Русские в КБР. Девятое письмо Владимира Каргина. Часть 2.

Nov 10, 2012 13:59

Оригинал взят у kon_budenogo в Русские в КБР. Девятое письмо Владимира Каргина. Часть 2.

3Общественные деятели о русском вопросе в КБР

Мне довелось слушать выступление Феликса Хараева осенью 1991 года, когда он баллотировался на пост президента КБР. Этот популярный в то время политик заявил, что надо брать пример с Эстонии и Латвии в решении русского вопроса в Кабардино-Балкарии.

Валерий Хатажуков считает, что в КБР следует создать кабардино-балкарскую политическую(конституционную) нацию и тогда будут сняты как русский, так и балкарский, казачий вопросы. Ему вторит в радиоинтервью Епифанцеву Ибрагим Яганов, что черкесским националистам надо объединяться с терскими казаками. Академик Петр Мацевич Иванов в ответ на статьи Ивана Ильинина разместил на сайте АПН.РУ статью «О «Черкесском Холокосте» и кавказских страхах. Опровержение». Статья из серии «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Михаил Михайлович Клевцов в «Записках атамана»  русскому вопросу посвятил целую главу. Кстати, когда он излагал свои идеи на съезде кабардинского народа, то ему не давали говорить, перебивали, шумели.

Заур Налоев коснулся русского вопроса в интервью прохладненской газете «Городок».

В прохладненской газете «Городок»(15 ноября 2000 год, №46) был напечатан ответ на это интервью.

«Купил газету «Городок» с откровениями Заура Налоева. Статья заставила задуматься и встревожила. Что это он решил напомнить о себе или кому это надо? Отдельные заявления Заура в статье считаю провокационными. Кто собирается притеснять людей по национальному признаку? И почему от этого особенно пострадают кабардинцы? От кого? В чем заключались насильственная русификация, неуважение к традициям горцев? В том,  что живем в братской семье народов России, что горцев научили писать и читать? Что появились национальные кадры во всех областях общественной жизни, потому что появилась сама республика, где каждый может говорить на своем языке. И кто сейчас мешает жить по своим традициям? Спустя 10 лет опять вылезает Налоев. Я спрашиваю: у него,  что плохо с памятью? Он забыл, что на митинге возле Дома Советов, который проходил не один день, были человеческие жертвы? Этот митинг организовал он и организация,  которую Налоев возглавляет. Десятки солдат были отправлены в больницу с тяжелейшими травмами. Их искалечило пьяное хулиганье, которое преобладало на митинге. Если бы их солдаты пропустили, то был бы чеченский вариант. А он этого не хотел, как утверждает в интервью? Может,  по совести надо было в газете извиниться хотя бы перед покалеченными мальчишками-солдатами? Перед ранеными милиционерами, которые стали инвалидами от рук людей, которых он привел на площадь?

Помнишь, Налоев,  как вы строем шли по проспекту Ленина к Дому Советов? Да на митинге выступали многие. Выступления были пропитаны ненавистью к русским и балкарцам. Вот только одна фраза из одного выступления: «Мы раздавим балкарцев как клопов, а с русских спустим шкуру как с медведя». Стоящий рядом Ахмед сказал тогда: «они сошли с ума». А ты, Заур Налоев, стоял рядом с «ораторами» и хлопал в ладошки. А рядом с тобой стояли Юрий Калмыков, Юрий Шанибов и прочие. А теперь через газету передаешь привет всем казакам, русским, прохладненцам и майчанам. Как это называется? И потом разве ты не знаешь, что казаки это те же русские. И не надо их умышленно разделять. Тогда у центрального входа в Дом Советов видел много русских милиционеров, явно не местных. Ахмед спросил двоих,  откуда они. Оказалось из Прохладного, Майского. Именно  они защищали главный вход от пьяных ублюдков,  и не дали захватить его. А не «Адыгэ Хасэ»,  как говорит Заур Налоев. Потому и не состоялся чеченский вариант. Когда пьяные молодчики пытались захватить БТРы, то Налоев уговаривал солдат сдаться и лично гарантировал им  жизнь. Вот такой был «мирный» митинг, организованный Налоевым. А кто подвозил пьяному сброду бесплатную водку? Налоев отлично знает кто. Толпа перестала Налоеву и Калмыкову подчиняться, они бросили митингующих и просто смылись.  Я стоял на ступеньках Дома Советов как раз тогда, когда Заур Налоев проходя мимо нас,  говорил Калмыкову, что за последствия отвечать не хочет. И они ушли. А кто же  ответил за эти преступления? Организатор митинга вы, Заур Налоев. Кто в Прохладном и Майском не видел и не слышал Налоева в те дни,  не дайте себя обмануть. После тех событий очень много русских уехало из республики. Уезжают и сейчас, так как в политику лезут такие как Налоев. Именно деятельность той «Адыгэ Хасэ» во главе с Налоевым привела к национальному расколу. Выступавшие  открыто угрожали русским и балкарцам. Думайте русские за кем идти».

4.Последствия холодной войны для русских и ситуация в КБР



Русский проект потерпел поражение в холодной войне  не в силу того, что был    неконкурентоспособен, а потому что холодную войну нельзя выиграть, если не знаком с законами и методами ее ведения. Если эффективно не противодействовать холодной войне, то проигрыш неизбежен. И его последствия-крупнейшая в мировой истории геополитическая катастрофа.

Травмированные навязанными образами русские находятся в подавленном психологическом состоянии, их принуждают к постоянному покаянию. И есть русские люди, которые с мазохистским наслаждением каются, бичуют себя, русскую историю, русский народ. Убеждают, что у них была неправильная история. У англичан, уничтоживших 40 миллионов индийцев,  правильная история. У немцев, французов и других, превративших Европу в кладбище народов,  правильная история. Вспомним историю племени чероки. Это племя стремительно модернизировалось. У чероки появились города, школы, больницы, они носили европейскую одежду. Был разработан на основе латиницы алфавит чероки. У этого индейского племени были свои Шоры Ногмовы и Умары Берсеи. И янки под корень уничтожили это племя, потому что у янки правильная история.

Есть в Нальчике занятный человек, Хаути Шериев. Единственный кабардинец, который вступил в партию Демократический союз. Это была первая политическая партия, открыто антисоветская и русофобская, созданная в начале перестройки. Основали партию Владимир Вольфович Жириновский и Валерия Ильинична Новодворская. Сейчас речь пойдет не об этом. Дело в том, что Хаути Шериев наиболее типичный представитель проамериканской и прозападной тусовки, которая оформилась в Нальчике. Серия вопросов к Хаути Шериеву.

Знает ли Хаути, что в USA 49 дотационных штатов и только один недотационный-Техас? Знает ли Хаути, что в Детройте бульдозеры сносят кварталы домов, из которых выселили должников? Знает ли Хаути, что против Обамы была демонстрация численностью 1 миллион 700000 человек, которую замолчали все мировые СМИ? Знает ли Хаути, что американцы массово закупают оружие, патроны, делают в домах запасы продуктов и питьевой воды, готовятся к полномасштабной гражданской войне?

Когда я услышал речи Хаути, то ироничная дама по имени История,  преподнесла мне сюрприз, опровергавший сказанное тогда соратником Валерии Ильиничны. В  разгар «парада суверенитетов» в СССР в другой ядерной сверхдержаве- США,  некая религиозная группа объявила государственный суверенитет на территории своей деревушки. Американская авиация сравняла большое здание, где укрылись поборники суверенитета,  с землей.

И я запомнил восторженную тираду одного кабардинца или балкарца по этому поводу на площади перед Домом Советов в Нальчике. «Вот за что я уважаю американцев,- говорил он,- за силу, наглость и уверенность в своей правоте. Они делают то, что русские с недавних пор разучились делать!».

Холодная война имела свои последствия и для Кабардино-Балкарии. Прежде всего, это поток русофобских высказываний, который выплеснули записные ораторы  на митингах начала 90-х годов. Потом русофобия стала расцветать в республиканских СМИ.

Псевдоисторики стали дружно интересоваться деятелями из Кабарды, которые клялись в верности России, а потом ее предавали. Полюбились псевдоисторикам кабардинские Мазепы!

В книге Касумовых «Геноцид адыгов» приводится такой пример. Рассказывается история князя Магомет-Мирзы Анзорова. «Его брат Хату в то время командовал конвоем Его императорского величества. Магомет имел офицерский чин. В предшествовавшем году он был членом кабардинской депутации, которая ездила в Петербург с изъявлениями верноподданнических чувств. Ему государь лично изволил вручить знамя для кабардинского народа. Он стоял на службе при начальнике центра Кавказской линии, которого местопребывание было в Нальчике.

В гостеприимном, радушном и чрезвычайно приветливом семействе князя Голицына Анзоров был обласкан и принят как друг дома. Красивый, ловкий, умный, этот молодой человек с первой встречи производил самое приятное впечатление и внушал к себе доверие. Такое положение его при главном начальнике в Кабарде давало ему возможность знать о всех распоряжениях правительства и местных властей, и, будучи по роду своему одним из самых влиятельных лиц в Кабарде, он мог следить за успехами пропаганды Шамиля и настроением умов в народе. В роковой день 18 апреля 1846 года он вечером играл в карты с князем Голицыным с видом полного спокойствия, как кто-то его вызвал. Он бросил своих партнеров и не возвращался. Впоследствии узнали, что ему была подведена лошадь, он ускакал прямо к Шамилю, о котором через несколько минут доложили князю Голицыну, что его с большим энтузиазмом приветствует народ в соседнем ауле в 9 верстах от Нальчика(с52-53)».

В истории много неоднозначного, особенно в истории кавказских народов. Другое дело,  на каких основаниях будет выстраиваться в концептуальном плане это событие.

Я помню как мой товарищ зашел к Шанибову в его штаб-квартиру и увидел как  кабардинец из Алтуда, что-то Шанибову объяснял по поводу статьи в прохладненской газете. Статья была с критикой кабардинских националистов.  И какая реакция была у Мусы Шанибова, одного из лидеров националистического движения.  Нетерпимость и неуважение к иной точке зрения.  Очень быстро в Нальчике осознали, что вожди демократов не демократы вовсе.  На наших глазах происходило рождение Нового Тоталитаризма в КБР.

И кое-что еще рождалось на моих глазах. Я помню, что в Нальчике среди преподавателей общественных наук все стопроцентно были правоверными марксистами.  И вдруг они стали превращаться в буржуазных националистов, которых всегда клеймили. Это напоминало сцену из фильма про вампиров. Когда на глазах  изумленной толпы у благопристойного джентльмена вырастали клыки!

5.Казачьи словесные формулы(«мы опора республиканской власти», «мы живем в национальной республике»)

Кабардино-Балкарское казачество выработало две словесные формулы, два лозунга-заклинания, которые олицетворяют казачью позицию. «Мы живем в национальной республике». Эта формула означает, что есть титульные народы и есть все остальные, меньшие братья, не титульные. И согласно этой формуле они должны находиться на вторых, третьих ролях.

Вторая формула «Мы опора республиканской власти». На практике это выглядит так.  Приезжает в Нальчик, Прохладный, Майский церковный иерарх, тут же выстраиваются для ритуала казаки. Объявляют какое-нибудь мероприятие и для казаков по сценарию расписаны дежурные  роли. Если надо продемонстрировать мир и согласие в республике, то приглашают профессиональных казаков.

6.Плохие лоббисты.

Как-то Никсон спросил одного из своих помощников «почему практически у всех общин США в конгрессе есть лобби, и только у русских нет». У евреев есть лобби, у поляков есть, у греков есть, и.т.д. Русских при Никсоне был 1 миллион в USА, а лобби не было. И ему ответили, что русские-это государственная нация, без мощного государства они пыль на ветру Истории.

7.Закон Лома и Закон Бумеранга

Почему в Кабардино-Балкарии первыми сдались этнократическому натиску нальчане, которые мечтали об активном участии в формировании структур гражданского общества?  Они поняли, что против Лома нет приема. И в КБР началось действие социологического Закона Лома. Того самого, против которого нет приема. Против лома нет приема! Суть этого закона можно объяснить так. Любое несогласие с общепринятой точкой зрения личное оскорбление. Другая точка зрения-подрыв молодой государственности. Есть правильное мнение и мнения неправильные, которым не место в КБР. Неправильные мнения надо искоренять.

Как-то рассказал об Андрее Епифанцеве знакомому нальчанину. Он сказал: Интересно все это. Потом надолго замолчал и выдал знаковую фразу: А ему еще по голове не настучали?

Начинается действие другого социологического закона- Закона Бумеранга.

Знакомый кабардинец поехал на заработки в Подмосковье. Там случайно встретился с бывшим нальчанином, только русским. У русского в Нальчике был бизнес, который ему не давали вести. Он уехал в Подмосковье и скооперировался с такими же бедолагами из северокавказских республик. Они не дали кабардинцу работать в Подмосковье.

8.Хотел бы я, чтобы нас так оккупировали

В Прибалтике очень много говорили на тему оккупации. Мне посчастливилось немного пожить в Литве и Латвии в начале 80-х годов. Я был в шоке от высокого уровня жизни, от работающей как часы экономики. Потом полистал экономико-статистические справочники СССР. Убедился, что РСФСР была супердонором для почти всех союзных республик, особенно для прибалтийских республик, не говоря о Грузии. Хотел бы я,  чтоб кто-нибудь нас так «оккупировал» как в свое время прибалтов, грузин.

9.Почему индийцы не предъявляют претензий англичанам?

Вот как на этот вопрос отвечает муж писательницы  Марии Арбатовой, он индийский принц, аристократ до мозга костей. Из книги «Дегустация Индии»:

-Шумит(имя мужа), есть организации, готовые вчинить Великобритании иск за колониальный ущерб. В какие суммы ты мог бы его оценить, как финансовый аналитик?-спрашиваю я. -Ты предлагаешь оценить упущенную выгоду задним числом. Какая была бы Индия, если бы там не было следов англичан, моголов, гуннов, и даже Александра Македонского? Риторический вопрос. Недавно одна исламская организация в Индии пыталась отсудить всю выручку от посещения туристами Тадж-Махала, мотивируя иск тем, что мол, император Шахаджахан  был мусульманин. Суд не удовлетворил иск.-Иски предъявляют не за то, что построили, а за то, что разрушили, уничтожили.-Зачем копаться в дебрях истории? Наша культура была бы бедней, если бы разные национальности не трудились в разные эпохи. Мне не нравится монокультура, она всегда нетерпима. А за счет скрещивания разных менталитетов мы стали только сильней и глубже. Я настаиваю на том, что англичане нам много дали, вернее, мы многое взяли у них, -упорствует Шумит.-Может вы говорите англичанам спасибо за все унижения и считаете, что вас не грабили, а просто окультуривали! Тогда может быть,  вы им за это заплатите? -Язык общения изменился в современном мире. Индия сегодня занимает второе место по инвестициям в английскую экономику, а самый богатый человек Великобритании-это сталелитейный магнат индус Миттал. Недавно он купил «Криворожсталь». Никто из моих родственников, принимавших участие в освободительной борьбе, не считал, что британцы нам должны».

Взгляд обывателя на этнократический вариант государственности

Самая главная проблема кабардино-балкарского общества-это проблема самоидентификации. Самоидентификации и этой территории, земли, края. И самоидентификации этих людей, народа.

Меня не волнует, что КБР имеет флаг, гимн, Конституцию, Конституционный и Верховный Суды. Что серьезные политологи пишут об этнократии в КБР, пишут достаточно аргументировано и убедительно. Меня волнует проблема самоидентификации. Лично я для себя ее решил так: я русский, гражданин России, часть складывающейся общероссийской политической(конституционной) нации. Моя большая родина-Россия. Моя малая родина-Кабардино-Балкария. Самые мои любимые города это Москва, Санкт-Петербург, Владикавказ, Нальчик, Кострома. О Нальчике можно слагать сюрреалистические поэмы и стихи, снимать фильмы в стиле Феллини и Иоселиани.

Здесь очень много осмысленных лиц и глобализация пока слабо затронула этот регион. Здесь очень жизнеспособные и динамичные люди, независимо от национальности. И  у них сложилась общая ментальность, что представляет колоссальную ценность.

Я определил свою идентификацию. А каково кабардинцу, который записал себя черкесом? Каково русскому, заявившему, что он по национальности казак? Я сочувствую тем, кто утверждает, что они живут на чужбине. У меня  есть родина, значит, мне легче.

Логика черкесских националистов проста. Выйдем из состава России и уровень жизни станет(автоматически) как в Болгарии. Выйдем из России,  и все начнут говорить на адыгских языках, начнется расцвет адыгской культуры. У адыгов появится национальный кинематограф, в школах начнут правильно изучать кабардинский, черкесский, адыгейский, сейчас его изучают неправильно. Приедут сюда несколько миллионов зарубежных черкесов,  и начнется новая жизнь, Адыгея не будет такой отсталой. Она отсталая, потому что большинство ее жителей русские. Изменится национальный баланс и это сразу же скажется на уровне жизни. Переведем алфавит с кириллицы на латиницу- адыги станут  европейским народом. Кстати, о допотопной, неевропейской кириллице. В Русской Польше было общественное движение за переход польского языка на кириллицу. Дело в том, что если польские слова написать кириллицей, то текст получается в два-три раза меньше,  написанного латиницей. Как вы понимаете,  польские националисты не допустили этого.

С турками будем дружить, как это делают грузины сейчас, говорят адепты Великой Черкесии.

Небольшое отступление. Действительно в Аджарии турки много строят, открывают предприятия. Но это рабочие места для своих граждан, грузинам остается все самое неинтересное и малооплачиваемое. И еще в Аджарии как грибы после дождя появляются все новые и новые бордели.  Туда завозят проституток из стран СНГ, преимущественно из Средней Азии. Сексуальная обслуга для турецких рабочих и турецких дальнобойщиков.

В этом году в Общественной палате РФ прошли слушания «Русские на Кавказе: мифы или реальность». Официальные лица выступили первыми и превратили в формальность и чиновничий отчет это мероприятие. Выступили и сразу ушли. Организатор слушаний тележурналист Шевченко тоже через некоторое время ушел. КБР представляли профессиональные русские.

Другая самая важная проблема-это морально-психологическое состояние общества. В атмосфере фальши, лицемерия и неискренности трудно сохранить здоровое и жизнеспособное в национальном менталитете. Что такое профессиональные русские или профессиональные адыги? Это попытка обойти решение серьезных вопросов жизни Кабардино-Балкарии.

Я уже писал, что есть силы заинтересованные в сомализации России, все делается, чтобы на окраинах нашей страны проявлялись сепаратистские настроения. Однако у России есть колоссальный запас прочности, который определяет ход нашей истории, многовековое сотрудничество народов России.   Еще не ушли в мир иной честные, порядочные люди. На них все держится. На самом деле в Кабардино-Балкарии нет почвы для сепаратизма и влияние антироссийских сил ничтожно.  К счастью, я живу в России.

Владимир Каргин

черкесы, Кавказкая война, Кавказ, Адыгея, империя

Previous post Next post
Up