление и наказание» Достоевского. И, обсуждая книжные сюжеты, эти двое подружились: старик рассказывал мальчику попутно о себе, ведь Харриган был акулой бизнеса и ошибок своим соперникам не прощал. Он не был жестоким, он был справедливым, но в кино это подаётся как жестокость: например, его отношение к садовнику Дасти Беладо, который воровал - Харриган его выгнал и сделал так, чтобы тот никуда больше не устроился.
Кроме оговорённой платы за труды, Крейг также стал получать четыре раза в год (по праздникам) лотерейные билеты. И однажды под серебристым защитным слоем, стёртым счастливой монеткой, оказалась невероятная цифра - три тысячи долларов. В благодарность Крейг решает познакомить мистера Харригана с миром IT и делает ему ответный подарок - новенький iPhone (айфон). Это было довольно рискованным шагом, ведь старик всегда отмахивался от любых новомодных гаджетов, как от назойливых мух. Но котировки фондовых бирж и финансовые новости в режиме реального времени сделали своё дело: Харриган телефон взял и даже увлёкся им. Больше мистер Харриган с ним никогда не расставался.
По мне, диалоги Харригана и Крейга - это самое интересное в фильме. Например, когда Харриган, который подсел на чтение новостей через Айфон, спрашивает, а как это работает бесплатно, и говорит, что не привык получать бесплатную информацию, и если она бесплатная - она не совсем бесплатная, а преследует совсем другие цели...( был бы он русским стариком, вспомнил бы пословицу про бесплатный сыр, который «в мышеловке»)
«Ложная информация всё чаще преподносится как правда. Что будет, когда с помощью этого [телефона] начнут распространять ещё больше лжи? Газеты? Журналисты? Политики? Нам стоит бояться этой штуки [телефона]».
И тут Харриган умирает, причём обнаруживает его пришедший в гости Крейг... Мальчик очень переживает, потеряв наставника, и на похоронах подкладывает мертвецу в карман костюма его айфон. На что надеется Крейг, не совсем понятно, когда он посылает смс-ки мёртвому Харригану, но - вдруг на них начинают приходить ответы...
Мистика? Конечно же, да! Сначала Крейг вообще хочет раскопать могилу, надеясь, что произошла ошибка и Харриган жив. Однако отец объясняет тому, что было вскрытие, и Харриган точно мёртв, но ответы от него приходят. И ладно бы только ответы: вот Крейг жалуется в смс-ке «на тот свет» на преследующего его школьного хулигана Кенни Янковича ( в книге Кинга он был Кенни Янко), избившего его - и вдруг Кенни неожиданно умирает. В фильме он разбился при попытке спешно выбраться через окно своей комнаты на улицу, что, кстати, отличается от книги Кинга - там Кенни повесился в шкафу.
Вслед за ним страдает и второй негодяй - пьяница Дин Уитмор, который, будучи «под мухой» за рулём, наехал на учительницу Крейга миссис Харт. Уитмора судили и отправили в исправительный санаторий, поэтому все считают, что тот ушёл от правосудия. Крейг уже понял, что ему помогает Харриган - но тем не менее просит того покарать Уитмора. И смерть того тоже довольно страшная и неожиданная: он отравил себя шампунем и мылом - тем, которым пользовалась учительница миссис Харт, которую сыграла Кирби Хауэл-Батист... Харриган, как уже говорилось выше, был справедливым человеком!
А вот теперь - то, что мне в фильме не нравится. Возможно, режиссёр Джон Ли Хэнкок действительно решил сделать из юноши Крейга эдакого Родиона Раскольникова с его извечными страдашками: некоторые критики считают, что «Преступление и наказание» в начале фильма упоминалось не зря. Потому что Крейг вдруг начинает картинно страдать: ах, дескать, это же я убил Кенни! ( Что тут же напомнило мне опостылевший мультик «Южный парк», где постоянно звучит фраза - «Они убили Кенни! Сволочи!») Притом, что ни к Кенни, ни к Дину он сам и пальцем не притронулся: и если по поводу Дина он хотя бы пишет в смс Харригану - «Пусть Дин умрёт», то произошедшее с Кенни вообще оказывается для него полной неожиданностью, он просто делится с Харриганом происшествием: «Меня избил тупой дебил Кенни», а дальше Харриган, видимо, действует сам.
Крейг и Кенни
Мне чрезвычайно трудно, и скажу уж прямо - неприятно - видеть и наблюдать чужую рефлексию. Тем более рефлексию человека глупого и нерешительного, который мнит себя героем, когда молчит про приставания хулигана из страха прослыть в школе ябедой. Которую можно прекратить одним чрезвычайно простым способом: перестать писать глупости на телефон Харригана! Но нет: герой пытается избавиться от телефона, всё равно как Фродо - от кольца Всевластья: то отдать телефон в магазин в обмен на новый, то спрятать в старой коробке, то - утопить в пруду. Не писать - это же слишком просто!
И вот тут мы подходим к главному неприятному моменту фильма: у героя в руках форменное чудо в виде потусторонней связи - но использует он его, как дурак, для банальной мести, да ещё и избавиться пытается постоянно. Это даже не Иванушка-дурачок, потому что он хотя бы поправлял свои ошибки, это - не пойми кто. Не скрою, современные люди боятся потустороннего мира, и Крейг тоже вполне вправе заигрывать и одновременно бояться, но - не так же глупо бояться? Напоминает чем-то анекдот про Интернет: «Если бы человеку в 50-60 хх годах ХХ века сказали, что люди будущего изобрели устройство, дающее мгновенный доступ к любой информации мира, но что люди используют его для глупых споров с другими людьми или чтобы постить котиков - они сочли бы потомков сумасшедшими»
На этой здравой ноте, пожалуй, я и закончу. Фильм хороший, смотреть явно стоит, но действия героя как-то не выдерживают никакой критики.