Мелрозское аббатство. Хоры и северный трансепт. Картина 1920 года. Взято
отсюда.
Дритхельм (Дриктельм, Дрительм) Мелрозский (+ в 693) - преподобный, монах из обители Старый Мелроз (находилась в 3 км к востоку от возникшего в 12 веке
Мелрозского аббатства), отшельник. Он принял монашество в то время, когда Мелрозом управлял Св. Этильвальд (Эдильвальд), впоследствии епископ Линдисфарнский. Преподобный Дритхельм, будучи ещё в миру, по величайшей милости Божьей после своей смерти был возвращён к жизни и имел видение рая и ада, ниспосланное ему для наставления маловерных. Св. Беда Достопочтенный, узнавший об видении со слов священника Хэмгисля, также подвизавшегося в Мелрозе и знавшего Св. Дритхельма лично, описал это знаменательное событие в «Церковной истории народа англов» (книга V, глава XII):
«В то время в Британии случилось замечательное чудо, подобное происходившим в древности. Чтобы пробудить живых от смерти духовной, некий уже умерший муж вернулся к жизни и поведал о многих примечательных вещах, которые видел; полагаю, что о некоторых из них следует кратко упомянуть здесь. Это был отец семейства, живший со своими родными благочестивой жизнью в области Нортумбрии, называемой Инкуненинг (Имеется ввиду район Каннингем в шотландском графстве Эйршир. В VII веке эта область входила в состав бриттского королевства камбрия, но, возможно, там жили переселенцы из Нортумбрии - прим. Эрлихмана, [1, стр. 296]). Он был сражён телесным недугом, который день ото дня усиливался, пока он не достиг предела и не умер в первых часах ночи. Однако с рассветом он вновь возвратился к жизни и внезапно сел, так что все, кто сидели вокруг и оплакивали его, были безмерно напуганы и бежали, кроме его жены, которая весьма любила его и потому осталась, хоть и дрожала от страха. Муж успокоил её, сказав: «Не бойся, ибо я поистине спасся от смерти, которая уже держала меня в своих оковах, но мне было позволено и дальше жить среди людей. Однако после этого я должен жить не как прежде, а совсем иначе». Он встал, пошёл в деревенскую молельню и там молился до рассвета. Потом он поделил всё, чем владел, на три части: одну часть он отдал жене, другую сыновьям, а третью оставил себе, чтобы тут же раздать её бедным. В скором времени он освободился от забот этого мира и удалился в Мелрозскую обитель, почти окружённую изгибом реки Твид. Получив постриг, он удалился в тайное убежище, данное ему аббатом. Там до дня своей смерти он жил в таком телесном и душевном воздержании, что, даже если бы он хранил молчание, сама жизнь его доказала бы, что он видел многие страшные или радостные вещи, скрытые от других людей.
Виденное он описал в таких словах: «Меня встретил муж сияющего облика в белых одеждах. Мы в молчании двигались в сторону того, что казалось мне восходом солнца во время солнцестояния. На пути мы подощли к глубокой и широкой долине бесконечной длины; она лежала слева от нас, и один край её был объят страшно бушующим пламенем, а другой казался не менее ужасным по причине свирепой бури и падавшего повсюду снега со льдом. Оба края были полны человеческих душ, которые постоянно перемещались с одного края на другой, словно гонимые ветром. Когда проклятые души не могли больше выносить ярость ужасающего жара, они бросались в самую середину ужасающего холода, но, не найдя и там облегчения, кидались назад, чтобы вновь гореть в негаснущем пламени. Неисчислимое множество несчастных духов мучилось в этом средоточии скорби повсюду, куда доставал мой взор, без всякого перерыва, и я подумал, что это, должно быть, ад, о непереносимых муках которого я так часто слышал. Но мой спутник, шедший за мной, ответил моим мыслям. «Не верь себе, - сказал он, - это не ад, как ты думаешь». Когда он повлёк меня дальше, я, устрашённый этим зрелищем, увидел, что впереди нас стало темнеть, пока темнота не покрыла всё вокруг. Мы вошли в эту тьму, и она мгновенно сделалась такой густой, что я не видел ничего, кроме фигуры моего провожатого и его одеяния. Когда мы двигались сквозь тень долгой ночи перед нами вдруг возникли громады бушующего пламени, встающие будто из некоей бездны и вновь падающие в неё. Подведя меня ближе, мой спутник внезапно исчез и бросил меня одного во тьме перед этой ужасающей сценой. Я видел, как огненные шары беспристанно вздымались и вновь падали на дно пропасти; языки пламени были полны человеческих душ, которые как искры с дымом, поднимались вверх и вместе с пламенем падали обратно в бездну. Из глубин её вместе с испарениями поднималось неописуемое зловоние, наполнявшее всё это средоточие тьмы. Когда я долгое время оставался там в великом ужасе, не зная, что делать, куда деваться и что меня ждёт, я вдруг услышал за спиной громкие и горестные жалобы, сопровождаемые хриплым смехом, будто грубая чернь издевалась над пленёнными ею врагами. Когда звуки сделались яснее и наконец приблизились ко мне, я различил толпу злых духов, с шутками и смехом влекущих пять человеческих душ, кричащих и стенающих в самое сердце тьмы. Я увидел у одного из них тонзуру клирика; ещё были там некий мирянин и женщина. Злые духи влекли их в пылающую бездну; когда они спустились ниже, я уже не мог ясно различать людские жалобы и смех демонов, и в ушах моих стоял только неясный шум. Тут несколько тёмных духов вырвались из пламени и набросились на меня, окружив меня сверканием глаз и грозя мне буйным пламенем, вырывавшимся из их пастей и ноздрей. Они пытались ухватить меня грозного вида щипцами, которые держали в руках, но только пугали меня, не осмеливаясь коснуться. Окружённый со всех сторон врагами и кромешной тьмой, я устремлял взор повсюду, пытаясь отыскать где - нибудь помощь или путь для бегства; тут на дороге, по которой я пришёл, показалось нечто вроде яркой звезды, мерцавшей в темноте. Она всё время росла и двигалась прямо ко мне, и при её приближении все злые духи, пытавшиеся схватить меня щипцами, рассеялись и исчезли. Их обратил в бегство тот, кто сопровождал меня прежде; повернув вправо, он повёл меня в направлении восхода зимнего солнца и быстро вывел из темноты к яркому свету. Двигаясь рядом с ним в воздухе, я увидел впереди громадную стену, длина и высота которой казались бесконечными. Я удивился, зачем мы приближаемся к этой стене, поскольку я не видел в ней никаких ворот, окон или ступеней. Добравшись до стены, мы внезапно каким - то образом оказались на её вершине. За ней была широчайшая прекрасная равнина, полная благоуханием цветов; их сладостный аромат быстро прогнал окутавшее меня гнусное зловоние исчадий тьмы. Так ярок был свет, пронизавший всю эту местность, что он казался ярче дня или лучей полуденного солнца. По равнине гуляли бесчисленные множества людей в белых одеждах, а многие сидели вокруг; пока он влёк меня сквозь скопления радостных обитателей, я подумал, что это, может быть, Царство Небесное, о котором я часто слышал. Но он мне ответил на мои мысли: «Нет, это не Царство Небесное, как тебе представляется». Когда мы миновали это обиталище блаженных духов, я увидел впереди ещё более дивный свет, чем прежде; из него доносились сладчайшие звуки поющих голосов. Так прекрасно было доносившееся оттуда благоухание, что прежний аромат, показавшийся мне сперва невиданным, теперь представлялся самым обычным; и дивное сияние над полем цветов в сравнении с тем светом, что я увидел сейчас, казалось тусклым и слабым. Я начал надеяться, что сейчас мы войдём в это чудесное место, но тут мой спутник внезапно остановился и, быстро повернувшись, повлёк меня обратно тем же путём. Когда мы достигли радостного жилища духов в белых одеждах, он спросил меня: «Знаешь ли ты, что означают все эти вещи, которые ты видел?» «Нет», - ответил я. Тогда он сказал: «Долина с ужасным пылающим огнём и леденящим холодом, которую ты видел - это место, где мучаются души тех, кто пренебрёг исповедью и карается теперь за грехи, совершённые прежде смертного часа. Однако все они раскаялись и исповедались, пусть и на смертном ложе, и попадут после Судного дня в Царство Небесное, также и молитвы ещё живущих, их благие дела, посты и особенно заупокойные службы помогут многим из них освободиться ещё до дня суда. А огнедышащая зловонная бездна, которую ты видел после - это самая пасть геены, в которой все упавшие туда пребудут вечно. Цветущее поле, где ты видел прекрасных и юных людей, радостных и светлых ликом - это место, где обитают души тех, кто умер, сотворив многие добрые дела; однако они не так совершенны, чтобы сразу же попасть в Царство Небесное. Но все они после дня суда прейдут пред лицо Христа, к небесным радостям. Те же, кто совершенен в каждом слове, деле и помышлении, едва покинув тело, попадают в Царство Небесное; оно находится там, где ты слышал звуки сладостного пения среди дивного благоухания и света славы. Ты должен сейчас вернуться в тело и снова жить среди людей; но если ты будешь лучше следить за собой и хранить свои пути и слова в праведности и целокупности сердца, ты после смерти также окажешься в радостном обществе блаженных духов, которых ты видел. Когда я оставил тебя на время, я сделал это затем, чтобы узнать, какое тебе суждено будущее». Едва он закончил говорить, как я вернулся в своё тело с большой неохотой, поскольку был зачарован сладостью и красотой того места, которое видел, и теми, кто населял его. Я не смел ничего спросить у своего провожатого и вдруг, не знаю как, оказался снова живым в этом мире людей»». [1, стр. 167].
И далее Св. Беда повествует о богоугодной жизни Св. Дритхельма в Мелрозской обители и его благотворном влиянии на людей: «Человек Божий не говорил об этом и о других вещах, которые видел, тем, кто жил праздной жизнью, но только тем, кто страшился адских мук или же был очарован надеждой на вечную радость и был готов использовать его слова как средство для духовного возвышения». [1, стр. 167].
«…он рассказал о своих видениях королю Альдфриду, мужу учёнейшему во всех отношениях, который выслушал его радостно и внимательно; по настоянию короля он был принят в упомянутый уже монастырь и увенчан тонзурой. Когда бы король не посещал ту область, он всякий раз приезжал послушать его». [1, стр. 167].
«Этому человеку было даровано тайное убежище в монастыре, где он мог бы всецело отдаваться служению Создателю в постоянной молитве; поскольку это жилище находилось на берегу реки, он пользовался этим для смирения плоти, часто заходя в воду. Там он стоял без движения, читая молитвы и псалмы, в то время, как вода доходила ему до пояса, а иногда и до горла. Выйдя из воды, он никогда не снимал холодную, мокрую одежду, пока не высушивал её теплом своего тела. Когда зимой вокруг него плавали куски льда, который он сам разбивал, чтобы расчистить в реке место для себя, видевшие его говорили: «Брат Дриктельм, как ты можешь сносить этот холод?» Он отвечал им просто, поскольку был человеком простым и немногословным: «Я видел холод пострашнее». Когда же ему говорили: «Удивительно, как ты выносишь такую суровую, полную лишений жизнь», - он отвечал: «Я видел и посуровее». И так до дня своего ухода в неугасающей жажде небеных милостей он смирял свою стареющую плоть ежедневным постом и многих привёл ко спасению словом и всей своей жизнью». [1, стр. 168].
Дртхельм упоминается в числе святых Йоркской епархии в произведении блаженного
Алкуина De pontificibus et sanctis Ecclesiae Eboracensis. Обитель Мелроза упоминается как место упокоения мощей Св. Дритхельма у летописца
Гуго Кандидуса в хронике о местоположении мощей английских святых (1115 год).
Память Св. Дритхельма празднуется 30 августа нового стиля / 17 августа старого стиля, 14 сентября нового стиля / 1 сентября старого стиля.
Литература:
1. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов/ Перевод с латинского, вступит. статья, комментарии В. В. Эрлихмана. - СПб.: Алетейя, 2001. - 363 с. - (Pax Britannica)