Сегодня, 8 ноября 2021 года - 145 лет со дня рождения исполняется 145 лет со дня рождения Степана Дмитриевича Нефедова-Эрьзи (1876-1959) - одного из крупнейших скульпторов XX века. Работы Эрьзи в своё время сделали меня богаче чисто духовно...как тут не рассказать про его музей в Саранске!
Вообще-то я равнодушна к музеям - нас, студентов истфака, так часто гоняли по подобным заведениям, что вызвали во мне крайнюю скуку к музейным коллекциям. Но - есть случаи, в которых я делаю исключение: есть, например, музей скульптур Степана Дмитриевича Эръзи ( Нефёдова) в Саранске.
Увлёкшись разглядыванием его необычных работ в сети, я посетила это место...и - буквально влюбилась в эти работы и удивительный талант этого автора!
"Это эльфийские работы", - звучало в моей голове, и я вглядывалась в острый взгляд глаз Эрьзи: неужто? А при рассмотрении оказалось всё ещё интереснее: работы были живыми, тёплыми, словно духи деревьев ( дриады) поселились в них и пребывают по сей день.
Здесь впечатляет всё: и дерево кебраччо ( или - квебрахо), которое называют "железным деревом". И - удивительное искусство вплетать живые линии и орнаменты дерева в изображения лиц и тел, подвластное лишь немногим людям. И - необычная гармоничность этих лиц и тел, вряд ли присущая всем нам с детства знакомой кошмарности под названием "соцреализм", ярким воплощением которого служат девушки с веслом и прочие малоаппетитные образы.
Кто же был этот человек, Степан Эрьзя - духовидцем, шаманом, волшебником? Как удалось ему в советское время, когда все ваяли портреты Лениных-Сталиных, создавать столь удивительные работы? Как удавалось ему работать с обнажённой скульптурой и библейскими сюжетами в государстве, где всё это резко отрицалось?
И главное: почему при таком таланте Эрьзя-Нефёдов широко известен в своём мире. и так мало - в своей родной стране?
Портрет самого Степана Нефёдова, который назвался именем своего народа - Эръзя. Его знал весь мир и называл "русским Роденом". Он объездил всю Европу, долгое время жил в Америке, потом вернулся в Советскую Россию. Своё ощущение прекрасного скульптор воплотил в многочисленных женских образах. Я бы сказала, что Эръзя своими работами, как никто другой, воспел Великое Женское начало, посвятив этому всю свою жизнь. При этом ни одну из женщин великий мастер не назвал своей женой.
Вот эта прекрасная мраморная скульптура - наша праматерь Ева. Посмотрите, насколько она естественна без современных длинных ног и костей, взгляните на её полноватые мягкие очертания: впервые я ощутила, насколько гармонично и красиво выглядит такое тело. Ни Кустодиев, ни Рубенс донести до меня эту красоту так и не смогли.
А тут ещё и Змий вписался в картину - приглядитесь к правой ноге Евы!
Портрет девушки: тоже мрамор, и тоже бесподобные очертания античной Греции! Супруг заметил, что Эръзя, видимо, очень любил женщин, что смог передать всю их природную привлекательность.
А эта красавица - само совершенство - напомнила мне книгу Ефремова "Лезвие бритвы" и Гирина у статуи Анны. Эту девушку Эръзя делал со своей ученицы и любовницы Юлии Кун, которая жила с ним в Аргентине ( увы, она оказалась агентом НКВД и их роман не имел продолжения). Но - обратите внимание, какие тогда в НКВД были агенты! ( "Эх, были люди в наше время: могучее, лихое племя: богатыри - не вы!")
Однако давайте перейдём к дриадам из дерева кебраччо, принесшим Эръзя всемирную славу - в Париже, в Венеции, в Аргентине. Посмотрите, как удивительно вписывается головка спящей девушки в природный массив дерева - это же сказка!Спящая женщина, 1945. Кебрачо
1949. Альгарробо - это дерево, которое Эръзя использовал кроме кебраччо. Здесь - у красавицы природная шапочка. Эрьзя использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
А это - Иисус Христос! Как бы он делал такую работу в безбожном Советском союзе? А никак: в 1926-м году с помощью Луначарского Эръзя эмигрировал, и долгие годы прожил в Аргентине. За счёт чего и стал очень знаменит.
Каждая его скульптура заставляет замереть и задуматься. Эта, понравившаяся моему супругу, называется "Леда и лебедь".
"Первый поцелуй" 1940. Кебрачо- почему-то выворачивает душу и приковывает взгляд надолго.
Здесь что ни работа - то вписывание в природный ландшафт кебраччо. И дерево вкусно пахнет до сих пор - чем-то таким сандаловым! Это Аргентинка, 1944. Кебрачо
Трогать скульптуры в музее не разрешается ( хотя коснуться искушение велико), зато дают потрогать и понюхать сам кусок дерева. Чем, как видите, я и пользуюсь, вцепившись изо всех сил:)) На ощупь кусок шершавый: зато, если отполировать его гравёром ( рядом), блестит как мрамор!По легенде, во дворе своего аргентинского дома Эрьзя нашел кучу причудливых коряг. Под слоем коры он обнаружил красно-розовую древесину, твердую как камень. Так он открыл для себя новый материал - аргентинское кебрачо.
Есть работы, запавшие мне глубоко в душу: вот, например, эта головка девушки - горделивая и красивая.
Или 14-летняя мать с ребёнком: теплом так и веет от этой работы!
Но в таких музеях есть, конечно, самое важное, и это, без всякого сомнения - Моисей! Посмотрите на эту работу, она того стоит: мне кажется, образ лесного духа воплотился в Моисее, а в глазах его - тысячелетняя мудрость и грусть, грусть...
Если долго смотреть на Моисея ( а там есть диван и можно сидеть и смотреть), в его глазницах появлятся зрачки - он открывает глаза. Это что-то совершенно невообразимое, и я даже не передам это ощущение словами! Говорят, некий миллионер предлагал Эръзе за Моисея огромные деньги, но тот не согласился - и вернул работу на родину. Действительно: разве можно продавать искусство?
Степан Эръзя очень интересно играет с фактурой дерева: вот тут, например, за счёт разных пород у женской головки получились светлые волосы.
Очень много образов посвящено теме материнства: вот это - Спящая мать. 1937. В мраморе.
И мать с малышом - в дереве! У Степана Эръзи был сын - от Марты Гербст, с которой он познакомился в Париже. Однако Марта не вышла за него замуж, хотя Эрьзя умолял её об этом, но она была непреклонна: "Ты уже женат. На скульптуре". Далее она переехала в Бразилию. Сохранились письма Эрьзи, которые он писал, когда вернулся в Советскую Россию, с просьбой помочь ему съездить в Бразилию к любимой женщине, увидеть сына: "Я хочу их видеть, помогите, я люблю ее".
Вот бы найти его потомков в Бразилии!
А это - Иоанн Креститель. Почему-то кажется, что тут запечатлены муки святого, потому и лицо из дерева выступает частично.
Сталин у Эрьзя напоминает свою собственную предсмертную маску. Единственное отличие - он с открытыми глазами! Что он хотел сказать - не знаю:))
Ленина ведь никому не нужно представлять? Этих Лениных у Эръзи было бы больше, останься он жить в Советской России.
Та же женская головка в профиль.
А это - его работа "Испанка". Пожалуй, вот в этом куске дерева лучше всего передано то, что испанцы зовут ";дуэндэ" - пламень души! Потому что волосы испанки пламенеют!
Странная работа называется "Баба-Яга": что-то сдаётся мне, что Эръзя сделал тут минимум - просто увидел этот образ в куске дерева кебраччо!
Вот эту работу не помню по названию: но что-то сдаётся мне, что это сродни роденовскому мыслителю. Только, наверное - мыслительница. Или - мечтательница!
А это - "Любовь", просто любовь. Он и она. разделённые волнующим зигзагом - единство и борьба противоположностей! Мне кажется, но в бородатом мужчине он воплотил самого себя!
В 1950 Эрьзя вернулся в СССР. Зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры - около 300, а также множество кусков древесины кебрачо и альгарробо для будущих произведений. Почему он это сделал - вопрос! Может быть, решил, что духам деревьев, живущим в кебраччо и альгарробо, лучше всего будет среди лесов родной Мордовии.
Сотрудник его музея Бертяева Л.Г. написала слова: "Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы." А я бы к ним добавила и кое-что ещё...Эръзя воспевал Женщину. И - духов деревьев!))
Почему я не живу в его время? Я бы сама спросила его об этом!
Музей Эръзи -
http://erzia-museum.ru/ru/kollekciya/stepan-erzya/Личная жизнь Эрьзи:
https://galik-123.livejournal.com/213125.htmlПро Юлию Кун и НКВД:
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43832853070/Rodom-iz-Mordovii:-skulptor-Stepan-Erzya-Velikiy-syin-Rossii.Tri Ну и напоследок: К этой дате Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи готовит к открытию в Москве "Эрьзя-центр", в котором будет представлена коллекция уникальных слепков и оригиналов мастера. А расположен "Эръзя-центр" будет по адресу ул. Автозаводская, д. 1 - спасибо
galik_123 за освещение этого факта!
#осеньосень,
#10музеев,