Воспоминания о летнем посещении Коломенского

Oct 13, 2008 01:50

Коломенское -
пуп земли и колыбель человечества



Древняя усадьба Коломенское, расположенная на высоких берегах реки Москвы, изрезанных глубокими оврагами и покрытыми тёмным и загадочным первобытным лесом, во все времена были излюбленным местом отдыха, охоты и развлечений великих московских князей и русских царей. Остатки непроходимых чащ до сих пор сохранились в этих местах, несмотря на то, что это - почти центр Москвы.
Иван Грозный подолгу гостевал там с весёлыми компаниями опричников, а Тишайший наш Алексей Михайлович и вовсе устроил в Коломенском для себя нечто вроде постоянной резиденции. Именно в те времена в русском языке возникли поговорки «коломенская верста» (из-за двухметровых деревянных столбов, выкрашенных ярко-белой краской и отмечавших дорогу в царскую резиденцию) и «долгий ящик» (на территории усадьбы в те же времена принимались «челобитные грамоты» с жалобами от населения, которых было так много, что их приходилось складывать в ящик, «долгий» - в прямом и переносном, поскольку времени на рассмотрение жалоб тоже уходило немало).
Этим летом мы с группой товарищей совершили большую и весьма познавательную экспедицию в это замечательное место, отчёт о которой я помещаю под кат, ибо - вельми велик он, хоть и немало интересного содержит.





Для того, чтобы проникнуть в Коломенское, следует пройти через ворота в крепостной стене, как родные братья напоминающие воротные башни Измайловского острова, что и неудивительно, поскольку строились он в одно время.
На территории же самой усадьбы находится премного удивительных вещей, сооружений и построек, как - свезённых сюда из разных отдалённых уголков земли русской в советские времена, так и - прибывших сюда своим ходом из прошлого.

Вот, к примеру, так называемый "Борисов Камень" - пограничный камень, в XII веке обозначавший границу Полоцкого князя Бориса в верховьях Северной Двины. В прошлом границы русских княжеств всегда отмечались крестом или изображением креста.



Ещё один "пограничный столб". До недавнего времени считалось, что это - пограничным межевой столб между губерниями XVIII века. Сейчас выяснилось, что это - памятный столб-часовня, возведённый в последней трети XIX века благодарными крестьянами в честь Александра II и отмены им крепостного права.



Странный текст, написанный неизвестно кем на неизвестном языке. До сих пор в научном мире ведутся споры, о происхождении данного документа. Возможно, тут имеет место воздействие Высших Миров, а, может быть, просто машинистка была пьяна.



А эта кирпичная тумбочка - знаете, что такое?
Сие есть царский челобитный столик, куда изначально клались жалобы и прошения царю. Потом, когда челобитных стало много, дела стали отправлять в Долгий ящик, а челобитный столик переделали в солнечные часы.
Сейчас он побелен и заштукатурен, а несколько лет назад ещё сохранял свой первозданный вид.





Медоварня XVIII века, перевезённая из из Преображенского. Брёвна - совсем растрескались и подгнили, но толщиной своей внушают уважение.



Местная багира, охраняющая оный сарай от крыс, мышей и эльфов:


Снимок был сделан с большим риском. Они, когда видят, что их фотографируют - сразу атакуют.

А сие есть - Баба Каменна, надгробное изваяние половецкой могилы:



Неподалёку от надгробья, да и - по всему парку растут огромные старые дубы, возраст которых колеблется от пятисот до восьмисот лет.
Они считаются самыми старыми деревьями Москвы.



На многих старых дубах видны следы от цепей, на которых в средние сидели баюны - огромные волшебные коты, обладавшие большой гипнотической силой и защищавшие царский дворец от воров и лихих людей.

В этом году при посещении Коломенского, мной были обнаружены кошмарные потери: таинственно и бесследно исчезли со своих мест две соловецкие деревянные крепости XVII века. Об их существовании там теперь не напоминает ничего, кроме пустых площадок.
А вот такими они были:






Та же судьба, похоже, ждёт и домик Петра I, 1702 года постройки:



Летом он активно и довольно бесцеремонно по брёвнам разбирался целой бригадой каких-то гастарбайтеров с Ближнего Востока. А что с ним сейчас - нам не ведомо.



Если пройти чуть дальше и миновать вторые ворота, то можно выйти к старинной и очень красивой церкви Вознесения Господня.



Она была построена в 1532 году великим князем Василием III в честь рождения наследника, Ивана-царевича. В будущем он станет известен, как Иван Грозный. В период строительства церковь Вознесения Господня была самым высоким зданием Москвы - 62 метра.

Вокруг расположено множество средневековых построек.






Толстые стены, узенькие окна...



Там же видели мы в церкви царицу, должно быть, пришедшую на службу.



Когда-то именно тут находился деревянный царский дворец со всеми полагающимися службами и пристройками. Всё это находится на высоком открытом месте, откуда открывается прекрасный вид на город и Москву-реку в окружении туманных лесов.



Там же находятся четыре старинные пушки. Пушки отлиты не позже XVII века, поскольку номера на стволах выбиты не современными арабскими, а старославянскими кириллическими символами, отменёнными петровской Реформой 1700 года.



К югу от усадьбы начинаются высокие, горы, на вершине которых, как заколдованный замок, виднеется верхушка ещё одного очень старого храма - Усекновения головы Иоанна Предтечи, построенного примерно в 1547 году и сплошь окружённого старинными деревьями, почти скрывшими его.



У подножия горы находится группа небольших прудов, ручьёв и водопадов.
В тихих прудах водятся и успешно вымогают у прохожих людей чипсы большие прекрасные птицы, названия которых я, к сожалению, не помню, но хорошо известные нам по роману "Гадкий утёнок", автобиографической повести "Гуси-лебеди" и бессмертному произведению Корнея Чуковского "Лебединое озеро".



Водопады вообще заслуживают отдельного поста.



Над водопадом очень хорошо постоять несколько минут и помедитировать, глядя в клокочущую бездну, а можно поиграть в "Последнее дело Холмса".




Преодолев все эти реки и ручьи, мы упёрлись в вышеупомянутые горы, поросшие лесом. В принципе, несмотря на то, что склон горы был довольно крут и, после недавнего дождя, довольно скользким, подняться наверх было вполне реально, если правильно выбирать маршрут, перепрыгивая и перебираясь от одного древесного ствола к другому.



Тем не менее, группа товарищей, по-видимому, помятуя не совсем удачный штурм Воробьёвых гор в мая месяце, категорически отказалась последовать за мной. А зря - возможно, нас ждало замечательное приключение.
Помнится, лет пять назад мы с hamsafar совершили подъём по этому склону. Это было совсем не просто. Долго карабкались мы вверх от дерева к дереву; в особо трудных местах я исследовал варианты дальнейшего пути, а потом помогал вслед за мной взобраться hamsafar. Наконец, когда опаснейший и тяжёлый подъём был совершён, и мы оказались на вершине, то увидели, что чуть сбоку от нашего альпинистского маршрута вверх тянулась деревянная лестница с перилами, по которой ходили туристы.



Но поскольку в этот раз группа товарищей не захотела лезть в горы, а спускаться вниз по скользкому склону оказалось гораздо труднее, чем подниматься, мы (я - поверху, а они - снизу) прошли на юг, где на вершину горы ведёт старая дорога. Там мы и встретились.

Поскольку, карабкаясь по горам, я слегка испачкался в вековой пыли и грязи столетий и, прежде чем отправиться вверх, мы спустились вниз, к чистым и неторопливым водам Москвы реки.



Там, наконец, представилась долгожданная возможность омыть лицо и руки,



утолить жажду



и поглушить рыбу



Неожиданно услышав с реки ободряющий пароходный гудок, мы обернулись на звук и вгляделись в даль. Великое чудо и знамение увидели мы в тот миг. Мимо нас проплывал легендарный крейсер "Аврора", некогда, посредством холостого выстрела, возвестивший миру о начале новой исторической эры.



Долго провожали мы его взглядом, а затем - отправились по дороге, ведущей вверх, в горы.



Наверху, как говорилось, находится древний храм и ещё более старое кладбище, закрытое и огороженное железным забором.

С тех мест открывается тоже открывается чудесная панорама. Если мысленно убрать все дома на горизонте, плывущую по реке "Аврору", ну и - добавить леса, то можно представить себе, какой вид открывался отсюда первобытным людям.





Первобытных людей я вспомнил не просто так.
Если пройти примерно с полкилометра на юг, то можно увидеть остатки древнейшего поселения людей на территории нынешней Москвы - "Дьяково городище". Замечательное место, давшее в археологии название всей культуре этого периода - "Дьяковская культура" (археологическая культура раннего железного века). Городище стояло тут со времён неолита и до III века Н.Э.



Дьяковым названо оно оттого, что находится в устье Дьяковского оврага; неподалёку когда-то здесь было село Дьяково.
Но в народе всегда это городище называлось Чёртовым. Потому что испокон веков место это считалось "нехорошим" - чаще обычного случались тут разные происшествия, наблюдались странные явления и знамения, происходили встречи с удивительными существами, якобы живущими в глубине этих холмов. Оно и неудивительно - уже когда первобытное городище было давно забыто, на этом же месте было образовано финно-угорское святилище, где творились таинственные колдовские обряды, а затем, с приходом славян, тут уже стояло славянское языческое капище. Причём, и те, и другие, свято верили, что местный вход в ад должен находиться тут же, на дне оврагов. Всё может быть. Я бы лично не полез туда проверять - уж очень глубоки и мрачны местные овраги; они густо поросли деревьями и кустами; такое ощущение, что местами на их дно вообще не проникает свет.

Углубившись "в горы", мы вскоре совсем заблудились среди этих оврагов; преодолеть их не было возможности; вдобавок, как раз когда мы пробирались по одному из склонов, вновь начал моросить мелкий, но довольно неприятный дождь. К счастью он скоро закончился. По этим странным местам мы пробирались довольно долго; гор и глубоких оврагов оказалось довольно много - целая маленькая горная страна. Холмы очень крутые и заросшие. Несколько раз тропы ни с того ни с сего обрывались, и нам приходилось возвращаться назад. В одном месте мы чуть не потеряли Маху (одна из участниц похода), которая подскользнулась и полетела в бездну, но я успел поймать её за руку.
Фотографии, к сожалению, не дают полного представления о тех местах, но - всё же...










В конце концов, прорубив себе путь, мы вышли сперва к остаткам каких-то странных, скорее всего - довоенных, полуподземных сооружений, а оттуда по тропинкам вышли к вымощенной крупным булыжником дороге римского образца, которая ненавязчиво, но - уверенно вела вниз, к речной долине.



Вдоль дороги постоянно встречались цветущие фруктовые сады и огромные старые деревья, наверно, помнящие ещё Соловья-Разбойника.



В конце концов мы оказались на набережной Москвы-реки, где было пустынно и лишь странные птицы наблюдали за нами с прибрежных камней.



Довольно долго шли мы по берегу; за это время я успел вдоволь настреляться из пращи, а ещё мы успели приобрести и употребить в пищу по комплекту мороженого. В конце концов нам повстречался Безумный Лодочник, который за умеренную сумму согласился прокатить нас на своём катере.

Виды, оставшиеся за кормой:






Всякие заброшенные сооружения...



Шлюзы...



Мирские дома и храмы...



Само Коломенское с воды смотрится необычно и очень красиво. Оно и неудивительно - все старые города строились так, чтобы, в первую очередь, красиво смотреться именно с рек - главных транспортных путей прошлого.



Накатавшись на катере, мы вновь оказались на берегу - недалеко от главного комплекса. Пройдя ещё немножко, мы подошли к старинному павильончику 1840 года постройки, где стояли каменные львы и росли странные деревья,




а также - всевозможные цветы и иные растения, похожие на капусту...






гуси и лебеди, байки из склепа, царь, окаменелости, закутки, рассказы старого моряка, легенды и мифы, лъвы, ботаника и дендрология, Маха & Марьям, чурки, герб, мяукающие, распутье, Коломенское, мистика, история, сила, пушка, друиды и дриады, флот, лето, фото, клуб путешественников, археология, наши подвиги за границей, орнитология, камень, природа, кошка, чайка, подкова

Previous post Next post
Up