Наследие империи - олимпийский вопрос адыгов. Часть 2.

Jan 05, 2012 05:23

Итак, оборнительно-пассивная тактика с "адресными" контрударами по горцам резко сменилась с приходом на пост главнокомандующего, героя Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенанта Алексея Петровича Ермолова.

Ермолов подошел к вопросу системно и с целью переломить ситуацию. Принципиально не оставляя безнаказанными ни одного грабежа и набега горцев он продемонстрировал этим неотвратимость возмездия. В своих мероприятиях он руководствуясь здравым смыслом и серьезностью противника, обязательно проводил серьезную подготовку, создавал плацдарм, с которого как пружина разворачивались сами наступательные операции. Ермолов организовал быструю постройку дорог, возведение дополнительных укреплений и ... и он всячески способствовал и активно осуществлял заселение региона казаками, а так же дружественными кавказскими народностями. Когда из Франции прибыл граф Воронцов с целым корпусом регулярных войск, Ермолов начал тотальное наступление на горцев: черкесов и чеченцев.
На руку наступающим сыграло то, что в тот период горцы умудрялись воевать и между собой, да и начавшаяся у кабардинцев чума сильно подорвали силы сопротивления. Русские продвигались теперь в глубь методично, уверенно, крепко вгрызаясь в покоренные территории, обрастая укреплениями и инфраструктурой. Даже возникавшие, зачастую при поддержке турок, восстания не могли остановить это наступление. Российская Империя для Кавказа уже тогда стала  неотвратима, полная победа была уже тогда предрешена. Была полностью перехвачена инициатива, создана и закреплена база для дальнейшего развития успеха. Действиям Еромолова помешала декабристская смута в принадлежности к которой его заподозрил двор, что привело к отстранению генерала от управления операцией на Кавказе и отставке.

После покорения Чечни настала очередь черкесов. Все было сделано уже достаточно быстро и эффективно настолько, что черкесы оказались в патовой ситуации - или покориться или погибнуть. Потерпев военное фиаско, потеряв колоссальное количество людей и не имея ни какой возможности продолжать организованное сопротивление черкесы разделились на два лагеря - тех кто покорился и тех, кто предпочел покинуть Родину. А вот тут начинается интересная история.

В рунете есть варианты говорящие, что злые русские изгнали непокорных адыгов с родной земли, но все на самом деле было не так. Отказавшись от возможности остаться в подданостве русского Царя горцы с начало стихийно и массово, а потом уже под властью России предпочли под благовидными предлогами перебраться в Турцию. Возникло целое переселенческое движение под названием Махаджирство. Переселенчество горцев в Тур­цию совершалось под предлогом паломничества в Мекку, для чего выдавались соответствующие паспорта. Весьма способстововала такому переселению знать адыгов, что не хотела терять своей власти, а так же ... рабов, ибо под властью России с этими простыми человеческими радостями пришлось бы расстаться.

За период 1863-1864 годов в Турцию переселилось более 450 тыс. горцев, Численность адыгов, оставшихся на Западном Кавказе была в районе где-то 70 - 100 тыс. человек. На несколько лет все относительно затихло, но в 1887 г. была предпринята попытка покоренных адыгов в армию, что сразу привело к бунтам. Турки успешно воспользовались случаем и спровоцировали новый исход в Турцию, где им сулились богатые земельные наделы и пр. блага. Наши же власти поздно осознали ошибку в том, что разрешили адыгам уйти за кордон. Достаточно долго первенствовала недалекая идея, что чем больше уйдет, тем проще и спокойнее будет жизнь Кавказа. Но и турки в этой ситуации опрсотсовлосились, ибо не были готовы принять такую массу переселенцев. Среди адыгов переселившихся в Турцию начался голод, эпидемии и как итог - крайне высокая смертность. Часть адыгов помучившись и хлебнувши турецкого гостеприимства захотели вернуться назад, но, этой возможности власти Российской империи им уже не дали. Лишь мизерная часть адыгов смогла контрабандным путем вернуться на Родину.

Цитирую:
"Свидетель переселен­ческого движения Адольф Берже с большой горечью писал: «Полумиллионное население из многих племен, разного кор­ня, со своеобразными этнографическими особенностями, с самобытным строем внутренней и общественной жизни по­кинуло родные горы, в которых пережило длинный ряд ве­ков и рассеялось по разным провинциям Европейской и Ази­атской Турции, где частично погибло от трудностей пересе­ления и других условий жизни, частью смешалось с разно­родными племенами на местах нового водворения. Филоло­гия, этнография, география и история утратили в этом бо­гатые средства разъяснить много важных вопросов в минув­шей жизни человечества...]. В этом отношении особенно невосполнимы для этнографии полное выселение с сочинс­кого побережья убыхов и их совершенная ассимиляция в Турции с потерей самобытного оставшегося очень слабо изу­ченным языка и соответственно с преданием забвению куль­турных богатств этого народа ... Из 150-тысячного племени шапсугов ушли в Турцию около 140 тысяч, в том числе с Черноморского побережья Кавказа в пределах территории Большого Сочи (от Магри до Шахе), эмигрировали около 60 тысяч шапсугов. Остались лишь отдельные небольшие шапсугские аулы в долинах наи­более крупных рек побережья."

"Переселение горцев в Турцию вызывало настоящий ажиотаж и без того в широких масштабах существовавшей коммерции гаремных поставок живого товара. Не удовлетворяясь закупкой девушек и женщин в прибрежных пунк­тах, турецкие работорговцы проникали в отдаленные аулы и там выискивали и закупали особенно ценный товар.

Царский консул в Трапезунде Мошнин сообщал, что доведенные до отчаяния свирепствовавшими в переселен­ческих лагерях голодом и болезнями, горцы-мужчины с охо­той шли в формировавшиеся добровольческие отряды для турецкой армии, а чтобы развязать себе руки и спасти от голода женщин и детей, продавали их. Работорговцы, пользу­ясь безвыходным положением горцев, закупали по низким ценам женщин и детей, а затем выгодно сбывали в городах еще обширной тогда Турецкой империи. И все это происхо­дило в Турции, несмотря на официальное запрещение рабо­торговли с 1858 года. Турецкая гаремная система требова­ла большого числа невольниц, которые во всех случаях об­ходились дешевле, чем свободные женщины, за которых требовались большие выкупы не считая расходов на свадеб­ные торжества.
Европейский наблюдатель Феликс Канитц, находивший­ся в Турции в период максимума переселенческого движения западнокавказких горцев и бывший свидетелем их неимовер­ных бедствий и расцвета гаремной работорговли, отмечал, что если до 1864 года «прекрасные черкешенки продавались не менее чем за 50.000 пиастров за душу, то вследствие силь­ного наплыва их на рынках и крайней нужды продавцов цена на них резко понизилась»"

Т.е. турки цинично воспользовались адыгами дважды. Первый раз - всячески подогревая их сопротивление наступавшей империи, второй раз - нажившись на их национальной трагедии и использовав их как домовитый скотовод придерживающийся системы безотходного производства - мужчин в добровольческие отряды, женщин и детей в рабство. А ведь в России при сохранении мирного сожительства все условия для процветания кавказских народов были. Ни когда не занималась наша империя травлей мирно сосуществующих народов-саттелитов, но более того всячески помогала, как подобает настоящей империи. Множество народов попавших в орбиту России совершили громадный шаг в своем развитии, в том числе резко выросли по численности. Трагическая ошибка и недальновидность, ожесточение, лишь кратно усилили национальное бедствие черкесов. Но по-человечески понять это можно и понимается мной, русским, вполне и, не противоречит моему сознанию. В истории нет "справедливости", ни к кому, ни к русским, ни к кому другому.

Кстати, грузины вот отметились недавно признанием геноцида кабардинцев, но умолчали, что зачищенные от строптивых горцев территории они тут же успешно заселяли наравне с армянами, а их воинские формирования активно участвовали и  в войне с черкесами на стороне России.

Вот такая петрушка и по совести говоря, адыгов жаль, не смотря на то, что для нас они по факту опыта исторического общения были разбойниками и  работорговцами. Большую часть истории были нам врагами, были нападающей стороной, что постоянно провоцировали Россию раз и навсегда прекратить жестокие набеги на свои земли. Не смотря на то, что не славяне и не русские первыми начали эту многовековой обмен ударами. Но свою судьбу мы творим сами.

Что теперь делать? Для черкесов мы навсегда оккупанты и причина их национальной трагедии. Признать геноцид адыгов для нас возможно только в историческом ракурсе. Извинятся же за многотрудную победу над постоянно досаждавшем нам агрессивным противником, не желавшем мира и покоя в принципе, глупо и оскорбительно. Потворствовать по-сути сепаратистским заявлениям, шантажу по-поводу Олимпиады и т.д. - быть государственным самоубийцей. Выхода нет и оппоненты наши мира не ищут, им нужна некая с начало моральная, а потом и территориальная победа над нами всеми. Ревизия нужна. Они не смирились с историческим поражением и уж тем более не считают себя хотя бы от части виновными в произошедшем. Они не идут на диалог, они требуют и угрожают, даже "новой Чечней". При этом крайне болезненно реагируют на наши попытки возродить казачество, хотя бы для исправления ситуации беззащитности не кавказского населения на нашем юге, но при этом всячески приветствуя подобные усилия со стороны любых кавказских народностей.
Все так же уныло и скучно: двойные стандарты, шантаж, угрозы. Сколько раз это все было и сколько раз это все плохо заканчивалось. Историю не учит, а только наказывает за не выученные уроки. Наказывает, наказывает и наказывает, всех.
Наивный сепаратисткий романтизм, желание отыграться, желание возродить некогда утраченное "величие" приведет лишь к крови и новым страданиям.

Ну и в конце о хорошем и, от части, в снобском ключе. Окунувшись в эту историю, прочитав массу всего, что не стал переносить сюда или описывать своими словами я поразился всей этой, немного сказочной, футуристической истории, в которой для одних немыслимая трагедия, для других торжество исторической справедливости над воинственным, агрессивным соседом. Мне трудно высказать однозначное мнение. Тут и тоскливая жалость, и досада, на пострадавших в конечном итоге противниках моей страны, что равноправные с нами творцы своей беды, ещё с до русских времен. И ведь сколько раз в истории народы поступали подобным образом друг с другом! Можно закнуть жалость и сказать - ну ведь сами напросились, ведь сами скребли на свой хребет ...Но хочется примирения и, сам же понимаешь, что не будет ... что извечную христианскую привычку русских, при первой возможности проявить дружелюбие, по непонятной, невместимой нами какой-то нечеловеческой психологии расценивают, как слабость и повод нанести удар. Что наше терпение и нежелание конфликтов тоже упорно принимают за приглашение к нашему рабству. Понимаю, что мы сейчас слабы и разрозненны, но в итоге, как на пожар, мы отчаянно соберемся и, и как потом все это остановить?
Что в итоге мы всё опять зальем кровью своей и противников, зальем половину Кавказа, а может и весь. И все равно же отстоим то, что жизненно надо отстоять, хотя ну совершенно не хочется. Но не сделав это не желаемое в очередной раз, мы предадим и убьем свою империю, свою историю и смысл. Мы предадим этим и Кавказ, отдав его на растерзание "доброхотам" и проходимцам.

А пост о религиозной истории адыгов все же сделаю )

патриотизм, адыги, олимпиада, черкесы, история, национализм, империя

Previous post Next post
Up