роходящая в эти дни в Центральном Доме Художника на Крымском Валу выставка "Отечество", посвящённая 50-летию образования Союза Художников России, вызвала у меня двойственные чувства. С одной стороны - хорошо, что российские художники уже полвека получают образование. С другой стороны - выставка довольно гнусная.
Знающие люди говорят, что ещё лет пять назад там всё было намного интереснее - можно было и с авторами работ пообщаться, и интересные картины посмотреть, и организовано всё получше в ЦДХ было. А сейчас там - охранников больше, чем посетителей, подборка картин и скульптур - бледна и безлика, а главный центральный этаж Дома Художника вовсе превращён в магазин, где состоятельные граждане могут что-нибудь прикупить для своей гостиной.
В общем, на набережной за ЦДХ, где испокон веков торгуют картинами, можно всего увидеть и - побольше и поинтереснее.
Кое-что интересное и приятное для души, нам всё-таки удалось там найти.
Вот, например, замечательная графика - иллюстрация к булгаковскмому "Мастеру и Маргарите":
Особенно хорош кот с рюмкой и вилкой. Интересен также Коровьев, у которого почему-то на голове выросли рога.
А это - одна из самых страшных картин на выставке. Называется "Метро".
На первый взгляд - ничего особенного. Вагон, как вагон. Люди за окном, пассажиры, сидящие на "местах для пассажиров с детьми и инвалидов", всё - как обычно...
Но - вглядитесь в лицо бабушки справа, осознайте, проникнитесь - и леденящий ужас, поднявшись по ногам, овладеет вами и заставит вас трепетать. Что это??? Голова её не только в два раза больше, чем у всех присутствующих, она - идеально круглая, а на месте носа и рта зияет кошмарная дыра, за которой угадывается гекатомбова бездна бесконечного космоса.
Но не всё на выставке так мрачно и безнадёжно.
Вот - две замечательные картины Маяковского, избавляющие от сонливости, наполняющие энтузиазмом и верой в светлое Завтра:
Замечательная скульптурная композиция "Репка", которая тоже мне очень понравилась.
Особенно удалась мышка. Она не только размером почти с кошку (которая, кстати, крупнее Жучки, хоть и отлынивает от работы), но и выглядит весьма странно и солидно. Сидя в позе сфинкса, она спокойно и невозмутимо пережёвывает остатки кошачьего хвоста. Похоже, что это мышка-мутант. Или - из Чернобыля, или - из недр московского метрополитена. Мало того, что сама она странная, хвост её - круглый и короткий, чем-то напоминает хвост рыси. Передние лапки, похоже, отсутствуют вовсе или маленькие, как у тиранозавра, зато задние - огромны и поражают своими размерами и мощью. Поневоле с ужасом думаешь, что случится, когда она, доев хвост, поднимется на них.
А ещё вспоминается старая пословица: "Отплачатся кошке мышкины слёзки".
Вообще, нельзя не отметить, что выставка прямо-таки пронизана темой страданий и насилия, зачастую - в самой циничной и противоестественной форме.
Оборотень насилует вампира:
Каркуша насилует Степашку:
Вообще, данная выставка крайне несправедливо относится к представителям семейства кошачьих. Всюду, где они изображены, они - либо пьяницы и бездельники, либо - садисты и убийцы.
Ещё одна картина, хоть и мастерски написанная, но жуткая по своей сути.
Две старушки скармливают жирному ленивому коту воробьёв из клетки. В углу картины - филосовская приписка из цикла "не плюй в колодец"
"Вороны прилетели", почти по Саврасову
Крестный ход во времена советской власти:
Ещё одна историческая картина из прошлого советской деревни
Лица чекистов просто поражают своей духовностью и романтизмом.
Что интересно - картина изображает далёкие тридцатые годы, а снег - такой же, как сейчас.
День Открытых Дверей в концлагере. (Судя по всему - женского).
Картина, не смотря на радостные краски, счастливый сюжет и сияющие на груди у всех персонажей ордена и медали, тем не менее довольно грустна и пробивает на слёзы.
Во-первых, плохая погода - всё небо в тучах.
А, во-вторых, сердце разрывается при виде того, как служивые люди выносят и кладут на носилки Путина в полосатой пижаме:
В свете предстоящих выборов президента России эта картина не может не затронуть струн в душе любого добропорядочного россиянина.
Картина, которая очень расстрогала лично меня.
Это - иллюстрация к моей будущей поэме "Дед Мазай и эльфы", которую я обязательно когда-нибудь напишу.
Поразительно - поэма ещё не написана, а иллюстрация уже есть. Это ли - не доказательство провидческого дара истинного творца, будь то - художник, писатель или акробат в цирке?
Не будем к ночи упоминать и иллюстрировать
ужасного Церетели, без чьих чудовищных изваяний не обошлось и здесь, в т.ч. - уменьшенного клона неупокоенных мертвецов из композиции "Ипатьевская ночь".
Зато хочется отметить большую подборку отечественных плакатов разных лет и разной тематической направленности, пожалуй - лучшее и самое интересное, что было на выставке. Кое что я запечатлел и выкладываю тут.
"В борьбе за качество - нет мелочей!"
Фото смазалось, но сам плакат - весьма занятен.
Я никогда не видел, чтобы на канцелярских кнопках ставился знак качества. На кастрюлях, чайниках, каких-нибудь тумблерах - сколько угодно. Но чтоб - на кнопках...
А главное - кнопка явно гнутая, что говорит о том, что сталь - дрянная и ни о каком качестве речи тут идти не может вовсе. Такая кнопка годится, разве что, на то, чтобы подложить её на стул учительнице.
Очень мрачный плакат, о котором я долго думал, выкладывать его тут или нет:
(Добавлен в пост 10 марта 2008 года)
А вот этот плакат особенно должен понравиться Зюганову:
"Нападение 12-футовой женщины"
Картина "Драка двух молодёжных преступных группировок на Сухаревской площади":
"Ленин, Сталин и бойцы"