Оригинал взят у
na_shpilke в
"Костюмные" понедельники: сильные женщины "Игры престолов" IIЛовлю за хвост первый ноябрьский понедельник, чтобы успеть с публикацией очередного "костюмного" поста. А он [подобно
своему предшественнику с прошлой недели] опять посвящен тем героиням "Игры престолов", которые оказались вне категории традиционных женственных персонажей, ибо в силу собственного выбора или обстоятельств, в их жизни есть место воинственности и откровенной силе. И если предыдущий пост был посвящем героиням северных широт, то сегодня мы будем двигаться к южной границе, где понятие воинственной женственности принимает совсем иной облик.
Как мы с вами уже успели увидеть [в
предыдущем посте], сила северных женщин и склонность к воинственности - не выбор, но скорее необходимость, результат жизни в тяжелых условиях, где суровый климат не делает скидку на слабый пол. Во многих смыслах это вынужденное равноправие. И это равноправие и "равносилие" северянок подчеркнуто в их костюмах - они либо мало чем отличаются от мужской одежды, либо активно заимствуют мужские элементы, дабы образ транслировал откровенную крепость, силу, способность выживать в тяжелых условиях и защищать себя и своих близких:
И совсем иной посыл читается образах сильных южанок, что демонстрируют костюмы троицы Песчаных Змеек:
Воинственные сестры Сэнд (в русском переводе Песчаные Змейки) рождены и выросли в жарком климате, будучи [пусть и незаконорожденными] дочерями принца. Так что в отличие от северных амазонок, их жизнь далека от вынужденной борьбы с климатом и природой, когда недостаток выносливости и физическая слабость могут легко стоить жизни, будь ты женщина или мужчина. Кроме того эти девушки воспитывались в культуре Дорна - самого либерального из всех королевст, где равенство мужчин и женщин продиктовано не постоянной борьбой за выживание, но сексуальной раскрепощенностью и отсутствием строгой средневековой морали.
Так что сильная женщина королевства Дорн это не необходимость, но выбор. А это значит, что в своей силе южанке совсем не обязательно во всем копировать мужчин, и сила в женском образе не отрицает чувственность и сексуальность. Именно этот посыл художники по костюмам стремились воплотить в образах Песчаных Змеек. Что, правда, привело к самой ярой критике в адрес этих костюмов, но обо все по порядку...
Костюмы Песчаных Змеек создавались, в том числе, с целью показать зрителю, что означает быть сильной и независимой женщиной в Дорне. В отличие от костюмов северянок, наряоды сестер Сэнд куда более легкие, открытые, откровенные вплоть до соблазнительности.
Конечно, с одной стороны, перед нами образы девушек, профессионально владеющих оружием и ведущим независимый и фактически мужской образ жизни, что несомненно находит отражение в их костюмах. Мы видим, что на каждой из них подходящие для верховой езды кожаные штаны (*пожалуй, главный символ мужественности, а на женщине - независимости, равноправия, своеобразного средневекового феминизма) и закрытая a-la мужская обувь - высокие сапоги с агрессивными загнутыми мысами (чья форма также напоминает восточную обувь, т.к. восточное влияние в общем прослеживается в костюмах Дорна). Однако вместе с этим...
Жаркий климат позволяет этим девушкам носить шелковые туники - выбор материала, подчеркивающего, в том числе, происхождение из богатой семьи, из тех, кто может позволить себе дорогие и изысканные материалы. Плюс, в образах Змеек доминируют коричневый и оранжевый цвета. Во-первых, это цвета пустыни и песков (*ведь именно "песок" означает их фамилия "Сэнд", откуда и идет имя Песчаные Змейки), а во-вторых, это характерные цвета их отца принца Оберина:
Также с отцом, чье прозвище было Красный Змей, девушек связывает [помимо имени] обилие "змеиной" символики в нарядах: от кожаных браслетом, поясов и ремней до боевых нарядов, являющихся женской версией военного костюма Оберина:
Костюмы каждой из сестер Сэнд, равно как и типажи изображающих их актрис, подобраны так, чтобы подчеркнуть не только общее, но и различия между ними.
Что касается типажей, то все три актрисы имеют характерный "южный" колорит и черты с экзотическими нотками. Но вместе с этим каждому их лиц свойственна несколько иная геометрия (при том, что ни одно из лиц не является откровенно плавным/мягким) и соответственно, иной "заряд", исходящая от внешности энергетика:
Так, в троице имеется самая крепкая и воинственная из сестер, продолжающая носить полный боевой костюм даже тогда, когда не предвидится битвы. Она больше других сестер, чувствует себя в первую очередь войном, и только потом женщиной. Поэтому её образ в этом отношении сдержан, лишен чувственности и стремления выглядеть сексуальной. Из трех Змеек, это самый явно мужской/"ян" образ. И это впечатление, во-первых, поддерживает выбор оружия (копье, как у её отца, но также своего рода мужской символ), а также типаж актрисы, чье лицо, по сравнению с другими сестрами Сэнд, полностью лишено мягкости, плавности:
Зато две другие сестры Сэнд постоянно соперничают "кто на свете всех милее" и соблазнительнее. Поэтому если им не предстоит битва, обеих девушем мы можем увидеть в легких туниках, обнажающих руки, грудь, плечи:
Присмотритесь к деталям каждого из этих образов и вы увидите весьма занимательную вещь - посредством разных силуэтов, причесок и типажей каждой из двух героинь художники по костюмам по сути создали воинственные версии двух типов женственности.
С одной стороны имеем более традиционный приталенный силуэт, где за счет широкого пояса на талии образуется более пышная "юбка" a-la New Look:
И в дополнение к этому глубокое декольте, длинные волосы и более мягкие черты лица актрисы, так что в результате получается женственная амазонка. И даже её оружие - гибкий кнут, описывающий плавные линии:
Ну а с другой стороны у нас образ с заниженной талией a-la силуэт 20х, короткая стрижка и гаминные черты лица - амазонка-"гарсонетка" с соответствующим "зарядом" облика, более задорная, хулиганская и взрывная. И определенную "гаминность" можно углядеть также и в оружии её выбора - кинжалы, т.е. "младшие братья" меча (подобно тому как гамин это женщина-подросток):
И вместе с этим объединяет данные образы то, что в том числе вызвало в их адрес немало критики - их откровенность и сексапил, превращающие Песчаных Змеек в сексуальных амазонок из порнофильмов. И хотя, если разобраться, художники "Игры престолов" имели все основания идти в этом направлении, ведь Змейки - южанки из Дорна, региона, знаменитого своими раскрепощенными нравами, подобную критику можно объяснить чрезмерной растиражированностью этого образа, сочетанием сексапила и женской силы. Достаточно вспомнить несколько особенно знаменитых примеров, среди которых воинственная (и всегда полу-ображенная) Зена и крепкая и широкоплечая (но тоже полу-обнаженная) рыжая Соня:
Люси Льюис в образ Зены
"Зена - королева воинов"
Бриджит Нельсон в образе Сони
"Рыжая Соня"
На этом фоне особенно контрастно выглядит еще одна сильная женщина "Игры престолов" - Бриенна Тарт, женщина-рыцарь в буквальном смысле этого слова. Поэтому большую часть времени мы видим Бриенну в рыцарских доспехах, делающих максимально правдоподобным её статус женщины-воина.
Несколько интересных деталей в контексте доспехов Бриенны. Во-первых, в первой части сериала доспехи светлые, золотого цвета (что очень подходит светлому "весеннему" колориту актрисы), а позже их сменяют более темые латы, как бы знаменуя смену в настрое и героини - от исполнения её мечты в образе рыцарства в свите её любимого принца до обвинения в его убийстве и поиске мести:
Однако кроме этого интересен "крой" золотистых доспехов Бриенны и то, как взаимодействуют здесь костюм и внешность, и какой это дает результат. Латы героини похожи здесь на панцирь насекомого, что особенно актуально для этого персонажа, всю свою жизнь стремящейся спрятать свою женскую сущность и ранимость за непробиваемые латы.
Этот мотив повторяется и в "штатском" костюме Бриенны, когда она одета в плотную кожу (более плотную, чем её собственная, не способная выдержать унижений и насмешек) и плотно зашнурована - шнуровка, как и широкий пояс, является мужским элементом одежды, что подчеркивает, что в стиле героиня предпочитает имитировать мужчину, и также символизирует её стремление спрятаться за плотным панцирем и таким образом казаться сильнее.
Это особенно очевидно, т.к. данный костюм художники выбрали для Бриенны для контраста с костюмом Маргери, которая как раз носит очень открытые наряды, которые как будто делают её более уязвимой, но на самом деле подчеркивают, наскольео эта героиня уверена в себе и не нуждается в панцире:
Интересно, что нам доводится увидеть Бриенну в наряде, напоминающем платье. Редкий для этой героини момент, когда она не стремиться спрятаться, но очевидно поэтому платье глухо закрытое, не оставляющее открытым ничего кроме лица, из плотного и грубоватого материала и подпоясанное широким мужским поясом.
Этот наряд можно назвать отражением женственности Бриенны - грубоватой, шероховатой, неизящной, но вместе с этим в образе присутствует простота, скромность, бесхитростность. Кроме этого наряд светлого голубого цвета, что можно интерпретировать либо как напускную холодность (ведь именно здесь героине придется притворяться и прятать от окружающих свою любовь к мужчине), либо как наивность и невинность, какой является Бриенна-женщина, а не Бриенна-рыцарь.
Такую женственность представляет нам Бриенна, однако не актриса, изображающая её, чьи женственные образы могут оказаться для многих настоящим сюрпризом! Однако об этом я расскажу в следующем посту уже на днях, так что stay tuned, ибо продолжение следует...
На сегодня у меня все. А если вы только что пришли или что-то пропустили, то предыдущие разборы других героинь можно найти в моем Жжурнале по тэгу
ИграПрестолов.
И уже по традиции, небольшая просьба ко всем, кому нравится эта серия постов о костюмах "Игры престолов": будет здорово, если отличную работу художников по костюмам (и результат) смогут оценить многие поклонники этого сериала. Поэтому буду благодарна всем за репост этого и других "костюмных" постов, в том числе в сообществах и соц.сетях, посвященных "Игре престолов" (здесь в ЖЖ, в FB, Vkontakte и др.). Спасибо!