Сугубъ тебѣ вѣнецъ нетлѣнiя Христос, всеблаженне, дарова. Яко страдалцу, и честну святителю Автономе. Тому бо бескровныя принеслъ еси жертвы. Того Божественую страсть нелестно подражая. Того и нестарѣющiяся пищи, блаженне, насладился еси
Житие из пролога:
Автономъ священыи мученикъ Христовъ, в царьство бѣ Дiоклитiянѣ. Епископъ бѣ во Итталiи. Гоненiя же ради иже на христiяны, оставивъ Итталiю, прiиде в Вифанiю, и прiятъ бысть от нѣкоего Корнилiя христiана. Создав же церковь святаго архангела Михайла, и постави в ней Конилия епископомъ. И отиде в Клавдiю градъ, уча слову Божiю. И паки возвртився Корнилiя посѣтивъ. И служаше въ церкви святаго архангела Михайла. И на гнѣвъ подвиже еллины. Не терпяху бо от него зрѣти Христа поклоняема, а идолы преовидимы. И устрегше время егда служаше, въскочишя въ церковь, и яже с нимъ сущихъ отгнашя от церкве. А святаго Автонома, сурово и нечеловѣчно убиша. И тако по Христѣ сконьчася.
Воспоминания Симеона Метафраста об обретении мощей священномученика:
Видя достославного подвижника, препобеждающего свойства человеческой природы, я встал на славословие Божие; и вот, приникая некогда очами в гром святого мученика Автонома, я узрел, что его святые мощи остаются непобежденными силою смерти. Смерть, похваляющаяся в три дня разрушит весь состав живого существа, не могла, в продолжение столь многих лет, уничтожить ни одного волоса у сего славного мужа. Глава его и волосы были невредимы, лицо цело, кожа крепка, - не истлел ни один волос на ресницах его: лишь очи его сомкнулись. И когда я глядел на него, мне казалось, что смерть заставила его лишь хранить молчание, а всё его тело и все его составы сохраняет целыми: ни с головы его ничто не отпало, ни от прочих частей тела ничто не отделилось. Так прославляет Господь тех, кои прославляют Его в святых телесах своих. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, всегда, и во веки веком. Аминь.