Два федеральных маршала ведут на острове расследование
Ну что, вот я и добралась до очередного творения Мартина Скорцезе - много слышала про этот фильм 2010 года, и среди прочего узнала, что реальным прототипом для фильма послужила история итальянского острова Повелья, где была клиника для душевнобольных, над которыми ставили жестокие, бесчеловечные опыты.
Что могу сказать по итогу: я разочарована. Не столько самим фильмом ( поначалу он мне нравился, как хороший детективый триллер), а - объяснением тайны героя в конце. Мартин Скорцезе, снявший мом любимые ленты «Хранитель времени» и «Банды Нью-Йорка» на сей раз оплошал: впрочем, может, виноват тут сам роман Дэниса Лихейна, и режиссёр строго следовал в фарватере заданной линии? Впечатления - под катом.
Фильм начинается интересно: два федеральных маршала Тэдди Дэниэлс ( он же Лео ди Каприо) и его напарник Чак Оул (Марк Руффало) едут на остров Шаттер в лечебницу для особых психбольных ( убийц и насильников) - расследовать дело об исчезновении Рейчел Соландо ( в прошлом - убийцы, утопившей троих своих детей). Тэдди, как ясно из диалога с Чаком - «человек-легенда». И ещё есть странный момент: у Тэдди закончились сигареты, его угощает Чак и говорит, что «на острове всегда сигареты стреляют» - хотя до острова они ещё не добрались.
Дальше на острове их заставляют сдать оружие ( и Чак почему-то не может вытащить свой пистолет из кобуры), на них напряжённо взирает весь персонал ( а пациенты машут им руками), и их встречает доктор Коули, который объясняет, что у него есть своя метода, которая исправляет даже самых закоренелых убийц - и она куда гуманнее, чем лоботомия.
И начинаются странности - а их в фильме немало. Маршалы опрашивают персонал и больных, и все они, как под копирку говорят, что Рейчел, убив детей, не смогла простить себя и ушла в свой иллюзорный мир, где все кругом - её соседи, садовники, молочники. Фразы одни и те же, и сразу начинаешь подозревать, что персонал, наученный доктором Коули, умело врёт. Одна из пациенток даже передаёт записку Тэдди со словом «беги». Притом, что на острове бушует буря, деревья вырывает с корнями, всё поливает дождём, и маршалы даже уехать не могут.
Дальше находится Рейчел, молодая красивая женщина - и начинает приставать к маршалу Тэдди, лезть к нему с поцелуями, приняв за покойного мужа. А тоже непонятно как...а потом, «до кучи», в пещере острова находится Рейчел-вторая - взрослая женщина, которая говорит, что не убийца, а медсестра, и что она прячется на острове, потому что здесь ведутся эксперименты на мозге, и что она слишком много знает, чтобы её отсюда отпустили. Его подвозит до дверей лечебницы начальник охраны, и говорит, что давно его знает...когда, откуда?
Тэдди и Долорес
Многообещающий сюжет, не правда ли? Добавим сюда ещё видения и «глюки» главного героя, к которому то и дело приходит призрак сгоревшей жены Долорес, просящий её отпустить. То он видит маленькую девочку, которую он не спас, то ещё нечто...и предполагает, что врач Коули и его команда пичкают его галлюциногенами. Ко всему, Тэдди, переживший трагедию с пожаром, ищет в этой же лечебнице его виновника - пироманьяка Эндрю Лэддиса, который якобы 67-й пациент этой больницы.
Сюжет сначала интересный, закрученный и держит в напряжении. Пока - не узнаёшь разгадку всего сюжета, когда герой приходит на старый маяк. Тэдди подозревает, что маяк - самое опасное место, где ведутся эксперименты на мозге. Он врывается, сминая охранника. Там его уже ждет доктор Коули ( Бен Кингсли).
Доктор Коули на маяке имеет собственный кабинет
Ответы доктора ничуть не успокаивают Дэниэлса. Он не хочет верить в то, что Рейчел Соландо, которую он нашел до этого в пещере, лишь плод его воображения, а сам он последние два года был пациентом клиники, тем самым Эндрю Лэддисом.
- Я - федеральный маршал!
- Ты был федеральным маршалом.
И тут выясняется, что всё, что мы видели до сих пор - игры разума сумасшедшего, которого зовут на самом деле не Тэдди Дэниэлс, а Эндрю Лэддис. Что убила детей вовсе не Рейчел Соландо, а его сумасшедшая жена Долорес, которую Тэдди-Эндрю не сжёг, а пристрелил. И что Эндрю настолько не может себе всё это простить, что сошёл с ума и выдумал личность федерального маршала, у которого сгорела жена. Вы спросите - а напарник Чак? А он, как оказалось, лечащий врач больного Лэддиса))
До последнего разум отказывается в это верить, что есть явный просчёт Мартина Скорцезе: когда смотришь фильм «Нэш: Игры разума», там сразу подозреваешь, что Нэш видит нечто такое, что не видно остальным. А тут - нас заставляют поверить, что диалог героев, где Чак говорит Тэдди «На острове всегда стреляют сигареты» - это диалог врача и пациента. И что начальник охраны, который говорит Тэдди, что знает его давно - знает его как пациента. И дескать, поэтому персонал напряжён, а пациенты машут ему руками, что он - один из пациентов, вот как это объясняется. И зрители всерьёз обсуждают пластырь на лбу Тэдди: мол, это «загадка»- откуда он взялся? Хотя это самая простая загадка: его лечили - вот и пластырь, а в мире, где он федеральный маршал, это вообще никак не объясняется. Куда труднее объяснить двух Рейчел кряду, и видения с обгоревшей женой Долорес, тогда как она не была в пожаре...
Ну и да, благородный Эндрю Лэддис соглашается в итоге на лоботомию, так как не может простить себе смерти Долорес и детей...дивная картина!
И вот тут я скажу об этом пару слов...Да, самый простой вариант объяснить запутанный сюжет - сделать вид, что герою всё снится, или что он умер и попал в загробный мир ( так сделали режиссёры сериала «Остаться в живых», обманув по сути своих зрителей). Здесь - подобная же схема: опора на силу больного воображения. Подозреваешь лечебницу с таинственными опытами - а выясняется, что перед тобою псих, который всё это себе вообразил. При этом на воображение психа можно спихнуть вообще что угодно: нет никаких тайн, перед нами просто опасный псих!
Да, так можно закончить фильм, и точно так же сделали сценаристы нового фильма «Вий» ( объяснив, что герой просто пьян, и что запорожские казаки, меняющие обличье, ему попросту мерещатся) - но от этого испытываешь неприятное ощущение обмана. Словно бы ты надеялся на пиратский клад - а выкопал пустой сундук...Зарыли бы уже этот «пустой сундук» обратно-то!
Сам Ди Каприо так сказал о фильме: ««Я думал, что это будет забавная картина. Но она оказалась весьма тревожной. Все дело в теме произведения - и природе разных уровней, которые мы должны пройти. Но такова уж природа кинопроизводства». Или - природа замысла...