Апреля, 19 числа, празднование памяти величайшего саксонского святителя свмч. Альфега, архиеп. Дорувернскаго. Священномучениче Альфеже, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 3:
Яко волею живот твой за паству твою положил еси, священномучениче Альфеже славне, вопиет непорочная кровь твоя к Богу, подобно Авеля и Захарии; сего ради предстоящи ныне пред Всевышним со дерзновением, с теми выну моли помиловати и спасти души чтущих любовию священную память твою.
Кондак, глас 2:
Совершающе священную память святаго Альфега, волею излиявшаго кровь свою за Владыку Христа, восплещим руками в радости, православнии, памятующе выну его предстательство небесное; яко в вечней славе водворяяся, непрестанно молиться пред престолом Господним, простити прегрешения, всем почитающим с любовию память его.
Величание:
Величаем тя, / священномучениче Альфеже, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
В середине IX века Англия переживала подъем. По сравнению с серединой предыдущего столетия, когда священники были не в состоянии перевести на родной язык молитв, читаемых ими по книгам на службе, а последний независимый англо-саксонский король Альфред, в течении нескольких лет был вынужден скрываться от язычников датчан в непроходимых болотах на границе с кельтами Валлиса, страна казалось блистала подобно невесте перед браком. Покаяние и смирение, вернувшие королю Альфреду благословение Божие, вернули стране короля и свободу. Уже при Альфреде, не зря именуемым Великим, бывшим не только святым угодником Божиим и выдающимся военноначальником, но и крайне образованным и эрудированным человеком, православное воинство разбило датчан, и хоть не изгнало их, но подчинило власти православных королей. Сам Альфред много содействовал прекращению векового раскола между двумя православными Церквами на Британских островах - кельтской в Валлисе и римской у англосаксов. Он также создал зачатки системы образования и юридического устроения государства, лично переведя на язык народа Псалтирь Давида, поучения свт. Григория Двоеслова пастырям, и создав «учебники» по истории и географии. Его сын Эдуард Старец, хотя и не почитался святым, но в государственном плане развил и укрепил достижения отца, будучи не только выдающимся вождем и воином, но и государственным мужем. При нем короли Вессекса окончательно отвоевали Англию у скандинавов, объединив под своей властью все территории и став королями Англии. Внук Альфреда, местночтимый святой Этельстан, соединил в себе лучшие качества своих предков, и вывел страну на «мировую арену». При его дворе воспитывались Людовик IV - «Заморский», Хакон Добрый, Аллан Бретонский, люди которым он помог вернуть себе троны их отцов, соответственно Франкский, Норвежский и Бретонский. При нем произошла знаменитая битва при Бруннабурге, более чем на полвека, отодвинувшая намечавшееся вторжение датчан, усилились добрососедские отношение с кельтами Валлиса, расширилась и начала приносить благие плоды проповедь христианства у скандинавов. Сыновья Едуарда Старца, Эдмунд и Эдред, правившие вслед за своим дядей, так же были подвижниками благочестия прославленными у Бога и почитавшиеся своими подданными. Что еще можно добавить о стране и о настроении духа ее жителей, в которой из пяти следовавших один за одним королей, в течении восьмидесяти лет, четверо прославлены как святые. И вот именно в это время, в одной из семей Вессекса, семье свободного тана родился сын, которого вероятно по общему возвышенно-радостному настроению назвали Годвин: от God - добрый, и Win - любимый. Хорошее происхождение и связи родных при дворе открывали мальчику верный путь к карьере военного, и более - военноначальника, его мать мечтала об этом, и с четырех лет мальчик сел на коня и стал учиться держать в руках воинское оружие. Но Бог располагает … и шестнадцатилетний Годвин объявил своим родителям, что желает быть воином Царя Небеснаго, и несмотря на протесты матери (отец и так знал, что он воспитал воина) удалился в монастырь Дирхарст в Глостере. Вскоре по испытании решимости молодого человека, ему благословили удалиться в пустынь Бат (Bath) и при ней подвизаться пустынником, не смотря на юный возраст. Возможно это сделали по благоразумию, стараясь удалить ревностного подвижника имевшего постоянно покаянное настроение, от людей едва сознававших за чем они отреклись мiра и ушли монастырь. Как шутят военные - не дели окоп с человеком, превосходящим тебя по храбрости. Вскоре, однако, беглеца вернули обратно (так и хочеться сказать - в мiр) в Бат, и обязали окормлять весь монастырь. Годвин был доведен до слез «свободой» монастырской жизни, но навык к послушанию и воинская привычка принимать все без отчаяния, а паче всего упование на Единого Подателя всех благ, Бога, помогли ему справиться и с «самостоятельностью» братии. Внезапная смерть одного из монахов, открыла глаза и всем остальным. Альфег, как стали называть Годвина, пытаясь вразумить «очень умных», произнес проповедь о том, что лучше человеку оставаться в мiру, нежели, нося монашескую одежду, не иметь духа соответствующего ей. Ношение одежды святых без сокрушенного духа - вечная ложь, лицемерие, которое оскорбляет, но никогда не сможет «произвести впечатление» на Всемогущаго и Разумевающаго на едине сердца сотворенных Им. Жизнь в Бате стала приходить в порядок указанный святыми отцами, а Альфег получил возможность, пребывать в уединении, прерывая его только крайне необходимыми обязаностями игумена. Когда в 984 году почил святитель Винчестерский Этельвольд, святому архиепископу Дунстану явился апостол Андрей Первозванный и указал на игумена Бата, как на угодного Богу преемника. Святому было тогда 30 лет, а епископ Винчестера был фактически вторым епископом королевства и официальным духовником короля - это была королевская столица. Став епископом по послушанию, он продолжал быть иноком, не вкушая мяса (по уставу Венедикта Нурсийского монахи могли вкушать птицу), впрочем на официальных приемах короля он ел на ряду со всеми стараясь не открывать своего подвига, каждый день он совершал полуношницу (а её тогда совершали в полночь%), отправляясь на ее чтение в часовню босиком и без верхней (теплой) одежды. На сколько он был суров по отношению к себе, на столько же милосердно он относился к другим. У некоторых людей знатного происхождения, да и у выходцев и «необезпеченых» слоев, часто на верху сохраняется, спокойное отношение к бедным, не понуждающее его владельцев прилагать особые усилия к устроению земных нужд неимущих, ведь - «нищих всегда имате». Нельзя конечно человека осудить за это, но в Винчестерской епархии при Альфеге нищих просто не было. И их никто не увозил на «сотый километр». После убийства св. царя-мученика Эдуарда, воцарился его младший брат Этельред. Ребенок который вовсе не хотел смерти брата, пораженный до истерики его убийством и со времен его похорон с содроганием взиравший на церковный свечи, скоро понял что его воцарения желали исключительно ради его возрастной несостоятельности, чтобы через него можно было вертеть государством. Реакцию ребенка не сложно предположить, но убийцы (в том числе его мать) почему-то не догадались этого сделать. Из-за желания делать все наперекор, Этельред получил прозвище «Не-принимающаго-советов» - Unready
[1].
Свмч. Альфег стал отчасти опорой и утешением малолетнему венценосцу. Когда в начале девяностых годов на страну напал флот датских викингов, грабивший безпощады страну, архиепископ Кентерберийский и епископ Винчестерский были отправлены вести переговоры с вождем викингов Олавом сыном Трюггви. Насколько лично я понимаю, именно Альфег стал человеком направившим Олава к святому Елидию, кульдейскому епископу жившему на острове святой Елены. Олав как раз был близок к кульминации своей жизни - перед ним стоял вопрос зачем он живет? И с христианством он сталкивался уже ни раз, но не принимал его. Ему нужен был аргумент, и Альфег предложил живой пример святости, интересно что избрал он человека не из англо-саксонской Церкви, но из кельтов, вероятно, сказался «внутренний человек» - монашество кельтов все еще продолжало оставаться на недосягаемой (для людей хотящих жить спокойно и одновременно быть христианами) высоте. Олав отправился к прозорливому Елидию и стал оглашенным, через несколько месяцев, на повторной встрече с послами он исповедал себя христианином и отправившись с Альфегом в Андовер, принял святое Крещение и был воспринят от купели королем Этельредом. Он торжественно обещал ни когда более не нападать на православных, и действительно выполнил свое обещание отправившись в Норвегию, Крестителем (и королем), которой он стал, а вскоре заслужил и мученический венец (+ 9 сент. 1000). В 1006 году, Альфег был переведен на вдовстующую Кентерберийскую кафедру, и стал предстоятелем поместной англо-саксонской Церкви, в возрасте 52 лет. Посетив Рим, он принял из рук папы Иоанна XVIII архиепископский «паллий» - то есть омофор (фактически самостоятельная англо-саксонская Церковь, юридически была автономией Рима, в отличие от кельтских Церквей бывших самостоятельными - автокефальными). В 1009 он возглавил собор в Оуэнгаме, где были приняты 32 канона, в том числе, что интересно с точки зрения полемики с римо-католиками - утвержденн был древний обычай содержать пост в среду и пятницу. К сожалению повзрослевший Этельред не смог избавиться от привычки противопоставлять себя знатным людям королевства, а они платили ему той же монетой. Царство, разделившееся на ся, стало привлекательным куском для датчан, которые все первое десятилетие нового тысячелетия нападали и нападали на страну. В 1011 году армия датчан под руководством саксонского ярла-предателя Эдрика разбила свой лагерь под Кентербери, и многие советовали архиепископу спасаться бегством, но он отказался. Во время штурма, когда передовые отряды викингов ворвались в город, они начали избиение населения, не взирая на пол, не различая возраста, детей, стариков, женщин. Братия монастыря пыталась скрыть старца святителя в церкви, но ему удалось вырваться, и он бросился прямо на площадь где произходило изуверство. Вклинившись между воинами и несчастными жителями, Альфег стал поносить датчан. «Пощадите этих невинных! Какая слава в пролитии их крови?! Обратите свою злобу на меня! Это я поносил вас, я кормил, одевал, выкупал у вас этих несчастных». Слова его, произносимые со свободой, разозлили предводителей войска, и архиепископ был схвачен. Заведенные до неистовства разбойники не знали, как только еще можно было досадить святителю, изувечив ему лицо, стали избивать его ногами, не удовольствовавшись этим, сожгли при нем кафедральный собор, затем в его присутствии собрали монашествующих и убивали каждого десятого. Наконец заковав старца в железа, его бросили на несколько месяцев в сырой подвал. Перемещаясь по стране, данны таскали за собой архиепископа. Он, «которые до сего времени был главою Англии и Христианства (of the English и of Christendom), влачился в их обозе от одной стоянки до другой, но, обремененный цепями, не упоминал о выкупе. Однажды в армии викингов началась эпидемия дизентерии. В средневековье это заболевание нередко оканчивалось «летальным исходом». Среди датчан были христиане, вероятно даже, что большинство из них были крещены, но просто продолжали жить «как все люди»
[2].
Посчитав, что заболевание является наказанием за недостойное обращение со святителем Божиим, предводители армии решили выпустить его из заключения и святитель получил относительную свободу перемещения по лагерю. Он совершил молитву и благословив хлеб подавал его приходившим к нему датчанам. Люди вкушавши от «Евлогии», немедленно выздоравливали и эпидемия вскоре престала, а Альфег пользовался сей малой свободой для исполнения своего святительского долга - проповеди Евангелия и исправления заблудших. Во время взятия Лондона, датчане пленили Витан - совет старейшин англо-саксонского народа, и выпустили их, только после того, как выкачали из них сумму в 48 тысяч фунтов золота, деньги невероятные по тем временам. После долгого ожидания просьбы о выкупе и от архиепископа, датчане соскучились им и предложили ему свободу за три тысячи золотых монет, если при том он обяжется убедить короля Этельреда дать им учетверенную сумму таких же денег. «У меня нет такого богатства, - отвечал Альфег, - и я не желаю ни быть кому-либо в тягость, ниже советовать моему королю что-либо во вред отечеству». Потом он объявил, что не примет для своего выкупа ничьего пожертвования, и запретил, своим приверженцами всякое о том ходатайство, говоря, что счел бы себя предателем отечества, если б заплатил деньги врагам Англии. Датчане, более жадные до денег, нежели до крови архиепископа, часто возобновляли свои требования. «Напрасно вы меня побуждаете, - повторял им Альфег, - не такой я человек, чтоб класть на зубы язычников христианские тела для пожирания; а отдав вам то, что бедный народ вырабатывает на свое пропитание, я сделал бы именно такое злодеяние.» Ему дали неделю, чтобы собрать деньги, но он и не думал о том. Наконец датчане потеряли терпение: однажды на Пасху, когда их главари пребывали в Гринвиче, им привезли с юга целые бочки вина, они перепились и, не зная, чем позабавиться после пира, вздумали для потехи произвести суд над архиепископом. Его привели связанного на плохой лошади, к тому месту, где обыкновенно собирались войсковые совет и суд. Начальники и почетнейшие воины сидели на больших камнях, разложенных в обширный круг; а неподалеку была свалена огромная куча бычачьих костей и рогов - негодные остатки походной кухни. Как - только саксонский святитель был введен в круг, отовсюду поднялись крики: «Золота, епископа, золота; а не - то мы так потешимся над тобою, что ты прославишься по всему свету». Альфег спокойно отвечал: «Предлагаю вам золото мудрости. Отрекитесь от ваших заблуждений, обратитесь к истинному Богу; если же не послушаетесь моего совета, то погибнете, как Содом, и не укоренитесь в этой стране». Мнимые судьи, приняв эти слова и за угрозу и за оскорбление своей веры, вскочили со своих мест, бросились на архиепископа, били его обухами своих секир и повергли на землю. Один из вождей, Торкель Высокий, попытался остановить воинов, но сребролюбие и вино помутило им разум. Многие побежали к куче костей, вооружившись ими, растолкали толпу, окружавшую мученика, и закидали его теми костями. Лежа он, подобяся блаженному первомученику Стефану, молился о прощении убийц и о принятии своей души. Наконец слегка приподнявшись, он сказал: “Благий Пастырю! Несравненный Пастырю! Призри с состраданием на чада Церкви Твоея, яже умирая предаю Ти!” Напрасно святитель силился приподняться на колени, чтоб молиться: вскоре он упал полумертвый. В этот момент, один из воинов - датчанин Трум, обращенный святителем и только накануне принявший от него Святое Крещение, не зная как прекратить мучения почти шестидесятилетнего старца, подскочил к нему и нанеся ему удар секирой, разсек ему главу. Так умер святитель Альфег на 59 году жизни, начав свою жизнь с ласковым именем данным в крещении - Годвин, он святительствовал и почил под знаменательным именем, образованным из двух слов - дух и острый. Воины хотели стащить его тело в какую-то лужу, но оставили, а утром наступило расскаяние. Услышав о смерти предстоятеля поместной церкви, в лагерь викингов прибыл его друг, будущий священномученик, Эаднот, епископ Дорчестера, а вскоре подъехал и епископ Лондонский. Выкупив мощи святителя за большую сумму, они отвезли их в Лондон и погребли там в соборе св. ап. Павла. В Гринвиче же был построен и освящен в его честь храм, сохранившийся до ныне. Через десять лет - 8 июня 1023 года, датский король, захвативший Англию, Кнут Великий вместе с архиепископом Этельнотом Кентерберийским, с большими почестями перенес мощи святителя в Кентербери по реке. Датские воины, среди которых возможно были и убийцы Альфега, образовав коридор от монастыря св. ап. Павла до Темзы стояли с обнаженными мечами, а иноки монастыря несли раку к ладье. Сам король стоял за веслом кормчего. Толпы людей провожали мощи святителя до Кентербери идя по суше. Королева Эмма дала огромные дары кафедральному храму Кентербери. К этому стоит добавить еще два факта. Вскоре после мученической кончины святого, пророчество святителя исполнилось, и датский флот, насчитывавший более двухсот кораблей, потонул во время бури. После падения православия в Англии и захвата папистами власти в Английской Церкви, боясь возбуждения патриотического духа в завоеванных англо-саксах чрез почитание свмч. Альфега, римские клирики отменили почитание епископа, заявив, что он пострадал не за Христа, а из-за отсутствия денег. Впрочем, позже они изменили тактику, и стремясь понравиться народу, снова возобновили его почитание. Мощи священномученика погибли во времена уничтожения мощей протестантами, при Генрихе VIII.
[1] оффтопик: не от английского ready - готовый, а от саксонского read - совет, а то я уже видел и в серьезной литературе переводы - Неготовый, Нерешительный. Но Этельред как раз был весьма решительным человеком, весьма несгибаемо отвергавшим любые советы, даже разумные. Однажды он приказал перебить всех датчан, которые жили в Англии, и превратил эту безумную идею в действительность, невзирая на то, что против этого безумия выступали все сколько-нибудь приближенные к нему люди. Результат превзошел все ожидания - началась война с Данией приведшая к изгнанию Этельреда, и в конце концов воцарению датской династии.
[2] и даже не один раз! - за крещение христиане оставляли пленным язычникам жизнь, тем самым, по-несчастию, способствуя профанации Таинства.