История Одеколона

Jul 28, 2015 06:07


Вы наверняка слышали что-то про "тот самый одеколона из Кёльна, с которого все началось". На самом деле за это звание борятся две марки. Давайте попробуем разобраться с его историей. Между прочим, этот продукт существует с начала XVIII-го века.

Парфюмер итальянского происхождения Йоган (Джованни) Мария Фарина так высказывался о своем изобретении:

„Мой аромат - итальянское утро после дождя, апельсины, помпе́льмусы*, лимоны, бергамоты, цитроны**, лаймы, цветы и зелень моей Родины.“

(Примечания: *помело, ** цедрат)



Farina 1709
Итальянский парфюмер Джованни Мариа Фарина приехал в Кельн, северный Рим того времени в начале 18-го века. В 1709-м он создает свою композицию ароматов, состав которой до сих пор бережется как тайна под семью печатями. Впоследствии Фарина назвал этот продукт в честь своего нового родного города. Бизнес был основан его братом Йоганом Баптистом Фариной, который к моменту приезда брата уже торговал в своей лавке париками, чулками, табакерками... Но у Джованни, или как его стали называть немцы, Йогана, была особая страсть к ароматам и парфюмерии. К тому же он обладал не только знаниями процесса дистилляции, но и талантом в производстве строго определенной композиции ароматов. Сначала продукт продавался как Eau admirable, сперва только в Кёльне и на выставках в Франкфурте на Майне. В 1720-х первые, скромные по объему партии уходят в Париж. Несколько лет спустя в разные концы Европы.

В 1734-м году продуктом заинтересовался король Пруссии Вильгельм I. Фарина становится поставщиком все большего числа европейских королевских дворов. А французские офицеры, возвращавшиеся домой после войны за польское наследство подняли спрос на этот продукт на своей родине. Название "Eau de Cologne" как раз из этой эпохи, его первое письменное упоминание датировано 22-м июня 1742 года в письме Фарины барону Лаксфельду из Мюнстера:

«Monsieur Peiffer d Bacharach me fait voir une de vous lettre par laquele vous luy demande six boutellie de Eau de Cologne. Cet ensi que on lapelle en France, mais en soie mesme cet de leau admirable, et je suis le seulle qui faie de la veritable …»

"Господит Пфайфер из Бахараха показал мне одно из Ваших писем, в которых вы просили у него шесть флаконов Eau de Cologne. Так это называют во Франции, но это тоже самое что и  Eau admirable, и я - единственный, кто производит настоящий продукт.“

Фирма впоследствии становится известной как "Johann Maria Farina gegenüber dem Julichsplatz", или по французски „Jean Marie Farina vis-à-vis de la place Juliers depuis 1709“ - напротив площади Юлиха (Julichsplatz). Название получилось слишком длинным, по этому жители Кёльна стали сокращать до "Farina gegenüber" - "Фарина напротив".

После смерти Йогана Мария Фарина в 1766-м году, один из его потомков перевел часть бизнеса в столицу Франции. Десятилетия спустя эта часть бизнеса была приобретена Roger & Gallet. Эта фирма до сих пор является одним из крупнейших представителей французской парфюмерной индустрии. А бизнес, созданный Фариной в Кёльне все еще жив. Возглавляет ее пятикратный правнук и полный тезка основателя - Йоган Мария Фарина. Самое старое парфюмерное предприятие в мире на данный момент полностью принадлежит потомкам основателя, в доме Фарина напротив Julichsplatz располагается музей:



Музей духов в доме Фарина 1709, - Obenmarspforten 21, 50667, Koeln / Cologne / Кёльн. Сентябрь 2015.

Оригинальный одеколон с красным тюльпаном все еще производят.

image Click to view





Создателя одеколона, одного из отцов современной парфюмерии, город Кельн отметил статуей на башне городской ратуши:



Над головой статуи Джованни каждый час раздается колокольный звон.

В чем отличия между одеколоном, туалетной водой и духами?
Все дело в содержание ароматических масел:

- Солидная вода - Eau de Solide (EdS) / Splash Cologne / Edition Splash / Edition S / Splash Perfumes - 1-3%,
- Средство после бритья - Aftershave - помимо смягчающих и увлажняющих субстанций содержат около 2% эфирных масел,
- Одеколон - Eau de Cologne (EdC) 3 - 5%, но может доходить и до 10%,
- Туалетная вода - Eau de Toilette (EdT) - 6-9%, в Extreme и Intense-вариантах может превышать этот показатель,
- Парфюмерная вода - Eau de Parfum (EdP) - 10-15%, Intense-варианты - до 20%,
- Духи - Extrait de Parfum (Parfum) - 15-30%, Intense-варианты - до 40%.

Как несложно отметить, различия между туалетной водой и одеколоном в какой-то степени условны, при желании одно можно заменить другим. Крепость аромата напрямую зависит от концентрации, в то время как стойкость зависит не только от концентрации, но и от типа запаха. Кроме того, доля ароматических масел в парфюмерных продуктах от одеколонов до Eau de Parfum постоянно возрастала.

Совет
Не смотря на то, что одеколон как правило не обладает очень сильным запахом и не такой долгоиграющих, как парфюмерная вода или духи,
стоит учесть, что слишком сильный запах одеколона окружающими может быть воспринят как признак дурного вкуса.

Стоит отметить одну немаловажную деталь. В начале 18-го века личная гигиена достаточно сильно отличалась от нынешней, даже представители истеблишмента мылись крайне редко и сильно пахли, многие и вовсе не принимали ванны. Лучше даже не пытаться представить себе типичный запах того времени... Новый продукт пришелся по вкусу знати, Фарина стал привилегированным поставщиком для европейских королевских особ. Помимо целого ряда правителей таких как Наполеон, Александр I, Николай I, Александр II, в числе знаметиных клиентов Фарины - Вольтер, Моцарт, Бетховен, Гете, Александр фон Гумбольдт, Оскар Уайлд, Марк Твен, Томас Манн, Билл Клинтон... Есть легенда, что Наполеон Бонапарт использовал целый флакон в день и непременно держал один запасной в своем сапоге. Было время, когда небольшой флакончик одеколона стоил половину годовой зарплаты рядового госслужащего. Не удивительно, что успех захотели повторить. В последствии слово "одеколон" стало нарицательным для целой категории парфюмерных товаров, как правило с легким запахом.



Отечественный "Тройной“ одеколон - одна из бесчисленных попыток сделать нечто похожее на оригинал. Название он получил из-за трех эфирных масел - бергамотового, лимонного и нероли. Помимо применения в качестве парфюма и афтершейва, одеколон был популярен в качестве алкогольного суррогата. В начале 20-го века, во многом благодаря сухому закону, в одном только Петрограде существовало до 60 одеколонных мастерских, отписался товар „чуть ли не ведрами“. В СССР важную роль играла дешивизна продукта, чтобы этот продукт личной гигиены был доступен всем желающим.



Chanel No.5
Часто одеколон приходится по вкусу мужчинам, но нельзя говорить, что это исключительно мужской продукт. В подтверждение есть один всемирно известный пример, созданный еще одним иммигрантом. Уехавший во Францию в конце 1919-го года уроженец Москвы Эрнест Эдуардович Бо (Ernest Beaux), в 1921-м году создал композицию ароматов для Коко Шанель. Сын парфюмера, придворного поставщика Романовых в последствии прославился  благодаря этому запаху. Изначально "Шанель Номер Пять" существовал в трех вариантах, одним из них был одеколон. В этой версии Channel No.5, наверное, самый популярный парфюмерный продукт всех времен и народов, просуществовал вплоть до конца XX века.

4711 - Koelnisch Wasser
В общей сложности фирма Farina в попытках защитить собственную марку провела более 300 судебных тяжб, в том числе с фирмой Мюленс. Стоит остановиться на этом производителе "настоящей Кёльнской воды" (нем. "Есht Koelnisch Wasser") чуть более подробно.



4711 - самая знаменитая марка одеколона в мире, во многом из-за успеха среди французских офицеров. Вильгельм Мюленс занялся производством этого одеколона с 1799-го года. Долгое время фирма называлась „Franz Maria Farina, Glockengasse 4711, Cöln“. 4711 - номер дома на кёльнской Glockengasse, где с некогда года находилось производство, стало использоваться как опознавательный знак, торговая марка. Для более удобного сбора налогов дома были пронумированы. Через определенное время колокол - (нем. die Glocke), повис на завитке от буквы N и стал частью логотипа. Как вы понимаете, речь идет о попытке повторить успех, до сих пор пользующейся спросом по всему миру. Стоит отметить, что эта версия продукта пахнет совсем иначе, чем одеколон с Фарины. Хоть с различными однофамильцами Фарины и заключались договора, они не были ни правообладателями и вообще не имели никакого отношения к фирме-производителю оригинала. Так или иначе, 4711 и Farina 1709 относятся к самым старым парфюмерным продуктам в мире. „Original Eau de Cologne“ и "Koelnisch Wasser" до сих пор под охраной немецкого ведомства по защите марок и патентов.

Лишь в 1881-м году Мюленс было запрещено использовать имя „Фарина“ в своем названии, а судебные разбирательства между Фариной и 4711 продолжались до 2006-го года. Но так уж вышло, что 4711 очень многие стали воспринимать как настоящий, оригинальный Eau de Cologne. Сейчас 4711 принадлежит Maurer & Wirtz, существующей с 1845-го года, известной своей серией Tabac Original. Любителям цитрусовых, особенно бергамота, и чая Earl Grey, запах может вполне понравится. Одеколон и афтершейв этой марки в самых разных вариациях в Германии можно приобрести там же, где можно найти туалетную воду или афтершейв, в том числе в онлайн-шопах.



4711 есть в форме афтершейва, хотя одеколон и так можно использовать как афтершейв. По запаху есть явное сходством с одноименным одеколоном, но афтершейв более цитрусовый, легкий и свежий, менее сладкий. Особо сильного ухаживающего эффекта от него нет, поэтому если бритье прошло не очень, возможно, это не самая хорошая опция. Но если все прошло хорошо, особой необходимости в сильном ухаживающем эффекте от афтершейва может просто не возникнуть. Теперь снова про запах. Как правило он выветривается за пару часов. Если мыло для бритья достаточно сильно парфюмировано, в течение дня его запах может снова стать ощутимым. Тем, кому это не нравится, можно посоветовать более нейтральные мыла и кремы.

4711 vs 1709
Аромат у Farina 1709 более сложный, легкий и свежий, чем у 4711, бергамот не так сильно выделяется.
1709 более нежный, флоральный, "зеленый" и освежающий. Одеколон Roger & Gallet "Jean Marie Farina Extra Vielle" 1806-го года больше напоминает 4711 с экстра-порцией цитрусовых, древесными нотами, например сандалового дерева, и, может быть, гвоздики.

Многих удивит тот факт, что 1709 на самом деле подойдет не только мужчинам, но и женщинам, в списке знаменитых любительниц этого аромата королева Виктория, Марлен Дитрих и принцесса Диана. Кто-то скажет, что 1709 по аромату больше похож на парфюм, чем на "типичный" одеколон. Кстати, чтобы приобрести оригинал ехать в Кельн не обязательно, 1709 при желании можно заказать в официальном онлайн-магазине.

Пожалуй, сравнивать в деталях 1709 Farina, 4711 и отечественный „Тройной“ абсолютно бессмысленно, каждый получил свое место в истории и заслуживает того, чтобы составить о нем свое собственное мнение.

cоветы, афтершейв, классическое бритье, гигиена, одеколон, aftershave

Previous post Next post
Up