О бонбах батьки Махно, тёрках и крикетных шарах

Oct 17, 2015 23:24




огда несколько лет назад удосужился я посмотреть мини-сериал "Девять жизней Нестора Махно", обратил я внимание на один возмутительный, на мой взгляд, киноляп. В первых паре серий, посвящённых ранним годам жизни Нестора Иваныча - когда он ещё не занимался политикой, а был простым деревенским бандитом - бандиты для подрыва сейфов и при проведении прочих террористических шоу, использовали примитивные бомбы в виде чугунных шаров с поджигающимися фитилями. Я счёл это грубой ошибкой и приписал эти бомбы к фантазиям постановщика: действительно, даже имея свою кузницу, очень трудно кустарно изготовить пустотелый чугунный шар, тем более неоправданен такой труд для такой примитивной цели, как взрывное устройство. Террористы-бомбисты конца XIX - начала XX века успешно применяли для таких целей самые разнообразные предметы, например - металлическую посуду. Тот же вождь мирового пролетариата, дорогой наш дедушка Ленин, находясь в эмиграции, в своих письмах в Россию всячески одобрял действия бомбистов, рекомендуя для этой цели покупать чугунные чайники и для большего поражающего эффекта начинять их гвоздями и прочими скобяными изделиями.
Учитывая, же, что бомбы бандитов Махно, по сути - провинциальной шпаны, были не только самостоятельно изготовленными специзделиями, но и все представляли собой аккуратные правильной формы металлические шары, к тому же - одного стандартного размера, это казалось совершенно невероятным. Как бы они их делали?

Но всё оказалось не так просто...

Появившись ещё в средневековье, первые гранаты практически без изменений просуществовали до сражений Первой Мировой войны. Они представляли собой чугунный шар с фитилём, наполненный чёрным порохом или аммоналом. Фитиль поджигался, после чего граната (тогда она ещё называлась "гренада") незамедлительно бросалась в сторону врага. Для данного действа требовалась изрядная сила - как физическая, так и духовная; большой рост также способствовал увеличению дальности броска. Поэтому в гренадёры брали не абы кого, а мужей богатырского сложения, и представляли собой они особую элиту в войсках всех европейских стран.



Поэтому, когда я год назад нашёл в Измайлово первый такой осколок, я принял его за фрагмент гренады времён потешных войск Петра первого или последующего XVIII века, тем более, что рядом по соседству были найдены ботфортная пуговка и медная денежка времён Анны Иоанновны.



Потом наступила зима, и я благополучно забыл об этом: зимой не до археологии. Недра замерзают так, что не прорубиться никаким инструментом, их покрывает снег и лёд, а посему и потехи зимой другие - ваяние снеговиков, взятия снежных городков, новогодние ёлки и охота с рогатиной на белых медведей, которые по морозу наведываются в наш город из Заполярья.
И лишь по весне, где-то в апреле, когда вновь стала обнажаться земля, выбравшись на одни из первых раскопок - ещё совсем недалеко - почти сразу вырыл я из земного шара другой шар - поменьше, железный и весь ржавый.


Поначалу я принял его за пушечное ядро, но, когда частично сбил с него ржавчину, обнаружил, что одна сторона шара имела плоский участок, и из него торчала этакая железная пумпочка. Стало ясно, что пумпочка - это взрыватель. Это было печальное открытие, поскольку такую находку нельзя было брать с собой - мало ли, что у неё на уме?
Ограничившись фотосъёмкой найденного предмета на мобильный телефон, я торжественно похоронил его под старым пеньком и поехал прочь.

Позже, пошерстя интернет на предмет гранат такой формы, я узнал для себя много нового.
Оказывается - это английская граната конструкции некоего Лемона (по некоторым версиям именно отсюда "выросли ноги" у жаргонного русского названия "лимонка" ряда ручных гранат).
Когда началась Первая Мировая война, армия Антанты стала испытывать огромную нужду в индивидуальной "карманной артиллерии" - имеющихся в войсках гранат катастрофически не хватало.
По конструкции своей и принципу работы она представляла собой всё те же средневековые гренады: шар-порох-фитиль. Детонатор этой гранаты не имел каких-то мудрёных механизмов - по сути, это была "охотничья спичка", которую солдат поджигал, чиркая ей о специальную шкурку, пришитую к рукаву гимнастёрки. Прессованный порох воспламенялся, огонь через несколько секунд добирался по трубке до пороха внутри корпуса, воспламенял его, и гренада с грохотом взрывалась. Головка запала закрывалась специальным колпачком для защиты от сырости, а картонная манжета защищала порох внутри от искр во избежание предварительного срабатывания. Иногда детонатор заменяли обрезком бикфордового шнура, просто поджигая его. Соответственно данный запал по принципу работы назывался "тёрочным", в просторечье - "тёрка".
Граната была очень ненадёжна, но - проста и позволяла заткнуть дыру в дефиците боеприпасов - английские заводы выпускали их суммарным тиражом, превышающим 200 тысяч штук в неделю. Выпущенная в 1915 году, граната официально называлась "граната №15". У солдат она получила название "крокетный шар". Интересно, что данные гранаты могли применяться в качестве зарядов для пращи, что было актуально в начальном периоде Первой Мировой войны.
Изначально шаровые гранаты показали себя достаточно хорошо в жарком и сухом климате в боях возле Дарданелл, но позже, на туманных полях Европы, с ними начались большие проблемы. Из-за дождя и сырости не срабатывали примерно девять гранат из десяти. Искрящийся запал мог легко вызвать преждевременное срабатывание. Большое неудобство доставляли большой вес и широкий (три дюйма) диаметр корпуса гранаты, отчего она легко могла выскользнуть из ладони при броске. Нарукавные повязки, о которые полагалось воспламенять запал этих бомб, тоже промокали настолько, что становились бесполезны.В результате, наступление потерпело неудачу, а проблемы с гранатами едва не привели к полному краху.
В качестве решения проблемы с размером гранаты был предложен образец №16 - «Овальный». У солдат она получила прозвище "лимон". Практически, эта была та же «шаровая» граната, но другой формы и с латунной пробкой в нижней части, закрывавшей отверстие, через которое граната наполнялась ВВ. Предполагалось, что к сентябрю «овальная» граната заменит «шаровую». Однако, система воспламенения у обеих гранат была одинаковой, поэтому «овальная» граната страдала от тех же проблем в сырую погоду, что и её предшественница.
Неудивительно, что солдаты потеряли доверие к «шаровой» гранате, хотя трудно сказать, было ли оно у них вообще. Армейский совет предложил вернуть все запасы «шаровых» гранат в Британию, если только не удастся быстро обеспечить их новыми запалами, нечувствительными к дождю.

В конце концов, армия категорически отказалась от дальнейшего использования данных гранат, и весь их оставшийся запас было решено подарить союзникам. Естественно, таким союзником оказалась Российская империя. Повторилась история с оружием, когда в качестве помощи союзники по Антанте получали устаревшие образцы с пониженной боевой ценностью. Впрочем, на фоне дефицита гранат русская армия была рада и такому «подарку».
После революции эти гранаты, как и остальное оружие, попали в самые разные руки - и белой гвардии, и красноармейцев, и самых разных бандитов.
Так что, создатели сериала про Махно были вовсе не такие дураки, а я по незнанию ошибался.

Почитав подробнее про устройство "шаровых" гренад, я слегка успокоился - всё-таки примитивный тёрочный фитиль это - не так страшно, как более поздние механические взрыватели на пружинах. Скорее всего, он вообще должен был сгнить. Возникло желание подобрать найденную бомбу, вскрыть её и вычистить. С другой стороны, желание приобрести в коллекцию интересный экспонат боролось с опасением подорваться. Между осторожностью и глупостью последнее победило. Я вернулся на то место, подобрал находку и взял её с собой. В тот же день случилось странное совпадение - примерно в километре от того места, копнув грунт, я почти сразу нашёл... вторую "шаровую" гранату. Это навело меня на печальную мысль, что если с одной бомбой всё обойдётся, то вторая - контрольная, и кто-то наверху точно решил меня взорвать. Примечательно, что ни до, ни после, ни там, ни в другом месте, я больше никогда их не находил.
Очень важно было, чтобы никто не пострадал. Поэтому я уединился в пустыни, куда никогда не ступала нога человека. Там, отыскав кран с водой и источник электроэнергии, я закрепил гренаду в очень кстати найденном в кустах старом верстаке с тисками и приступил к делу. Закрепив гренаду в тисках, и поливая её водой во избежание перегрева и случайной искры, я стал аккуратно сверлить её электродрелью. Цель была просверлить в ней дыру с тыльной от запала стороны, чтобы не касаться его и через дырку высыпать содержимое, лишив бомбу опасной начинки. Увы - "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Чугунный корпус оказался столь твёрдым, что практически не поддавался сверлению - стальные свёрла почти сразу тупились, а увеличивать скорость свёрл я не мог, опасаясь нагрева. Кончилось тем, что размокший от воды запал запищал и запузырился, а потом вывалился сам собой. Писк когда-то сильно меня пугал и нервировал, но сейчас я уже знаю, что в старых закупоренных сосудах за века и десятилетия скапливается некоторое количество газа под давлением, оставшимся от продуктов гниения. Это не страшно. Иногда, правда, там может оказаться запертый джинн, но это - очень редко бывает.
Детонатор второго шара я просто проколол шилом и выковырял. После этого я промыл обе гранаты. Внутри уже не было ни пороха, ни алюминиевой пудры - только грязь. Всё сгнило давным-давно.

Вот так это стало выглядеть после очистки и обработки.




Примерно в тех же местах была найдена в одном экземпляре и та самая "овальная" "граната № 16". Тоже насквозь ржавая и с грязью внутри, никаких проблем она не доставила.




И - ещё один интересный экземпляр.
Ещё в прошлом году в Измайловском парке пару раз находил я странные медные остроконечные трубки на резьбе, напоминающие какие-то экзотические деталюшки военного назначения. Никто тогда не смог просветить меня - что это такое.




Оказалось, что это - отработанные взрыватели от германской гранаты Kugelhandgranate 13 (в просторечье - "кугель"), поступившей на вооружение кайзеровской армии в 1913 году.
Эти гранаты были первыми, уже с них всё копировалось англичанами и французами.
А вот и она сама, тоже была найдена неподалёку:



Это - она же после реставрации.




Рассыпавшаяся запальная трубка была высверлена и удалена; на её место ввинчена одна из найденных, наиболее хорошо сохранившаяся. Но это - только благодаря "тёрочным" запалам. С более поздними механическими взрывателями я бы связываться не стал. Корпус был зачищен от ржавчины стальной щёткой. Некоторые коллекционеры ещё покрывают корпус грунтовкой, шлифуют и красят, отчего изделия начинают выглядеть, как новые, но это, на мой взгляд, перебор. Утрачивается "правдивость" предмета, ощущение, что он - настоящий.

В то время в Германии гранаты рассматривались не как элемент вооружения пехоты, а как средство для крепостной войны. Это и стало причиной того, что принятые на вооружения гранаты обр.1913 года были малопригодны как пехотное оружие, прежде всего из-за своей шарообразной формы, делавшей их переноску малоудобной для солдата.
Запал гранаты был довольно компактен и неплох для своего времени. Он представлял собой трубочку, выступавшую из корпуса гранаты на 4 см. с терочным и дистанционным составом внутри. На трубочке было укреплено предохранительное кольцо, а сверху имелась проволочная петелька, которая и приводила в действие запал. В отличие от английских "шаров", запал тут поджигался не трением о шкурку, а сильным дёрганием за колечко. Для этого на переноске гранаты был предусмотрен специальный стальной крючок.
Тем не менее, шарообразный корпус мешал переноске гранаты, держать же в ладони 8 сантиметровый шар тоже было не совсем удобно, а это не могло не сказаться на дальности и точности метания гранаты в цель. Также крупным недостатком запала этой гранаты было большое усилие его срабатывания (тугая тёрка) и выбрасываемый при горении замедлителя факел пламени, который часто обжигал пальцы метателю. По этой причине для вытягивания запала применялось специальное приспособление. Поскольку в русской армии применялись иностранные и трофейные гранаты, руководства по обращению с ними печатались централизовано и направлялись в войска.

Также, помимо гранат, там было найдено огромное количество осколков, фрагменты русских, английских и немецких шрапнельных снарядов и прочая атрибутика - всё периода Первой Мировой войны.
Вот - остатки английских сигнальных ракет. Сами гильзы были картонные, они не сохранились.



Вот - русская дистанционная трубка, оставшаяся от отработанного шрапнельного снаряда. Чистая медь! "Уд" означает "удаление", а "К" - километры. На 30 километров мог улететь!




А это - то же самое, та же чистая медь, но от английского снаряда. Здесь время до срабатывания рассчитывалось не по километрам, а по времени. Эта трубка образца 1887 года была на 17 секунд.




Откуда такое изобилие старого милитаризма времён империалистической войны на небольшом, примерно 100х100 метров, затерянном лесном участке посреди Измайловского парка? Сие есть тайна велика. Участок совсем небольшой, несколько шагов куда-то в сторону, и он заканчивается; вокруг на километр - один мусор, фольга и старые пробки. Возможно, там в Первую Мировую какой-то маленький полигон был или место военных сборов. Неизвестно. А кому известно было - те уже ничего не скажут.

пли!, бомбы и мины, археология, ужасы войны

Previous post Next post
Up