овсем недавно, листая интернет, узнал я о занятной достопримечательности, находящейся в Щипковском районе нашего города.
Речь идёт о чудесном граффити, начертанном искусной рукой уличного художника на стене местного медучреждения, изображающем великого советского киноактёра Янковского, известного нам по многим ностальгическим фильмам. Причём граффити выполнено так точно геометрически, что в руке изображённого персонажа в самой стене расположена ниша (а, по простецки говоря, дыра), куда можно посадить светляка, ввинтить лампочку или горящую свечку, таким образом, создав видимость, что Янковский несёт свечку в руке, прикрываясь плащом и скрывая огонёк от любопытных прохожих и полиции.
В тырнете всё это было описано и иллюстрировано весьма красочно, восторженно, более того - было написано, что к сему произведению уличного искусства не зарастает народная тропа, а свечку паломники постоянно обновляют, дабы этот огонь горел всё время, подобно вечному.
Следует заметить, что сама идея данного высокохудожественного произведения, конечно же, не нова. Более того, сам по себе "ностальгический" тарковсковский Янковский здесь пародирует того же
"Ёжика в тумане" другого гениального кинорежиссёра.
Что же за сюжет использован при создании данного наскального произведения? Вспоминая гениальные роли великого киноактёра, на память сразу же приходит фильм "Собака Баскервилей", снятый по роману Артура нашего Конан Дойла, а именно - сцена ближе к концу, где Янковский в роли главного злодея Степлтона со свечкой в руке в сумерках крадётся к собачьей будке, чтобы выпустить на улицу ужасную Собаку Баскервилей и натравить её на будущего кинорежиссёра "Утомлённых солнцем - 1, 2 и 3". Что, опять же, наглядно показывает, во-первых, мудрость и провидческий дар великого Янковского, а, во-вторых, то, что настоящий актёр хорош в любой роли. О том, что на граффити запечатлена именно сцена из Конан Дойла, наглядно намекает расположенный аккурат над картиной большой сук, выполненный в форме скалящейся головы вышеупомянутой собаки (см.рис.1).
Конечно же, мне хотелось это посмотреть и запечатлеть на фотоплёнку для истории, ибо все мы знаем, что граффити, даже самые прекрасные, не живут долго, поскольку их старательно замазывают завистливые восточные художники из коммунальных служб.
Найти это место не составило большого труда; погуглив яндекс, я уже через пару минут нашёл на картах эту точку. Оная расположена во Втором Щипковском переулке, там, где сей переулок делает петлю. Мимо пройти трудно, т.к. переулок там имеет форму мешка - дальнейшей дороги там нет и выход из этого тупика находится примерно там же, где вход.
Разумеется, для того, чтобы посмотреть всю эту красоту во всей красе, в первый раз я отправился туда ночью. Само-собой, это место я нашёл почти сразу, но оказался разочарован - никаких свечек и лампад; там царила кромешная тьма и разглядеть что-либо было невозможно. Более того, по периметру всякий доступ к стене был перекрыт высоким железным забором, не дающим возможности приблизиться к искомому граффити и увидеть его. Ну не штурмовать же мне забор, вторгаясь, к тому же, на служебную территорию медучреждения, да ещё и, вне всякого сомнения, находящуюся под наблюдением видеокамер местной охраны?
Во второй раз я посетил этот место спустя пару недель уже в светлое время суток. Увидел и сфотографировал сие граффити и действительно убедился, что оно находится за забором, преодолеть который никак невозможно-с. Пока я дистанционно фотографировал оное произведение, пара азиатов, копающихся в мусорном контейнере неподалёку, с любопытством дикарей наблюдали за моими действиями. Скорее всего, это были те самые сотрудники ЖКХ.
В отличие от воспетого в сетях, реальный "ностальгичный" Янковский разочаровал. Выглядел он блёкло, невесело и уже утратил ноги и остальную нижнюю часть своего тела. Впрочем, в руке его всё ещё виднелась свеча, хотя и уже погасшая.
На имеющихся в нашем распоряжении панорамных кадрах этого места за разные годы можно видеть, что в 2019-м году забора тут ещё не было, а в 2020-м он уже появился.
Любопытно, что в том же 2019-м (последняя картинка) Янковский уже был частично стёрт вандалами, тогда как годом ранее данного граффити ещё не существовало вовсе. Т.е. в своём изначально красивом состоянии граффити просуществовало совсем недолго.