Старый анекдот про Брежнева и столицу Камбоджи помнят многие ( что есть Пном-Пень, а кто был пень-пнём). Но поговорить о пнях я всегда рада - если не нужно кого-нибудь посылать "в пень".
Пни бывают разные, и хорошо, если они остаются после спила дерева. Например, в Нидерландах, в Элспеете я видела пни, которые сверху были закрыты металлическими колпаками: ну вот спилили дерево, остался пенёк, и чтобы тот не гнил, металлической "крышечкой" закрыли его от разрушения. Тот пень я не сфоткала ( увы мне), зато засняла малеькое деревце в пластиковом коробе - чтобы не помяли. И вообще там много чего было сделано для деревьев.
У нас пни в металл не одевают, но тоже сохраняют. Сейчас покажу вам несколько экземлпляров с Воробьёвых гор. Один из них - заглавная картинка в посте.
Сегодня хочу познакомить вас с приметами, связанными с пнями. Согласно народным верованиям, сохранившимся в архаических этнокультурных традициях, в пень, как и в колоду, чурбан, бревно, перемещается древесный дух, покинувший срубленное дерево.
В этом свете неудивительно, что «чурбачок» может выступать и в роли чудесного помощника. Прикатившись по дороге навстречу солдату, он в роковой час расправляется с разбойниками, спасая жизнь своему хозяину: «... скочил словно вихорь, схватил набольшево за ноги и давай их всех трепать. Так он всех и выжил вон».
А вспомним Буратино, которого Папа Карло вырезал из полена? Видимо, Буратино был духом дерева - эдакой дриадой, которой сучок создал естественный нос)
Так, пень подчас наделяется функцией мирового древа, которое может иметь и человеческие признаки. Ведь пень, с корневищем и комлем, в той или иной мере - ствол дерева. И в качестве такового он вписывается в систему космологических воззрений.
У пня/под пнем, как и у дерева/под деревом, локализуется нижний мир. Согласно бывальщине, некая молодуха зовет к себе кумой одну деревенскую бабу. На вопрос, где же та живет, молодуха отвечает: «А там в лесе, у пня, в норе». Придя к указанному пню, баба по ступенькам спустилась в нору, где увидела такое же «жительство, как и у нас»
Поскольку пень соединяет живых с иным миром, сосредоточившим все начала и концы сущего, неудивительно, что именно на пне сказочный герой находит, по сути, книгу судьбы: в ней сообщается, где следует искать прекрасную Царь-девицу. А Машенька, которая предупреждает Медведя: "Не садись на пенёк, не ешь пирожок"?)
В массе сказок пень ( или дупло дерева) - это действительно вход в волшебный мир. Например, вспомним "Тайну страны Земляники", где Дениска и Лариска лезут в дупло дерева, где находят ступеньки, ведущие в волшебную страну, где живут Хвастуны, Подлизы и Ябеды. Только речь не о них, а о волшебной дороге.
О мистике пней мне помогла вот эта статья:
https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post397140640
Ну а теперь от сказок к приметам. Пень, как оказалось - штука лечебная. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь.Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти. Для этого ищите пень необычной формы: вот как этот, из Нескучного сада - в форме ключа)
И ещё: если приходищь в лес - именно на пне полагается оставить угощение лешему. Пень гладкий для лешего - стол, а пень с дыркой в середине - схрон. Конфетку ли, кусочек хлеба, или пирога - угощение послужит лесному человеку, расположит его к вам. Тогда и лес будет тебя любить, а когда захочется посидеть, на твоём пути тебе повезёт с пнём.
Выше - пень в виде лешего ( или леший в виде пня, не знаю). А ниже пень-"сова" ( жаль, что два нижних пня сняты уже не мною - снимки совершенно волшебные)
А вообще, конечно, пни и нужно снимать сейчас, когда кругом -
#всемвесна