Исторический музей

Oct 26, 2007 00:34


елкам ту зе Мюзием оф Нистори.



Очередным посещением Исторического музея ознаменовалась прошедшая неделя.
На данном научном мероприятии меня сопровождала благородная дама Мария, за что я ей очень признателен.
Об этом замечательном музее и его экспонатах уже писалось в «Вестернбургских ведомостях» два с небольшим года назад, вследствие чего я счёл возможным опустить повествование о многих преинтересных экспонатах, дабы не утомлять лишний раз пытливый ум читателей, поскольку рассказывать и показывать и так придётся очень много, не читавшим же предысторию об оном музее я настоятельно рекомендую предварительно сходить по данной ссылке , дабы ничто не могло запутать их или оставить в неведении. Так что - нажмите на билетик

и ступайте туда, прежде чем смотреть основную экспозицию. :))).
Мы дождёмся вашего возвращения.

Приняв же во внимание предыдущее посещение музея и, особенно помня о зловредности и каверзности тамошних смотрительниц, нами предусмотрительно, помимо билетов на вход, был приобретён талон на разрешение проведения фотосъёмки в залах музея, строжайше запрещающий сиделкам препятствовать проведению в залах научных работ и, напротив, предписывающий им оказывать почтенному метру фотохудожнику всяческое содействие.

При первом же предъявлении талона нам было рекомендовано повесить его на карман, дабы не вводить сиделок в заблуждение. Более того, в прошлом к талону на фотосъёмку раньше прилагалась бесплатная булавка специально для прицепления разрешительного талона к фалдам и портупеям, но после того как несколько работниц музея пострадали, наколовшись задницей на валяющиеся там и сям по музею булавки, в шутку разбросанные беспечными гостями, в выдаче булавок стали отказывать. Поэтому разрешение было благоразумно убрано в самый дальний из карманов.
Зато какое это удовольствие - вытащить перед какой-нибудь витриной фотоаппарат и, узрев очередную бегущую к вам торжествующую фурию, орущую на весь зал «а у вас есть разрешение на фотосъёмку?!», так что все оборачиваются, неторопливо сунуть руку в карман, поискать и затем важно и торжественно предъявить его. Эффект замечательный - у некоторых возникает такое выражение, как у детей, у которых внезапно отобрали игрушку.

Как же они гоняли меня в позапрошлом году! Им ведь тоже развлечься хочется - они от этого настоящее удовольствие получают! Причём и разрешение на съёмку не особенно дорогое - главное: знать, что оно нужно и приобрести.



Экспозиция начинается с диких времён и постепенно, зал за залом, приводит нас через феодализм и капитализм к эпохе демократии и светлого будущего. И это - очень хорошо. В противном случае музей мог бы оказывать угнетающее воздействие на сознание.
Характерно и приятно, что первый из залов расписан кистью известного художника В.Васнецова, автора таких известных картин, как «Богатыри на распутье» и «Иван Царевич на Алёнушке».
Итак, картина маслом по потолку «Командировочные из города или Туристы на пикнике». Картина безжалостно и справедливо обличает безответственных людей, варварски обращающихся с живой природой.



Слова тут излишни. Вот что алкоголь с людьми делает! А страдает - флора и фауна.

А это - пантеон доисторических богов (и богинь). В первую очередь - богинь.



В правом нижнем углу - знаменитый Бычок-Смоляной-Бочок, приносящий удачу в делах и помогающий при поимке воров.

Первобытный бинокль.



Аж мурашки по телу от волнения бегут, когда представляешь себе, как много тысячелетий назад наши доисторические пращуры, лежа на склонах ледника, наблюдали через него за пасущимися мамонтами.

Но вот однажды утром Каменный век, к всеобщей радости, завершился, и наступил век Бронзовый. Исчезли мамонты. Появился юмор.

Статуэтка "Весёлый пастух":


Мумия. Найдена при ремонте Великой Стены в кабине застрявшего лифта на территории современной Китайской Народной Республики.



Всё это - тени прошлого, как любил говорить Шерлок Холмс, но каждый такой осколок былого может рассказать об удивительных временах, где была другая жизнь, жили странные люди и водились невероятные животные.

Детёныш грифона:


Старый герб Москвы (до приезда в столицу Георгия Змееборца). Шестиглавый дракон пожирает барашка:


Бронзовый ремешок от наручных часов, скорее всего - скифских:



Уроки вождения - древняя автошкола.
Статуэтка, изображающая ученика и инструктора верхом на китайском легковом драконе:



В зале, посвященном древним славянам, на стенах висят две огромные картины на языческую тему: "Похороны знатного руса" и "Принесение жертв водяному".
Картины очень спорные, со времени их написания они уже сами сделались историческими экспонатами, со времени их написания неоднократно менялось толкование древней истории, сделалось много археологических открытий, изменилась и политическая обстановка, также очень сильно повлиявшая на историю прошлого. Тем не менее, нельзя не отдать им должного, так как написаны они мастерски.




К сожалению, сколько раз они ни попадались мне на глаза - разглядеть, что изображено на этих картинах, совершенно невозможно. В зале очень темно, сами картины тоже - довольно мрачные и огромные; вблизи их не рассмотреть, а зал - маленький и тесный, вдобавок, освещение расположено так, что свет от окон только ухудшает видимость.
Только благодаря фотоаппарату и фотошопу мы можем увидеть эти картины. С помощью первого я записал их неразборчивые образы на карту памяти, а с помощью второго - откорректировал на оных образах яркость и контрастность, насколько это было возможно, чтобы хоть что-то стало видно.

Славянский четырёхликий идол, изображающий языческих богов, глядящих на четыре стороны света. Точнее - копия знаменитого Збручского идола.



Что именно за боги - на табличке пояснений нет, всем и так ясно, что это - Перун, Лада, Велес и Макошь.

Кожаные маски древнерусского ОМОНа:


Древнейшие русские деньги - гривны.


Представляли собой 200-граммовые серябряные слитки. В виде вытянутых круглых палочек - новгородские, шестиугольные - киевские и т.д. Их можно было разрубать на отдельные части, чтобы дать сдачу. Обрубок от гривны назывался "рублём". Наверху висит "куна" - тоже гривна - связка шкурок ценного пушного зверя, чаще всего - куницы.

"Между вратами и смайликом".



Я возле закрытых парадных дверей древнерусского собора. С другой стороны - древнейший из известных на сегодняшний день смайликов.

Средневековый смайлик крупно:


Окаменевшая голова древнего полководца. Скорее всего, судя по выражению его глаз, он повстречался с Горгоной.



Подлинная и подробная карта Монгольского нашествия, написанная во времена Чингисхана безвестным, но талантливым художником. Очень ценный исторический документ.



Карта особенно ценна ещё и тем, что, помимо классических схем со стрелками и указателями, популярно и доходчиво в картинках показывает причину случившегося нашествия и всю суть этого нелицеприятного явления.
Все изображённые фигуры - реальные исторические персонажи; они показаны в размерах и масштабах, соответствующих их значимости и исторической важности - от рядового верблюда - до великого хана (он изображён восседающим в юрте посередине карты). По краям карты видны два стоящих мегагигантских человека - это первый заместитель хана, заказавший у художника данную карту и сам автор работы. (Их имена история не сохранила - хан разгневался.)

Волшебный дозорный петушок, долгое время стоявший на одной из кремлёвских башен и криками предупреждавший кремлёвский гарнизон о приближении врагов. В основном, показал себя с очень хорошей стороны. Не сработал лишь дважды: при набеге хана Тохтамыша в 1382 году и во время польского нашествия. Снят был с башни и отправлен в музей уже после Октябрьской революции по специальному декрету Ленина: мешал по ночам спать.



Хорошо известен нам по классической поэме Пушкина "Сказка о царе Додоне". Для сомневающихся в том, что это - именно петушок, на его груди выгравирована соответствующая старославянская надпись.

Просто замечательная гравированная карта Московии работы Адама Олеария, 1600 год. Вопреки ожиданиям, освещению и довольно большой дистанции, получилась настолько хорошо, что я помещаю её в высоком качестве для тех, кому интересно. Увеличивайте и любуйтесь: 1,5 МБ.


Вид Москвы в XV веке:



Многочисленные призы, полученные российской сборной на чемпионатах по футболу без правил:



Один из самых загадочных экспонатов, увиденных нами в тот день в музее. Найден на Аляске. Алеутская пялка для шкурок XVII века с советской символикой:



А ещё!.. А ещё... Свершилось!!! Я неожиданно для себя повстречал там и наконец-то сфотографировал тех самых чудесных собакообезьян, поддерживающих молитвенное место Ивана Грозного, которых нам со stabu 17 июля сего года не позволила сфотографировать злая гарпия в Архангельском соборе Кремля. Правда, в Кремле находится оригинал, а в музее - копия. Но ведь дело не в этом.




Карманный компьютер XVII века:


P.S. Вообще-то, это - шагомер, но вещица всё-равно - солидная и знатная. Кажется, не хватает двух стрелок.

Страница из азбуки того же времени:


На букву "В". На богато украшенной странице мы можем видеть разнообразные формы написания буквы "веди", а также изображения разных предметов, начинающихся с этой буквы:
викинга, изображающего всю ту же букву "В", великого попугая, волчью ягоду, вонь, ворошилова на лошади, вырывалку для зубов, видимо воробья, вышку и всякие прочие вещи.

Ну и, конечно, не могу я не запостить ещё одно фото доспехов польского крылатого гусара



и -заодно- шикарный портрет Маришки Мнишек, несчастной супруги Лжедмитрия I:


Прогулочный малолитражный кабриолет императора Павла I:



Ещё два вида его же:




Далее в музее начинается лестница, ведущая на второй этаж. Пролёты там ого-го какие!!! Умели в 19 веке строить. В процессе восхождения примерно на полдороги ко второму этажу нашему взору предстала странная гротескная фигура из бронзы или меди.



На первый взгляд кажется, что - ничего особенного, очередное творение Церетели, довольно уродское и совершенно тут неуместное. Однако, стоит задержаться и прочесть пояснение под фигурой, как выясняется, что никакая она не новая. Это - олицетворение Славы, некогда стоявшее на шпиле ныне не существующих Красных Ворот. Это удивительно. Неужели Церетели уже тогда существовал и творил своих монстров?
Это многое объясняет.



Далее, на втором этаже, заканчивается средневековье и начинается грозная, суровая и нервная эра Петра I, в которой мы живём до сих пор.
К тому времени все грамотными уже стали, под стёклами стендов - много писем, карт, книг, автографов, пропусков, карикатур, докладов, доносов...


Одна из голов императора Петра I, которой он пользовался в Москве. Когда он переехал на работу в Питер, она оставлена была на хранение у московского патриарха, впоследствии была передана в дар Историческому музею. Парик и накладная борода императора не сохранились.
Фас и профиль:



В зале категорически запрещено пользоваться сотовыми телефонами, носить навыпуск бороду, стучать по стеклу или как-либо ещё дразнить голову.

Кстати, о бородах. Одним из самых скандальных деяний царя Петра был его указ об обязательном бритье всех лиц мужского полу (за исключением патриарха, чернецов и чёрного люда). Женщинам каким-то образом удалось отвертеться от этой обязанности, возможно, они кому-то дали взятку. Возникает вопрос: зачем и кому это было нужно?
На самом деле - всё просто. Как уже неоднократно писалось, император Пётр I был не только великим политиком, космополитом, реформатором, полководцем, флотоводцем, кораблестроителем, моряком, градостроителем, архитектором, плотником, сапожником, дантистом, художником, библиофилом, искусствоведом, всадником, брадобреем и хитроумным механиком, но и великим бизнесменом, хозяйственником и дельцом. Совершая загранкомандировки в ближнее и дальнее зарубежье, он повсюду закатывал весёлые пирушки, банкеты, фуршеты и шведские столы, за которыми спаивал своих партнёров и заключал с ними выгодные контракты. Но были случаи, когда спаивали его. Именно таким образом был подписан очень большой контракт с торговым домом "Жилетт" о поставке в Россию бритвенных станков и пены. А поскольку до этого время в России вообще никто не брился (кроме, разве что молодого Ивана III, который тоже был человеком прогрессивных взглядов и футуристических идей), то культуру бритья пришлось внедрять в народ законодательными мерами.
Впрочем, отдельные состоятельные граждане могли откупиться от этой обязанности, приобретя у государства специальный разрешительный жетон на ношение бороды, заплатив сумму, аналогичную стоимости небольшого крейсера.
Ниже мы можем видеть образец такого жетона, а также - юмористическую картинку "Цирюльник режет бороду раскольнику".



Жетон, кстати, датирован 1705 (",aше") годом - ещё не арабскими, а русскими церковнославянскими буквами.

Гневлив, горяч и грозен был Пётр Алексеевич. От рыка его опрокидывались клипера на Неве, от грозного взора шарахались и разбегались кареты, а от топота ногой случались землетрясения в Лапландии. Однажды, наблюдая морской парад Невской набережной и увидев, как один из ботиков нарушил идеальный строй, он в ярости с такой силой ударил рукой по гранитному парапету, что содрогнулся весь Санкт-Петербурх, у одного из стоящих неподалёку сфинксов часть головы отвалилась, сам парапет почти весь в вечную мерзлоту ушёл, а на его поверхности остался отпечаток могучей ладони императора. В назидание потомкам с него сделали отливку, и теперь этот отпечаток тоже хранится в музее.



Учебник русского языка и литературы:


Картинки из бытовой и религиозной жизни конца 17 - начала 18 столетия (стеклянные бутылки и лубки):











Русский фарфор XVIII столетия. Настольная статуэтка, изображающая императрицу Екатерину Вторую. При внимательном изучении мы пришли к выводу, что у императрицы явно что-то с ногами. Коленки и таз расположены явно непропорционально к остальному туловищу. Может быть, она в это время болела?



Царский трон. Тот самый, что готовили нам Чёрный Барон и Белая Армия, не зная, что от тайги до британских морей властно сжимает и массирует мозолистой рукой свой штык Красная Армия.


Не пригодился. :(((

Ещё одна карета:


Замечательная сатирическо-политическая картина "Баланс Европы в 1791 году":
Привожу её в полном качестве (Кликабельно).



На картине изображены: русский, турок, мадьяр, пруссак, англичанин, голландец, поляк, датчанин и швед.
Русский стоит на перевесившей чаше весов, придавив турка, который взывает к помощи, а венгр ведёт записи на бумаге. Голландец пытается накладывать что-то на противоположную чашу весов, спрашивая "довольно ли?", а пруссак с чаши орёт ему, чтобы он накладывал больше городов. Поляк стоит в стороне, что-то сжимая за пазухой. Англичанин висит, вцепившись в перекладину весов, и кричит: "натягиваю". Пруссак под столбом наблюдает за происходящим, не вмешиваясь. Шведу - хуже всех. Со словами "слуга покорный" он балансирует на перекладине весов, готовый вот-вот упасть. Видно, что все ждут прихода Наполеона.

Куда ж без него? На фото ниже - французская полевая кухня, отбитая из наполеоновского обоза в 1812 году.



Это было началом конца, преддверием катастрофы Бонапарта. Войдя в Москву и недосчитавшись кухни, солдаты начали умирать с голоду. Войну можно французам можно было считать проигранной, потому что голодный солдат не может хорошо воевать. Началось наступление, впоследствии приведшее к бегству, отречению Наполеона I от престола и его ссылке на остров Пасхи, Парижской коммуне, Эйфелевой башне и фильмам с Пьером Ришаром.
А началось всё с потерянной кухни.

XIX век, гипсовые статуэтки - шаржи на известных отечественных композиторов.




Удалось опознать Глинку (в дальнем левом углу). Возможно, вы узнаете кого-нибудь ещё.

Два флюгера: "Единорог" и "Лев". 1880-е гг.




Висели до Октябрьской революции на двух малых башнях нынешнего Исторического музея.

Женская мода 100 лет назад:

Особое внимание хочется обратить на гламурную шляпку, выполненную из живой птицы.



Очень расстрогала скромная подборка личных вещей писателя нашего Льва Николаевича Толстого, графа и человека. Все мы знаем ещё со школьных времён, что он жил в Ясной Поляне, и то - писал "Анну Каренину" и "Войну и мир", а то - откладывал в сторону перо, бумагу и чернильницу, брал в руки косу и отправлялся в поле косить с мужиками рожь. Поэтому у обывателя о нем сложился хрестоматийный, но ложный образ некоего обобщённого и надуманного человека, больше похожего на положительного персонажа второго плана из второстепенной книги. Как же приятно было увидеть принадлежавшие писателю предметы, сразу же открывшие нам живого человека, с его занятиями, хобби, интересами, впоследствии даже вынудившие писателя прекратить выходить по ночам на Большую дорогу и даже навсегда уехать из Ясной Поляны. На фото ниже - личные вещи Льва Толстого: рабочий нож и коробочка с кокаином. Респект и уважуха!!!


царь, наука, посуда, компьютеры и телефония, монета, окаменелости, юмор, лъвы, документы, карета, хоботные, живопись, чтение - вот лучшее учение!, лица смерти, ангел, история, загадки, единорог, сиськи, ужасы войны, колпаки, первобытное, культура-мультура, Пётр I, новости из Польши, День Музеев, статуизм, кремль, трон, шоу и зрелищща, дракон, Иван Грозный, археология, след, оккультизм и магия

Previous post Next post
Up