Седьмое письмо Владимира Каргина Поляки и адыги

Nov 04, 2012 22:35

Оригинал взят у kon_budenogo в Седьмое письмо Владимира Каргина Поляки и адыги

Седьмое письмо предназначено для читателей блога Андрея Епифанцева. Симпатичны они мне, во-первых. А во-вторых, полагаю, что для той деятельности, которой занимается политолог и журналист Андрей Епифанцев необходимы развернутые отклики с мест, обратная связь.

Тема письма футурологическая, автор попытается понять, что ждет кабардинцев, черкесов, адыгейцев, шапсугов и сопредельные с ними народы в отдаленной исторической перспективе. Об этом варианте задумываются в республике.

Большим подспорьем для моих заметок  являются мысли уже, увы, умершего Сергея Кизюкова под названием «Польша и Чечня. Сравнительный анализ». Блистательный дипломат, яркий публицист и писатель, редактор «Русского Удода» Сергей оставил много ценных и пока невостребованных мыслей, которые необходимо творчески развивать и углублять. Друзьям удалось спасти после его смерти часть блога udod99(блог намеревались стереть), где можно найти эти любопытные записи. Сравнивая Польшу и Чечню Кизюков(один из его псевдонимов Вадим Нифонтов) показывает, какие исторические траектории возможны для российских народов в новейшей истории.

Он начинает анализ с  рассмотрения России как одного из гарантов Вестфальского мира, который сложился в середине 17 века в Европе. У сложившейся тогда системы международных отношений появляется своего рода «восточная скобка», некий «стабилизатор»(точнее страна, претендующая на такую роль в регионе от Вислы до Татарского пролива)-это Московская Русь, Россия. Южнее России турки и вообще мусульмане. Восточнее неизведанные с точки зрения Европы пространства(пусть русские их и осваивают). На северо-западе лежит Шведская держава, тогдашний региональный гегемон, выигравший от ослабления поляков. Логично столкновение на этом направлении России со Швецией. Победителем оказалась Россия.



Кизюков считает, что огосударствление русской православной церкви имело английский аналог: в Британии англиканская церковь была также огосударствлена, ее главой стал английский король. Кстати, При Петре I прощупывалась возможность объединения русского православия с англиканской церковью. Русский колониализм также аналогичен английскому, французскому колониализмам, другим европейским колониализмам,  с одной существенной разницей: русские жили хуже так называемых колониальных народов. И не потому, что они ленивые и глупые, а по иной причине-Россия была «империей наоборот», она отрывала от себя другим, в ущерб русским. Здесь уместно вспомнить послание предков современных ингушей царю Михаилу Федоровичу Романову, суть которого в том, что ты, государь, к своему народу относишься хуже, чем к нам и другим нерусским народам.

В системе международных отношений в то время появились крупные геополитические игроки как гаранты Вестфальской системы. Они играли цивилизаторскую роль, каждый исходя из своего проекта, будь то проект католический(Австрийская империя, Испания, Португалия), протестантский(Великобритания, Пруссия), православный(Россия), мусульманский(Османская держава).

Чтобы понять разницу, допустим, православного и мусульманского проектов, процитируем отрывок из книги отца и сына Касумовых «Геноцид адыгов». «Вот как проходила торговля адыгов с русскими на ярмарке, происходившей в Екатеринодаре в мае 1845:»В продолжение более недели непрерывные обозы арб и караваны вьюков тянулись от Кубани к Екатеринодару,-и закубанцы в значительных массах народа, безоружного, смирного, промышленного, работающего рисовались на первом плане ярмарки. Можно было сказать, что горцы, слагая с себя на кордонной черте оружие, делались совершенно мирными, промышленными. Всех их было на ярмарке до 10000 человек, в том числе заключалась четвертая часть немирных шапсугов и абадзехов: арб с закубанскими произведениями было более 4000. Сложная ценность привозного черкесского торга восходила до 13500 руб., отпускного-до 22500 руб. серебром.

Развитие торговли с русскими во многом изменило быт и хозяйство адыгов. Они стали охотно принимать у себя в хозяйстве всякое полезное нововведение, обучались различным ремеслам у русских, стремились к просвещению, обращались к русским за медицинской помощью. На примере кабардинцев видно, как развивались и укреплялись эти связи:»Кабардинцы особенно легко принимают у себя в хозяйстве всякое нововведение и, по общему замечанию, отличаются охотою к хозяйственным занятиям и стремлением к просвещению. Свободные жители губернии-казаки, отставные солдаты, мещане-ездят в Кабарду к князьям и богатым узденям на работы, строят им дома,  мельницы, конюшни, разводят сады, делают мебель, посуду и разные полезные вещи, жители с любопытством смотрят на их работу и слушают их наставления и замечания, удивляются уму и знаниям русских. Казаки безопасно ездят в Кабарду прививать оспу детям и взрослым, а народ сам не раз просил местное начальство о назначении ему постоянного оспопрививателя».

Иной характер носила торговля адыгов с Турцией и другими странами Ближнего Востока. Главными предметами турецкого экспорта служили изделия роскоши-золото, серебро, драгоценные камни, богато отделанное оружие, дорогие пряности, которые удовлетворяли потребности лишь узкого круга феодальной аристократии. Наиболее ходовым ценным товаром, вывозимым в Турцию, были рабы, а не продукты сельского хозяйства. «Торговля с восточными берегами Черного моря,-писал начальник Черноморской береговой линии Н.Н.Раевский,-снабжала рабами всю турецкую империю, работниками трапезундские медные рудники, рекрутами мамелюкское войскои женами восточные гаремы».

Почти все европейские путешественники, побывавшие на Кавказе в 18-19 веках, свидетельствуют о значительном развитии работорговли на черкесском побережье. Во все времена древняя Зихия, нынешнее побережье Черкесии и Абхазии были рынками работорговли; это длится уже тысячелетиями; можно сказать, что миллионы жителей были таким образом проданы и увезены в другие края,-«писал в 1833 французский путешественник Фредерик Дюбуа».

Особенно большой спрос на турецком рынке имели черкесские невольники. Стоимость девушки и женщины на месте их покупки, в Черкесии, колебалась обычно от 200 до 800 руб. серебром, после доставки их на Черноморское побережье турецкие работорговцы платили за женщину от 500 до 800 руб, за девушку- от 800 до 1500 руб. серебром. Цены на мальчиков при покупке на месте были также довольно высоки-от 200 до 500 руб. серебром.

В поощряемой турками работорговле были заинтересованы только эксплуататорские элементы адыгского общества, считавшие более выгодным сбыт рабов за море, чем непосредственную эксплуатацию их в своем хозяйстве. Работорговля являлась значительным тормозом в развитии производительных сил  Черкесии. По свидетельству литературных источников, торговые отношения Турции с Черкесией приносили адыгам «существенный вред, поощряя праздность и уничтожая всякую промышленность, основанную на труде».

«Работорговля, как отмечает В.К.Гарданов, «не только приводила к выводу из Черкесии и других областей Северного Кавказа лучшей по своим физическим данным части местного населения, но и являлась одной из главных причин феодальных набегов и междоусобиц, разорявших Черкесию. Адыгские феодалы считали пленных самой ценной добычей и нередко предпринимали набеги или затевали войны с соседними племенами, чтобы добыть рабов для продажи в Турцию». Вместе с тем он подчеркивает, что работорговля была «важнейшей экономической нитью, связывающей адыгских феодалов с Турецкой империей и во многом способствовавшей их политической ориентации на Турцию в первой половине 19 века».

Вернемся к анализу части текста Сергея Кизякова «Польша и Чечня. Сравнительный анализ».Мы берем только часть текста, проясняющего исторический вектор адыгов в новейшей истории.

Польша и Чечня-это главные внутренние противники российского имперского проекта. Кизюков считает, что и Польша, и Чечня мешали реализации православного имперского проекта России не без помощи геополитических противников России. Например, для англичан, турок это были естественные союзники. Он проанализировал антироссийские выступления в Польше и в Чечне и определил их почти синхронность в 19 веке. Если сравнить антироссийские выступления в Польше и выступления, прежде всего, закубанских черкесов, вполне возможно зафиксировать аналогичную синхронность с чеченскими и польскими антироссийскими выступлениями. Ведь подпитка этим выступлениям шла из Османской державы и Британской империи. Кукловоды у них были одни и те же, что доказано уже давно и основательно. Адыги геополитическим противникам России были интересны как пушечное мясо, как «постоянная головная боль Российской империи». Османы их использовали во внутренних территориях своей державы таким же образом.

Исследуя разделы Польши,  Кизюков приходит к обоснованному и аргументированному выводу, что все разделы Польши были навязаны ее геополитическими соперниками. Не прими Россия в них участия,  ее геополитическое положение было бы крайне неблагоприятным.  Да и продвижение России на юг, доминирование Российской империи на Кавказе,  объясняется сходным образом. Если бы Россия не обезопасила свои южные рубежи от «набеговой экономики» горцев и враждебных вылазок союзников Высокой Порты, то геополитическое положение России значительно бы ухудшилось, возможно,  привело бы к гибели российской государственности. Решался вопрос «кто кого». Или мы будем доминировать, или они.  Кизюков доказал, что Россия до последнего сопротивлялась включению Польши в состав империи. Однако логика геополитического соперничества толкнула ее на это включение. При этом Польша, как и Финляндия, стала привилегированной частью империи. Поляки получили не только широчайшую автономию, но и Конституцию, что раздражало декабристов, видевших в этом унижение русского народа. Получили привилегии и «мирные горцы», интегрированные в империю. Оставшиеся на родине адыги получили большие земельные наделы. Кавказское дворянство, как и польское, было приравнено к российскому дворянству.

Что касается включения северокавказских земель в состав Российской империи, то в имперских верхах также не было единства в этом вопросе. Кизяков указывает на нереализованный план Павла I создать независимое Кавказское государство, равно удаленное от Персии, Турции и России. Вскоре выяснилось, что кавказские народы к этому не готовы и России следует их подготовить к обретению государственности, потратив на это огромные материальные  ресурсы, кадры, труд не одного, двух десятилетий. Россия готовила их к независимости неосознанно, как бы случайно, не надеясь в будущем получить благодарность за свою цивилизаторскую деятельность. Такой благодарности в истории не бывает. Часто за цивилизаторскую миссию ненавидят и проклинают, а то и облыжно обвиняют в геноциде, как это происходит каждый год 21 мая.

Продвижение России на северокавказские земли объясняется также государственной политикой «защиты православных и восточных христиан». И такую защиту, всестороннюю помощь армянам и грузинам Россия оказала. После включения этих народов, а также северных азербайджанцев,  в состав Российской империи,  их численность неуклонно возрастала и своего пика достигла во времена СССР. Не дождетесь слов благодарности за это от современных конструкторов «теории геноцидов кавказских народов». Высказывается идея: вслед за геноцидом черкесов надо признать геноциды других северокавказских народов.  Об этом  рассказал  Шмулевич, сославшись в своем блоге на беседу с информированными грузинами.

Кизюков видит в истории взаимоотношений России с Польшей некую матрицу, пригодную для объяснения отношений с другими российскими народами. «В истории с Польшей прослеживается такой вот интересный исторический график:

1.Не хотели включать в состав империи, а намеревались контролировать извне, поскольку Польша была «фактором беспокойства». 2. Из-за побочных причин были вынуждены включить ее в состав империи, очень осторожно, на правах широкой автономии. 3. Из-за внешних влияний были вынуждены отменить автономию. 4.Из-за последующего, руководимого зарубежными центрами, восстания, подавили все остатки автономии и прибегли к попытке ассимиляции, хотя могли решить вопрос менее ординарно и более неожиданно.5.В ответ получили рост национального самосознания, хотя частичная ассимиляция имела успех. 6. Вынуждены были восстановить ряд автономных прав.7. Неожиданный крах империи вызывает восстановление независимости Польши.8. Польша опять становится фактором беспокойства на западных границах.9. Польшу опять делят. 10. После 1944 года,  наконец находят единственно правильное решение, которое напрашивалось еще 80 лет назад. Не исключено, что Сталин читал заметки на эту тему, хранящиеся в архивах МИДа.11. Система достаточно стабильно существует 45 лет.12. Неожиданный крах Советской империи приводит к короткому периоду независимости и затем к полному переходу Польши под контроль Евросоюза. Система «зависимой демократии» восстанавливается, но уже под другим знаком. 13.Образуется новое пространство.   В качестве факторов взаимного беспокойства выступают Украина и Молдавия. Теперь именно они становятся тем самым «играющим судьбы», как раньше Речь Посполитая. Однако наличие сильной Европы значительно снижает их негативное влияние на регион. 14. Аналогичная проблема  обозначается и на юге России. Натиск внешнего мира на Московию меняет вектор. Точка противостояния переносится туда.

В сухом остатке получаем следующее за 200 лет: Польша из архаического, феодального хаоса преобразована в национальное государство, соответствующее всем современным демократическим критериям.

Кто это сделал? Это сделала Россия, в том числе советская, отчасти, даже ельцинская. Что означает это в историческом масштабе? Полное решение проблемы стабильности в Центральной Европе и в ближайших окрестностях на десятилетия вперед. Сколько стоят такие услуги на мировом рынке? Очень дорого, они вообще-то называются европеизацией и модернизацией, если кто не знает. Что получила за проделанную работу Россия? Шиш с маслом и мощный пинок под зад. Почему? Потому что не осознавала, что на самом деле совершает. Случайно вышло».

Разумеется, сравнение адыгов и поляков хромает. Разная у них история, численность, принадлежат они к различным цивилизационным типам. Однако в современной Кабардино-Балкарии прослеживается ряд тенденций, сближающих наш регион с Польшей. Польша, как и Грузия, видится некоторой части адыгской элиты образцом для подражания.

Поляки муссируют тему Катыни(есть много фактов убийства поляков в Катыни немцами) и всячески замалчивают тему истребления около 80000 пленных красноармейцев. И определенная часть элиты адыгов использует тему так называемого геноцида. При этом замалчиваются эксцессы «набеговой экономики», ужасы той системы, в основе которой работорговля.

Национальное польское государство имеет этнократические черты, правда, в мягком варианте, а не в жестком, грузинском.  И в современной Кабардино-Балкарии серьезные политологи прослеживают этнократические тенденции в развитии кабардино-балкарской государственности. Польская интеллигенция известна своей русофобией, но и часть адыгской интеллектуальной элиты этим  отличается.  Почитайте книгу Мадины Тлостановой(Дины Дамиан) «В этом мире-я прохожий». Она мастерски и  яркими художественными средствами изобразила русофобские настроения нальчикских интеллектуалов.

Поляки мечтали приткнуться к религиозно и духовно близкому Патрону(Евросоюзу) и их мечта воплотилась в действительность. У Польши получилось.  Но и среди некоторой части адыгской элиты существует пиетет по отношению к Турции, как вероятному Патрону в случае ухода России с территории северокавказских республик, прослеживается идеализация  роли Турции в мировой истории(смотрите учебник Хотко).

Огромная роль России в европеизации и модернизации Кавказа замалчивается. Заявление «К сожалению, я живу в России», не вызывает негодования у людей с паспортами Российской Федерации, за редким исключением.

Кизяков пишет, что Европа заставила Россию отшлифовать Польшу и сдать ее в Евросоюз и НАТО. На юге сейчас происходит тот же процесс. Русские занимаются модернизацией Северного Кавказа, занимаются  с одной единственной перспективой: этот регион,  в конце концов,  войдет  в  региональный вариант ЕЭС, другое подобное ему геополитическое образование.

Изготовившим это к столу глобализма русским спасибо никто не скажет. Будут обвинять в имперской психологии. Кизяков увидел в России своеобразный штамповочный пресс, из которого вышло несколько десятков национальных государств.

Россия штамповкой национальных государств занимается с середины 17 века, когда она стала проводить модернизацию, реализовать национальный вариант проекта Модерн. По мысли ученого,   процесс «штамповки национальных государств» продолжается и в путинской России, особенно яркий пример-кадыровская Чечня.

«Начиная с 1648 года и заканчивая 1991 годом Россия осуществила над огромными пространствами, которые ее окружали,  три операции. Назовем их условно. Спасение православных. Спасение славян. Спасение угнетенных от эксплуатации. Конечным результатом каждой операции неизменно становилось создание все новых и новых независимых национальных государств. В старой классификации-буржуазных. Все Балканы, вся Восточная Европа, все Закавказье, вся Средняя Азия. Это какой-то триумф оголтелого плюрализма! Россия приходила, создавала государственные структуры под ключ или косвенно заставляла таковые создать. И уходила. Часто с позором. Смешно, не правда ли?

Но давайте,  сравним Афганистан и Пакистан, которые курировали англичане. И любую из наших среднеазиатских республик с точки зрения модернизации. Я думаю,  что это риторический вопрос. Россия за 350 лет деятельности на ближайших пространствах наштамповала более чем два десятка независимых государств, вполне европейских по своему генетическому коду. Потому что даже Туркменбаши по сути европеец. Диковатый, жутковатый, политически отсталый, но вполне себе европеец на уровне того же Муссолини. Турки после 1991 года сунулись было европеизировать Среднюю Азию, пережившую 70 лет «советского гнета». Да не тут-то было. Выяснилось, что это казахам с узбеками надо ехать европеизировать турок. Огромные территории благодаря странной русской политике восстали из исторического небытия».

Хотел бы по памяти процитировать высказывание Раббани. Это бывший полевой командир моджахедов и даже президент нового, исламского, не талибанского Афганистана. Он сказал примерно следующее: «Какие мы были дураки, что воевали с русскими. Русские для нас строили институты, больницы, школы, лечили наш народ от опасных болезней. А мы с ними воевали. Нам надо было с ними дружить».

Владимир Каргин

адыги, Кавказ, империя

Previous post Next post
Up