емные недра и поныне хранят немало тайн.
Тем августовским вечером я проводил плановое исследование почвы около шоссе Энтузиастов недалеко от МКАД в поисках богатых нефтяных месторождений, но попадались лишь небольшие точечные источники природного газа; я набирал его в целлофановые пакеты, которые потом заклеивал скотчем и оставлял, чтобы подобрать на обратном пути (как говорит старая мудрая поговорка - "на бесптичье и рак - птица". У меня дома не электрическая, а газовая плита, и даже не столь богатая находка, как несколько кубометров газа, вполне может быть полезна в домашнем хозяйстве). Говорят, некоторые везунчики иногда обнаруживают земных недрах даже тоннели метро, благодаря чему обретают бесплатный вход туда и могут сколько угодно раз забесплатно пользоваться этим удобным видом транспорта. Врать не буду - я лично тоннелей метро пока не находил; но и немного газа, достаточного, чтобы пожарить яичницу или подогреть воду в котелке мне найти - тоже в радость.
Я уже израсходовал последний мешок и собирался возвращаться, когда мой металлодетектор весело запипикал.
Что же может так весело пипикать из под асфальта в столь неподобающем месте?
Огородив участок земной поверхности на шоссе, я весело принялся за работу. Сперва я выкопал яму по щиколотки, потом до колен, продолжая углубляться всё глубже и глубже. Это непросто делать маленьким детским совочком. Вся штука в том, что чем глубже яма - тем труднее её копать. Кажется - вот-вот извлечёшь искомое на божий свет, а искомое словно дразнит, уходя всё глубже и глубже; иногда оно перемещается (это гномы так шутят), и приходится всё начинать сначала. А главное - по мере углубления ямы угол рытья всё больше заостряется, и инструменту становится тесно ворочиться там...
В общем, прошёл уже почти час и я углубился почти на метр вниз, когда мой копательный инструмент звякнул по стальной поверхности чужеродного предмета. Ещё минут десять я очищал его, пока не понял, что это - всего лишь подкова. Однако, сидела она крепко, и выдернуть её никак не удавалось. Но подкову-то после таких усилий жалко бросать - эвона у меня какая коллекция! Продолжая выкапывать оную, я вдруг убедился, что это не подкова, а что-то другое, не менее странное. Много-много сил ушло у меня, копательный инструмент чуть не сломался, а сам я чуть спину себе не потянул, вытягивая этот предмет. Только благодаря моей громадной силищи, мне удалось его, как пробку, выдернуть из земного шара. Оказалось - бомба. Правда, не вся, а только её носовая часть - остальное взорвалось и улетело прочь ещё в сорок первом году.
Сперва я нехотел её брать - килограмм двенадцать эта железяка весит -, но потом всё-таки рискнул и забрал с собой, привязав резинкой к багажнику вильсипеда. Пока по городу вёз, раза три чуть не уронил - велосипед раскачивало, как древесную ветку, особенно на поворотах. Но - довёз!
Поместив находку в таз с водой, я первым делом отмыл её. Было немного жутковато - вся внутренность бонбы была плотно забита грунтом, и я не был уверен, что она совершенно безопасна. В один из моментов случилось страшное - бомба вдруг зашипела,а потом вдруг испустила негромкий, но грустный-прегрустный вой; так, наверное, выла Собака Баскервиллей, когда искала на болоте свои жертвы. Я уже мысленно приготовился к большому "трах-тибидаху", но на этом всё и закончилось. Окончив мыть адскую машину и окончательно отделив зёрна от плевел, а ржавчину от земли, а оставил её отмокать в тазу, а сам решил сперва побольше узнать об устройстве авиабомб, дабы успокоить себя. С одной стороны, бомба вроде бы как уже взорвавшаяся, но вела она себя странно. Что это за звуки? Дело-то ночью было. В случае взрыва, она ведь все окрестные дома перебудит, лишив сна многих добрых людей. Этого нельзя было допустить.
К счастью, уже есть такая вещь, как рунет. Покопавшись там, я довольно быстро нашёл очень толковую книжку 1942 года издания, описывающую устройство всех существовавших на то время авиационных бомб. Книжка - только для служебного пользования и до сих пор не рассекречена, поэтому купить её невозможно, а найти можно только в тайных архивах Министерства Обороны или в интернете. Больше - нигде.
Изучив книгу (она не очень большая), я стал поистине экспертом в данном вопросе, а главное, в чём состояла главная цель, - убедился, что теперь бомба уже точно безопасна (разве только не свалится на ногу).
Как оказалось, устройство во всех этих бомбах - простое, надёжное и при этом - совершенно гениальное. Настолько, что я думаю, что и в современных аналогах система та же. В отличие от снарядов и реактивных гранат с крайне чувствительным к ударам носиком, взрыватель авиабомб спрятан глубоко внутри. Вдоль корпуса авиабомбы проходит толстенный стержень, на конце которого находится острый боёк. Вокруг стержня, как в мотоциклетной рессоре, обвивается мощная пружина и точно так же, как в рессоре мотоцикла (или в насосе) ходит по стержню ответная трубка, где на дальнем конце находится массивный короб с взрывателем. Пружина - очень сильная; она никогда не позволит капсюлю взрывателя соединиться с бойком. Только при падении с большой высоты носом вперёд в момент удара о землю на стержне возникает достаточное усилие, чтобы пружина сжалась и боёк достал до капсюля, подорвав бомбу изнутри.
Таким образом, даже если какой-нибудь диверсант на аэродроме добрался бы до бомб, то он вряд ли сумел бы взорвать их подручными средствами, даже стреляя по ним в упор - корпус слишком толст для пуль. Наверное, даже гранатой этого было бы не сделать. Единственное, от чего бомба случайно могла бы взорваться, это если при взлёте самолёт, например, во что-то врежется или переднее шасси подломится. Но, скорее всего, это учитывалось, и в подвешенном к крылу состоянии через техническое отверстие в авиабомбе проходил специальный стержень, блокировавший бегунок со взрывателем.
Вернувшись в просветлённом состоянии к находке, я поместил её в купель с кислотой, дабы избавить ржавое железо от ещё нержавого. Такого большого количества кислоты, чтоб вся находка в оную погрузилась, у меня нет, как нет и такой большой ёмкости. Поэтому в кислоту погружённой оказалась лишь самая нижняя часть, которая и стала активно очищаться, выделяя пузырьки водорода и отделяя от корпуса ржавую накипь. Примерно раз в час я поворачивал изделие на несколько градусов, дабы оно вращалось и очищалось равномерно. Параллельно маленьким сапожным молоточком я отбивал от корпуса куски ржавчины. Так продолжалось примерно дней пять и, наконец, бомба преизрядно очистилась.
Я отмыл её от кислоты, высушил, а потом до блеска обработал поверхность круглой стальной щёткой. Получился довольно неплохой музейный экспонат для моего арсенала.
А вот - на ещё недоочищенной бомбе мы можем наблюдать тот самый стержень, где находился взрыватель:
А это - одно из тех самых зловещих "шил" на конце штыря, наносивших удар по взрывателю:
На бомбе хорошо сохранилась маркировка и заводской номер изделия. Хорошо бы узнать по номеру имя того бессовестного негодяя, что бомбил мой лес, и затем лишить его лицензии, охотничьего билета и водительских прав на аэроплан.
А вот - чуть меньшая по размерам аналогичная деталь от найденной неподалёку другой авиабомбы - зажигательной. Она полностью выполнена из какого-то тяжёлого цветного металла - какой-то сплав на основе меди.
На ней тоже сохранилась какая-то маркировка:
Во время войны в этих местах находились склады с горючим для фронта. Емкости с нефтепродуктами там и сейчас есть, кстати. Ничего не поменялось.
Ещё одна деталь от корпуса от зажигательной бомбы:
Вообще, судя по обилию попадающихся осколков, Москву бомбили достаточно жёстко. Воронки от бомб в наших лесопарках можно видеть повсюду, их очень много - от совсем маленьких, метра в 2-3 до 20-30 метровых. Соответственно весь грунт обильно усеян осколками и прочим мусором. Гуляя по паркам, люди даже не подозревают, что находится у них под ногами.
По моим примерным подсчётам, в среднем, приходится по осколку на каждые 2-3 квадратных метра. Есть чистые места, где осколков нет, но есть и такие, что даже прибором искать что-то невозможно - такой невозможный фон стоит от обилия железа в земле; в таких местах я выкладывал из осколков целые пирамиды, пока мне это не надоело. Поначалу я осколки даже собирал, как интересные находки, но теперь - просто складываю куда-нибудь на пенёк (может, кому-нибудь пригодятся), оставляя лишь самые странные и причудливые. Должны быть и невзорвавшиеся бомбы, но они, как правило, обычно уходили в наш грунт на глубину не меньше 10 метров.
Вот - типичные осколки от германских авиационных бомб:
В правом верхнем углу картинки - осколок от советского зенитного снаряда.
Чуть реже в местах бомбардировок попадаются кусочки металла правильной формы, напоминающие маленькие слитки.
Это - шрапнель зенитных снарядов, которыми наши позиции ПВО отбивались от налетавших супостатов. Благодаря такой форме они плотно кругами размещались внутри снарядов и разлетались при взрыве вместе с осколками, усиливая разрушительный эффект. Я знаю два основных типа таких "пирамидок", чётко различающихся между собой:
Одни из них по профилю более прямоугольные, другие больше стремятся к конусу. По частоте находок оба вида примерно одинаковы, длина их - тоже идентична.
При отражении налётов на Москву по немцам было выпущено около 30000 шрапнельных снарядов. Экипажи немецких машин отмечали, что «русские снарядов не жалели».
Ещё один, очень раздражающий меня вид - это маленькие медные кусочки, по виду напоминающие остатки каких-то слесарных хомутиков. Сигнал они издают очень похожий на драгоценные изделия, а выискивать их в земле трудно по причине малого размера и некрасивого вида.
Что это такое? Я думаю, что это - именно обрывки хомутов, которые стягивали вышеупомянутые "пирамидки" двумя радиусами внутри снаряда.
Первый налёт на Москву состоялся 21 июля 1941 года.
Несмотря на то, что большей части немецких самолётов не удавалось прорваться сквозь плотную оборону города, советские потери были велики.
По официальному докладу, представленному Берии, за время бомбёжек на столицу сброшено 1521 фугасных и 56620 зажигательных бомб, в результате чего 1327 человек были убиты и 1931 тяжело ранены, уничтожено 402 жилых дома, разрушено 22 промышленных объекта. В городе возникло около 1900 пожаров.
Последний налет на Москву состоялся 4 апреля 1942 года.
Немецкая аэрофотосъёмка того самого места, где пересекаются МКАД и шоссе Энтузиастов с помеченными для бомбардировки целями:
P.S. Одна загадка не даёт мне покоя - что же за странный звук и каким образом издала бомба, когда я её отмывал? Но это так и осталось тайной.