....Интересный эффект испытываешь, когда в руки попадает давно любимая тобою книга, которую уже 20 лет ты не брал в руки. Берёшь и сомневаешься: а произведёт ли она прежний эффект вновь? И - словно приоткрываешь вновь кусочек своего Прошлого...
Впрочем, маленькая предыстория: на форуме познакомилась со славной девушкой по имени Эхо, художницей из Америки. Она приехала в Россию забирать к себе своих папу с мамой, с которыми меня познакомила. Родители, старая московская интеллигенция, сделали мне бесценный подарок: подарили часть своей богатой библиотеки - исторические книжки. Часть из них теперь живёт у нас в клубе...и так ко мне в руки вновь попал Стефан Цвейг и его знаменитая "Мария Стюарт". Открывала я этот убористый томик тёмно-вишнёвого цвета с серебряной сеточкой ( удивительно - у меня было именно это издание же!) с грустной улыбкой: мол, время прошло, и я изменилась, и альковные страсти королев больше не будут владеть мною. Но...я ошибалась: и через некоторое время привычно расчувствовалась)
![](https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5c/d1/5cd1775a66fb079573077e35.jpg)
Я смотрю на это лицо Марии, которое по тому времени современники считали образчиком женской красоты. Как по мне, Мария Стюарт вообще некрасива, исходя из современных канонов. Придворные льстецы могут вскружить голову своими славословиями не одной венценосной особе. Но её привлекательность - именно как женщины, не королевы - настолько сильна, что влюблённый в неё поэт Шателяр гибнет из-за того, что оказывается пойманным у неё в опочивальне за шторами. И оказался он там вовсе не с ведома самой Марии: как раз она-то, удивлённая такой его дерзостью, зовёт стражу. Но - не о Шателяре речь...
Почему эта книга вызывает слёзы? Написана она языком исторических романов, а значит - лишённым особых сантиментов, усей-пусей и писательских мерзостей. Однако женщина, которая предстаёт перед читателем, даже сегодня совершенно живая. И не потому, что "плохая" ( как любят показывать современные писатели своих героинь), а как раз потому, что мы воочию наблюдаем, как жизнь не оставляет ей выбора для другой линии поведения С детства вознесённая на самую вершину власти, низвергнутая с неё, и втянутая в политические игры и браки, Мария остаётся романтичной, творческой и очень одинокой. Меня раздражают все её мужчины - ну, кроме разве что первого мужа-мальчика Франциска Второго, который искренне любил её. Жаль, что он так недолго прожил - мне кажется, эти двое были бы счастливы.
Франциск и Мария))
Второй муж и её большая любовь Генри Дарнли? Ну, этот раздражает поболее других. Это - юноша, которого ей посылает ко двору "сестрица" Елизавета, надеясь, что Мария его отвергнет. А Мария влюбляется в смазливого юношу - а уж юноша в неё и подавно:) Но брак этот счастливым не был: Дарнли легко управляем, а вокруг Марии целый сонм завистников. И мужа, который того и гляди станет королём Шотландии и будет вертеть упрямой знатью, хитро нейтрализуют: говорят ему о неверности Марии с её советником, Давидом Риччо. Что сделал бы правильный супруг с характером? Правильно: пришёл бы с обвинениями к самой Марии и открыто бросил бы их ей в лицо. Как-никак, он принц крови, имел на это полное право. А если бы был хитрее? Правильно: проследил бы за этим Риччо, с которым супруга уединяется, и постарался бы поймать их с поличным. И уверяю вас - ничего бы не выловил, потому что и ловить там было нечего:) Вместо этого Дарнли делает огромную глупость, позволяя себя использовать - он во главе заговорщиков вламывается к Марии, и позволяет им убить Риччо прямо в спальне беременной жены ( которой рожать через месяц). И то, что Марию во время этого заговора чуть не убивают ( у заговорщика дрогнул палец на спуске пистолета) - не заслуга супруга, а недоработка знати:)
Вот он, этот Генри Дарнли...его предательство разобьёт ей сердце:
А про третьего, Джеймса Босуэлла, которого Мария полюбит вопреки всему ( даже его отменно страшноватой внешности и его насильственному врыванию к ней в спальню: заметим, второй мужчина опять к ней врывается!), и вовсе писать неприятно. Да, такие мужики кому-то кажутся сильными - за счёт брутальных повадок и "я старый солдат и не знаю слов любви". На деле же действительно сильные мужчины не демонстрируют свою силу женщинам - им это и не требуется. Да и по его безвольному подбородку видно, что личность дутая, а вся его сила - показная. Вот был бы сильный - отыгрался бы на мужчинах, шотландской знати, на своих недругах! Но как раз с ними он, задумавший и осуществивший убийство Генри Дарнли ( сейчас бы сказали - устроивший теракт) ничего не может поделать. Куда вся брутальность только девается? Мария уверена, что Босуэлл вюблён в неё - на деле же Босуэлл истерически хочет стать королём и требует от своей возлюбленной того, что ему не принадлежит. Посмотрите на него - именно из-за его ; тупоумных действий и из-за его эгоистического чувства Мария Стюарт окажется на плахе. И только одно способно хоть как-то оправдать его: Мария его сильно любила.
А чтобы понять Марию, лучше всего почитать её собственные сонеты. Её стихи донесла до нас история, однажды я об этом уже писала:
http://wetfield.livejournal.com/258927.htmlВот эти строки, например, она посвятила Джеймсу Босуэллу: не дай Бог так любить, конечно.
Я для него забыла честь мою -,
Единственное счастье в нашей жизни!
Ему я власть и совесть отдаю,
Я для него отринула семью,
Презренной стала в собственной Отчизне!
Я для него забыла всех друзей,
Ищу поддержки вражеского стана,
Пожертвовала совестью своей,
Презрела гордость имени и сана,
И, чтобы он возвысился, умру!
Мне жалко её, обладающую столь разрушительным воздействием на мужские умы, и вместе с тем не умеющую ( и считающую ниже своего королевского достоинства) извлекать из этого простую выгоду. Мария потому и одинока, что со своей силой духа не может найти себе действительно достойного, сильного мужчину-защитника. Она несгибаемая - а женская гибкость и хитрость ей не помешала бы.
...Легко жалеть слабых личностей, требующих к себе жалости: мы словно снисходим к ним, и такая жалость бывает немножко сверху вниз. Сильных личностей никто не жалеет - потому что они не вызывают жалости и не требуют её. Но именно их даже при желании не получится жалеть снисходительно; это жалость иного рода, очень похожая на сочувствие и сострадание.
Я люблю Марию Стюарт. Мир твоему праху, романтическая королева!
#зимавместе