Происхождение названий нот

Nov 30, 2014 00:38

Оригинал взят у levilla в Происхождение названий нот

В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.

Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 - 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:



Гимн «Ut queant laxis» - «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грехи наши с опороченных наших уст, о Святой Иоанн».

Мелодия каждой строки текста начинается на одну ступень выше предыдущей.

Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.


С легкой руки монаха Гвидо д’Ареццо (991 - 1033) начальные слоги каждой фразы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Родилась европейская нотация.

Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения на первом слоге. Приписывается эта замена некоему Дж. Дони, который назвал ее в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд и при переходе на современную октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна.

Гимн «Ut queant laxis» был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение) Паолусом Диаконусом, жившим во второй половине восьмого века.

В честь Гвидо д’Ареццо назван кратер на Меркурии.

http://orpheusmusic.ru
http://www.retroportal.ru

богослужебное пение, латинское пение, X век, XI век

Previous post Next post
Up