Археология Вестернбурга. Очередной выпуск

Oct 28, 2019 00:49




тот сезон с археологическими поездками особо не задался, по ряду объективных и не зависящих от меня причин, влекущих за собою хлопоты и заботы. Можно сказать, что с мая месяца, в общем-то, и не было больших археологических поездок, и лишь немногочисленные локальные вылазки время от времени оживляли мой неархеологический досуг. Тем не менее, похоже, что лето уже заканчивается, и пришло время традиционно отчитаться перед друзьями и читателями о новых поступлениях в хранилища моего Вестернбургского Музея Противоестественной Истории.

Начну с самого дорогого и ценного. Конечно же, это гвозди. Старинный кованый гвоздь - это не только приятный и желанный для каждого истинного археолога археологический предмет, но и исключительно полезная вещь в хозяйстве, имеющая массу самых разных применений, кои все и перечислить-то невозможно. Гвоздь можно вбить в стену, повесить на него картину или книжную полку, им можно царапать любые надписи и рисунки на любой поверхности. Им можно колоться и проковыривать дыры. Гвоздь можно положить на рельс перед приближающимся поездом и, таким образом, сделать нож или даже кинжал. С помощью гвоздей можно устроить неплохое электрическое замыкание или наказать восставшего гладиатора. А как приятно просто держать добрый кованый гвоздь в руке! Почти все старинные гвозди похожи один на другой, но никогда не повторяются. Так что Маяковский, когда написал в своей поэме лозунг "Звездить и - никаких гвоздей!", был однозначно не прав.


Ещё одна разновидность гвоздей - это скрепы. По сути, те же гвозди, но - снабжённые широкими шайбами и заклёпанные с обоих концов. Они использовались при строительстве инженерных конструкций в качестве арматурного бондажа.
Вот эти - найдены на старом затерянном среди лесов селище 14-15 века.


Довольно интересный средневековый ключ винтового типа. Возможно, он открывал хитроумный замок. Или с его помощью заводили механический самоходный капкан.


Вот такие железные штуковины я находил неоднократно; очередная выкопалась и этим летом. Изначально они идентифицировались, как кресала для добычи огня. Но археология как точная наука не стоит на месте, и сейчас я уже точно знаю, что это - стопор тележного колеса. Проще говоря, эти штуковины удерживали колёса на деревянной оси, чтобы те не могли соскочить.


Гильза от мелкокалиберного винтовочного патрона 5,6х15 мм .22 Long Rifle. В годы моей юности такими мы стреляли из винтовок в огневом тире, который был в подвале нашей школы. В то время я совершенно не умел стрелять и постоянно мазал мимо мишени. Удивительно, как меняются люди.
Эта гильза не старая. Из ея маркировки очевидно, что патрон был изготовлен ОАО «Восток» по заказу фирмы «Lapua». Никакой археологической или научной ценности она не несёт, но я взял её для своей гильзотеки. У меня уже собралась довольно обширная коллекция.


А вот - просто замечательная копеечка Петра Алексеича, выпущенная в 1700 году на Старом денежном дворе (тот, что был на улице Горького рядом с Мосгосдурой). Удивительно, что она прекрасно сохранилась, при том, что лежала она на довольно раскатанной дороге точно посередине колеи на глубине не более сантиметра. Копать бы я там не стал, потому как, во-первых, на дорогах всегда очень много звенящего мусора, а, во вторых, всё, что там находится, обычно за века беспощадно разбивается копытами и колёсами. Да и сами рабочие дороги калечить - грешно и недостойно цивилизованного человека. Я просто наугад несильно ткнул по исходящему сигналу кончиком штыка и в отскочившем кусочке глины оказалась эта чешуйка. Такие вот бывают исключения.


Две плохо сохранившиеся совершенно нечитаемые старые гильзы довольно редкого калибра 9х24 mm от неопознанного пистолета. Больше всего по габаритам они подходят к австро-венгерскому "Steyr", но не факт, что они от него. И, скорее всего, это - что-то другое.


Очень хороший медный крестик, ещё домонгольский, XII-XIII века. И сохранился очень хорошо, несмотря на торфяные болота вокруг.


Ещё один патрон. На этот раз - итальянский "Веттерли-Витали" производства Societa Metallurgica Italiana, Campo Tizzoro. 1917 год. Пулю, чтобы воткнуть её обратно в гильзу, пришлось поискать по осеннему лесу. Она нашлась километрах в полутора.


А это - остатки охотничьего патрона Московского Дроболитейно-Патронного завода. Завод выпускал патроны с 1906 года до 1930-х гг.


Пули от всякого нарезного оружия. Если они не совсем ещё сгнили, я забираю их с собой и чищу, т.к. ими можно отлично стрелять из шнеппера вместо штатных стальных шаров. Но это - другая тема; когда-нибудь я напишу об этом отдельный пост.


Чешский диргем. Крупная средневековая монета из листового серебра, отчеканенная в г.Корде (или Кордове?) Интересно было бы узнать её судьбу и то, как она оказалась в наших лесах.


На монете видна хорошо читаемая надпись на чешском, означающая, что монета действительна на всей территории Чехословакии.

Остатки старинного циркуля, вероятно, оставшиеся от одного из первых географов, пытавшихся начертать на глобусе карту нашей необъятной Родины. По всей видимости, географ не закончил своего труда - волки ли или дикие собаки его загрызли, медведь ли заломал, убили ли его разбойники или гайдуки Емельки Пугачёва - про то нам неведомо. Географ сгинул, а географический циркуль его остался. Хотя и не весь, а только правая ножка.


А это что такое?


Сперва я решил, что это - разновидность конины. Тем не менее, вид её был необычен. Всю конину, попадающуюся в наших широтах, я давно уже знаю, так сказать, "в лицо", она повторяется и отлично сортируется по типажам. А подобная привеска попалась мне впервые. По виду она напоминала изделия финно-угров, прежде населявших наши места. Пришлось немного покопаться, дабы определить принадлежность изделия. Оказалось, что это - накладка-подвесочка от средневековой сумки-калиты. Вот - она же, уже очищенная от многовековых слоёв исторической грязи.


Поясная пряжка XVIII века.


А этот кружочек с дырочкой - т.н. средневековое пряслице.


"Т.н." - потому что, несмотря на то, что этот предмет традиционно называют пряслицем, до сих пор точно не известно его назначение и по этому поводу ведутся споры.
Дело в том, что эти кружочки с дырочками посередине, сделанные из самых разных материалов, попадаются в огромных количествах, явно превышающих надобность такого количества прясел для средневековых прях. Например, на раскопках в Господине Великом Новгороде их было найдено несколько десятков тысяч. А, учитывая, что Новгород был центром торговли, существует версия, что эти кружочки - не пряслица, а костяшки от счёт. Вполне возможно.
У меня это пряслице - первое. Оно так окислилось, что по виду выглядит как будто сделанным из камня. Но прибор не обманешь, он говорит, что это - цветной металл. Бронзовый сплав, скорее всего.

Очень загадочная старинная фигурка, изображающая с одной стороны короля, а с другой королеву. Скорее всего, это была ручка королевской печати, набалдашник скипетра или навершие от короны. Это - великая археологическая загадка, пока не раскрытая.


И - самая последняя из находок. И самая интересная. Большая свинцовая печать.


При её отмывке и последующем изучении оной, в центре печати была обнаружена звезда Давида. Также на печати сохранилась хорошо читаемая надпись "МОСКВА".


Нет сомнений, что это - великая печать легендарного царя Соломона, которой он пропечатывал самые важные документы и даже всемогущих джиннов мог запечатывать в кувшины и лампы так, что они не могли оттуда выбраться.

"Где Соломон и где Москва?" - возможно, насмешливо возразит какой-нибудь "неверный Фома" из скептически настроенных читателей и будет совершенно неправ. Потому как подобные находки уже находили в Москве. Например, в пятидесятые годы прошлого века некий пионер Волька, купаясь в Москве-реке недалеко от Белого Дома, однажды нашёл целый кувшин с джинном внутри, также запечатанный печатью царя Соломона. Эта история хорошо известна, и в своё время об этом много писали в "Пионерской правде".

пли!, конина, кино, пуля, пломба, археология, пробка, монета, гвоздь, пряжка, крест, ключик-замочек

Previous post Next post
Up