О 20-ЛЕТНЕМ МИФЕ - или как миллионы турок стали черкесами. Часть 1.

Jan 16, 2012 21:58


Вместо предисловия

Русское название "Турция" произошло от  латинского "Turcia-Турциа". Произошло так несмотря на то, что русские на много веков раньше латинян познакомились  с языком  "тюрки" и его носителями "татары-тюрки". Собственное название Турции  "Türkiye-Тюркие" происходит от названия народы "тюрк". "Тюрки и тюрк" одинаково звучат на русском и ТЮРКских языках. Но в русском языке название соседней  ТЮРКской страны закрепилось в чужом искаженном произношение  "Турция", с заменой звука К на звук Ц. Подобных случайных и неслучайных  искажений прошлого и настоящего тюрок в отечественной  литературе имеется множество. Русскому миру для того чтобы иметь адекватное знание о тюркском мире  нужно узнавать тюркский мир напрямую от самих тюрок без латинян-европейцев и иных посредников фальсификаторов.

В этой статье мы рассмотрим подобное грубое искажение, длящуюся два десятилетия, с причислением нескольких  миллионов турок к адыгочеркесам.

Читателю предлагаю задать поиск в интернете  "численность адыгов (...ской диаспоры) в Турции".  Вы получите массу страниц из книг, форумов, сайтов в которых  тиражируются искажения о  "4-7 млн. адыгов",  живущих в Турции. Отправной точкой таких утверждений являются многочисленные  "научные труды"  представителей кабардинского и адыгейского  народов.



Цитаты из трудов кабардинских авторов и их последствия

Вопрос  "многомиллионной адыго-черкесской диаспоры"  был озвучен в научной конференции октября 1990г, материалы которой отдельной книгой выпущены в Нальчике в 1994г. Организовал конференцию и выпустил книгу Кабардино-Балкарский научно-исследовательским институт истории, филологии и экономики при Кабинете Министров КБР. Из  книги, автор цитаты Кумыков Т.Х., "...за пределами нашей страны проживает более 3 млн.черкесов в т.ч. в Турции 2,5 млн.,.. Ливии 7 тыс., Мадагаскаре 8 тыс., Японии ок. 2 тыс." 1.

Из  книги выпущенной  в 2000г. под эгидой уже двух институтов  Кабардино-Балкарским Институтом Гуманитарных Исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарским  Научным Центром Российской Академии Наук,  автор цитаты Думанов Х.М. об адыгской диаспоре: "Наши соотечественники представляют значительную социокультурную и демографическую силу 3-5 млн.адыгов..."2

Там же, автор цитаты Берзегов Б.Н.: " После окончания Кавказской войны и исхода большей части адыгского населения за этнические пределы на родине осталось лишь 10% от прежнего их числа." 3

Книга явилась результатом специальной научной экспедиции, исследовавшей адыгскую и карачаево-балкарскую диаспоры. В экспедицию были включены "квалифицированные специалисты в области адыгской этнологии, языкознания и фольклористики П.М. Багов, Б.Н. Березгов, Б.Ч. Бижоев, А.М. Гутов, Х.С. Кушхов, А.П. Ципинов....", которая "работала с 12.08.1994г. по 15.09.1995г. ... в 25 городах и селениях Сирии, Иордании и Турции... Руководителем экспедиции был Председатель Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по делам национальностей доктор исторических наук Х.М. Думанов."4 Он же, Думанов  являлся еще и редактором  книги.

7 научных работников-кабардинцев  во главе с Думановым, пробыв в Турции несколько недель и объездив турецкие области с адыгскими деревнями,  установили, что  численность адыгочеркесской диаспоры  составляет  фантастические 3-5 млн.чел.

В течении 15-20 лет эти  "научные данные"  самими авторами и их учениками распространялись по газетным, журнальным, интернет изданиям и форумам. Вот наиболее распространённая цитата интернета "...в настоящее время за пределами России проживает 5 миллионов черкесов (адыгов), в том числе в Турции - более 4 миллионов" 5.

Теперь многим  адыгам  кажутся бесспорными утверждения о том, что в России осталось только 10% адыгов, а 90% адыгов было выселено в Османскую империю, что адыгская диаспора за рубежом составляет более 5 млн.чел.  Со временем цифра "4-5 миллионная адыго-черкесская диаспора в Турции"  так увлекла адыгов ученых и общественников, что она переросла в одно из главных доказательств "геноцида адыгочеркесов", "многочисленности и былого могущества адыгов", "Великой Черкесии" и  других адыгейско-кабардинских  исторических мифологем.  Общую трагедию  всех народов Кавказа - Кавказскую войну 19 в. и вынужденное переселение кавказских народов в Османскую империю  они  приватизировали, объявив исключительно  "адыгским черкесским геноцидом".  Недавно к  утверждениям "адыгочеркесского геноцида" подключились зарубежные недоброжелатели России, не знавшие 15-20 лет назад слова  "адыг или черкес". Они совместно со своими вдохновителями из России  пытаются использовать эти цифры уже в политических целях. (см.прим*) Поэтому для российского  читателя, для самих адыгов, желающих знать правду,  численность адыгочеркесов в Турции представляет большой и обоснованный  интерес.

Турецкие köyler и  расчет численности адыгов в Турции

Бесспорным фактом является то, что кавказцы, в том числе адыги,  переселившиеся в 19 веке в Османскую империю не были жителями городов и не имели городских профессий, а поголовно были сельскими жителями с навыками животноводческо-земледельческого труда. Поэтому абсолютное большинство адыгов в Османской империи на выделенных султаном землях, основывая  деревни, селились и трудились как крестьяне. Только избранные семейства, малая часть элиты адыгов, тюрко-черкесы, говорившая на тюркском языке и имевшая образование поселилась в Стамбуле. Большинство кавказских турецких деревенек  19 века сохранились до сего дня. Зная количество мононациональных деревень, основанных адыгами, можно легко рассчитать   вначале сельскую долю, а  после городскую долю адыгочеркесской диаспоры Турции.

Справка6:  Турция административно состоит из 81 илов (il), которые в свою очередь состоят из ильче (ilçe) и одноименных областных центров. Илче состоит из одноименного города-центра, бельде (или касаба)  и буджаков (bucak).   Ил соответствует российской области, ильче -району, бельде-городку или селу, буджак дореволюционной волости. Бельде  (belde) часто бывает в составе буджака как центр буджака. Буджак состоит из деревенек (köy-кёй).  Средняя численность населения кёй  100-300 человек, очень редко больше 1000 чел.

Таким образом турецкая деревня по своей численности и типу хозяйствования ближе к дореволюционному хутору, но никак к российским сёлам в 4-6 тыс.жителей. Современное село Юга России- это результат создания коммунистических  крупных хозяйств колхозов и совхозов, владевших десятками тысяч гектаров, которые порой  находились в нескольких десятках километрах от села. Хуторской и деревенский тип поселений (кёй) в Турции сложился ввиду частного землепользования в 5-10 га, редко более 30 гектаров и необходимостью быть ближе к своей земле. Переселенцы-кавказцы в Османской империи  образовывали  подобные поселения, состоящие из  20- 50, редко из 100 семей.  Обычно деревеньки кавказцев были мононациональными, редко общими для представителей 2-3 кавказских народов. Абсолютное большинство деревенек осталось на первоначальном месте основания. Редко из-за земельных конфликтов с соседними турецкими деревнями или из-за неудобств земли кавказские деревни переходили на новое место. Со временем на том место могли возникнуть тюркские деревни, которых в настоящее время могут ошибочно  посчитать как адыгские деревни.

Данные № 1.7 Упомянутые в предыдущей главе институты КБР  в 2007г. выпустили очередную книгу об адыгочеркесской диаспоре. Автор монографии  А.В. Кушхабиев  в своей книге не называет численность адыгской диаспоры в Турции, не забывая, при этом указать численность диаспор других кавказских народов (абазин, дагестанцев, карачаевцев и др). Кушхабиев  указывает только  количество адыгочеркесских сёл по областям Турции, не называя и не перечисляя их. Да к тому же ошибочно считая их сёлами, хотя как показано выше сельское население Турции в большинстве своем живет  в деревнях, а не в сёлах.  По версии Кушхабиева в 32 областях  Турции расположено 568 адыгочеркесских сёл.7  60% из них, 343 сёла расположены в шести областях: Балыкесир- 68, Кайсери-67, Самсун-87, Токат-54, Болу-36, Чорум-31...7  В областях Балыкесир и Адана убыхи включены в общий счет.

Данные № 2.8 В видеоролике  под названием "Çerkes Köyleri Sayısal Verileri - Количество черкесских деревень" указано количество всех кавказских деревень- 950, из которых выделены  615 "Çerkes adiĝe köyler- адыгочеркесские деревни", 158 абазинских, 24 абхазских, 22 чеченских, 18 карачаевских, 16 дагестанских, 10  осетинских деревень8. Отдельно на 3:35-3:46 минуте показано, что в Турции имеется 60 убыхских деревень,  включенных в число адыго-черкесских деревень. На минуте 2:44-2:46 показано распределение адыго-черкесских деревень по 40 областям, суммирование которых  дает- 535 адыгочеркесских деревень. Наибольшие числа означают следующие области 56-Кайсери, 29-Чорум, 57-Токат, 49-Балыкесир, 96-Самсун.

Данные № 3.9 Турко-убыхи подтверждают данные видеоролика и называют 61 турко-убыхскую деревню в т.ч. 23 в Балыкесире, 10 в Самсуне,9  в которых живут уже полностью тюркизированные потомки убыхов.10 Кавказоведам известно что, последний убых  Т. Эсенч (Tevfik Esenç) знавший родной язык похоронен в 1992г. в деревне Хаджи-Осман области  Балыкесир.10  Включение Кушхабиевым в состав адыгов отличного от адыгов, близкого абхазам убыхов,  да к тому же уже ставших турками  неправомерно.  Поэтому обе версии, 535 и 568 адыгочеркесских деревень нужно уменьшить на  61 турко-убыхскую деревню.

Данные № 4.11 Адыги Турции перечисляют 63 кавказских деревень в области Кайсери в т.ч. 57 деревень в районе Пынарбашы (Pınarbaşı). Из 63 деревень 6 деревни населены представителями неадыгских кавказских народов, 6 деревень не указаны к какому народу относятся и 51 деревни указаны как адыгочеркесские деревни (в основном кабардинские). 11

Для дальнейшего расчета численности адыгочеркесской диаспоры рассмотрим  турецкую статистику по  наиболее населённой адыгами  области Кайсери.  По переписи 1927 года ( о которой подробно поговорим в следующей главе) из всех 95,9 адыгоязычных жителей Турции в иле  Кайсери компактно расселились 13,6 тыс. человек  т.е. каждый седьмой адыг жил в Кайсери.12 Кайсери область в Центральной Анатолии  центр которой город Кайсери является побратимом г.Нальчика13.

По переписи 2000г. в районе Пынарбашы  области Кайсери из общего населения  35,388 тыс.чел. на  районный центр город Пынарбашы приходится 12,075 тыс.чел. и 23,313 тыс.чел.  на 4 буджака.14

Буджак Merkez состоит из 47 деревень общей численностью населения 7,394 тыс.чел. (см.прим.**)

Буджак  Kaynar-18 деревень, общая численность  3,617 тыс.чел.

Буджак Örenşehir- 17 деревень, общая численность 2,469 тыс.чел.

Буджак  Pazarören-35 деревень, общая численность 9, 833 тыс.чел.

Бельде (т.е.село) Kaynar с населением 1,403 тыс.чел. и бельде Pazarören с населением 1,17414 тыс.чел. являются центрами одноименных буджаков и входят в общее число деревень.

Итого сельское (деревенское) население района Пынарбашы составляет   23,313 тыс.чел., которые проживают в 117 деревнях, в том числе в двух бельде. Напоминаю, чуть менее половины этих деревень адыгочеркесские!

Расчитываем среднюю численность  одной деревни в ильче Пынарбашы: 23313 чел. делим на 117 деревни и получаем 199,3 человека на одну деревню. Это и есть средняя численность населения адыгочеркесских деревень в области Кайсери, которая может ненамного отличаться по другим областям. Итого  численность населения 56 (или 51?) адыгочеркесских деревень в области Кайсери будет 11,2 (или 10,2) тыс.чел. Так как в Кайсери живет седьмая часть адыгов, то общее сельское адыгское население Турции составит 78,4 (или 71,4) тыс.чел.

А чтобы подсчитать городскую долю адыгов Турции придется учитывать соотношение доли сельского и городского население в 6 областях где сосредоточено 60% адыгочеркесских деревень.

Численность населения 6 турецких областей  в т.ч. городского и деревенского в тыс.чел. по данным переписи 2000г.14

İl

Область

Nüfüs

Численность населения

Şehir

городское

Köy

деревенское

Balıkesir

1076,347

577,595

498,752

Bolu

270,654

142,685

127,969

Çorum

597,065

311,897

285,168

Kayseri

1060,432

732,354

328,078

Samsun

1209,137

635,254

573,883

Tokat

828,027

401,762

426,265

Итого (кол-во)

5041,662

2801,547

2240,115

Итого процент

100%

55,56%

44,43%

В 6 адыгонаселённых областях Турции в среднем городские жители составляют 55%, сельские жители 45% (см.таблицу). Такое соотношение дает превышение городского населения в 1,25 раза больше над сельским. Соответственно городское адыгское население будет 78,4 х 1,25=98 тыс.чел.  Итого общая численность адыгской диаспоры 78,4 + 98 = 176,4 тыс.чел.

Доктора и кандидаты наук из 3 научных институтов Нальчика, занимающихся созданием кабардинских мифов и адыги-общественники, ездящие в Тбилиси и Брюссель, могут  за счет других кавказских и турецких деревень  увеличить количество адыгочеркесских деревень с реальных 400 до 500- 600 и получать 100 или 120 тыс. сельских жителей адыгов. Даже если допустить, что данные Кушхабиева точны, за вычетом турко-убыхских деревень имеем 505 адыгочеркесских деревень и соответственно 100 тыс. сельских и 125 тыс. городских адыгов. Можно попробовать придумать что-нибудь для увеличения численности  адыгочеркесов. Например использовать отличный от адыгонаселённых областей- общетурецкий показатель соотношения 64,8% горожан и 35,2% селян. И таким способом увеличить не в 1,25 раза, а в 2 раза количество адыгов-горожан с 78,4 тыс. до 156 тыс чел. и т.д. Однако подобный прием принципиально не меняет общую картину и не приближается к утверждениям о  нескольких  миллионов адыгочеркесов в Турции. Очень уж большой разрыв между реальной численностью адыгской диаспоры Турции и вымыслом  ученых  Нальчика.

Турецко-советская статистика численности адыгочеркесов  Турции

В течении 20 лет муссирования вопроса численности адыгочеркесской диаспоры и его фальсификации кабардино-адыгейские ученые и общественники не поинтересовались турецкой официальной  статистикой, учитывавшей численность адыгочеркесов в Турции.  Но прежде чем перейти к турецкой статистике необходимо пояснить.

В современной Турции как и ранее в Османской империи  учет национальных особенностей  населения  ведется по отношению человека к религии.  Население страны подразделяется на турок (в прошлом османы), христиан, иудеев и атеистов(язычников). Христиане (армяне, греки, немцы и др), иудеи (евреи) считаются национальными меньшинствами. Близкая к этому дифференциация  существовала и в Российской империи. Население, которой делилось на русских, татар-тюрок и иудеев. При этом в число русских  включались собственно русские вместе с украинцами и белорусами, а в число тюрко-татар все мусульманские тюркские народы империи.

Все мусульмане в Турции считаются турками различного племенного и географического происхождения.  Например, существуют турки- йорюкского (туркменского), анатолийского, черноморского, ахыска (месхетинского), крымского, ногайского, карачаевского, татарского, лазского, курдского, черкесского (и итд.) происхождения. Однако в  переписях с 1927г по 1965г в Турции учитывался показатель "материнский разговорный язык в доме или в семье", периодически добавлялся  вопрос "второй разговорный язык в доме или в семье", а в переписи 1955г использовался  другой показатель (см.ниже). Данные турецких переписей, устанавливая  реальное число адыгочеркесов в Турции, опровергают фальсификации и спекуляции в этом вопросе.

В 2008г. в турецком интернете появились две статьи   известного турецкого профессора уйгурского происхождения Казым Миршан (Prof. Dr. Kazım Mirşan). Статьи были ответом на утверждения  кавказского общества "Kafkasya dergisi" и автора адыго-черкеса Яхья Думан (Yahya Duman) о том, что  ок.7%,  то есть 4,5 млн.чел  населения Турции составляют потомки беженцев из Кавказа. Видимо российские Думановы снабжают информацией турецких Duman-овых или наоборот. (см. выше).

По данным кавказского общества из потомков кавказцев  ок. 2,5-3 млн.чел. составляют потомки адыгочеркесов, из которых только 20-25%  смогли сохранить материнский язык  (anadilini koruyabilmiştir). Там же указано, что адыгочеркесы проживают в 650 поселках и деревнях (kasaba, köy ve mezrada) Турции15. (см.прим.***)

К.Миршан в опровержение данных кавказского общества приводит данные современного научного исследования 2007года о наличии 300 тысяч турок адыго-черкесского происхождения16. По мнению профессора К.Миршана эти данные завышены ввиду игнорирования ассимиляционных процессов, низкого прироста численности адыгов и механического переноса в 2000г. процентного соотношения  адыгоговорящих из переписи 1927г. В переписи 1927г из 13,9 млн.человек населения Турции  0.66%  или 95,9 тыс .чел. указали "разговорным  языком дома" черкесский (adige) язык.

Профессор К. Миршан не является человеком, которому нужна слава или признание. Он специалист по древнетюркской истории и руническим письменам, является автором 42! книг на турецком, английском, немецком языках17.  К тому же он 1919года рождения, т.е. статья им написана будучи в 90-летнем возрасте18.  То есть К.Миршану  как человеку респектабельному и незаинтересованному в  легкомысленной писанине и привлечении внимания к своему имени следует доверять.

К. Миршан публикует   результаты всех турецких переписей  о количестве лиц говорящих по-черкесски, по-грузински, по-лазски, по-абазински и отдельно указывает приблизительное число дагестанцев, чеченцев, осетин идущих под обозначением "и другие". Отдельный учет по  кавказским тюркским народам: карачаевцам, ногайцам, кумыкам в переписях не велся. Общее число грузин и лазов превосходит адыге-черкесов на треть!. Общая численность абазин, дагестанцев, чеченцев, осетин составляет чуть менее половины от адыге-черкесов.  Однако представители  кавказских народов в отличии от адыгов не пытаются преувеличить численность своих диаспор и не приписывают к себе турок. Поэтому  численность их диаспор  в свою статью переносить не буду.

Часть 2

Источник

сепаратизм, черкесы, Кавказкая война, Кавказ, история, Адыгея, адыги, демография, империя, национализм, геноцид

Previous post Next post
Up